logo search

Связь педагогики с другими науками

Наука едина, потому что изучаемое ею знание целостно. Де­ление его на предметы есть уступка нашим возможностям. Что­бы хоть как-то познать необъятное, ограниченный человеческий разум вынужден разрывать знание на куски. Достигая при этом некоторого прогресса в глубине познания, мы неизбежно теряем в широте. Вот и приходится говорить о связях между науками там, где мы должны были бы вести речь об одной науке о чело­веке и среде его обитания.

Педагогика, будучи частью изначально единой науки, раз­вивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными на­правлениями. Сегодня практически не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления. Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковеде­ние, социология, этика, эстетика и др.) помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происхо­дящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая кор­ректировать направленность воспитания. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией и психологией. Последнюю вообще невозможно отделить от пе­дагогики. Анатомия и физиология составляют базу для пони­мания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функ­ционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей зако­номерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует развитие психики, а педагогику — эффектив­ность тех воспитательных воздействий, которые приводят к на­меченным изменениям во внутреннем мире и поведении челове­ка. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствую­щем разделе психологии. В дидактике, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; тео­рия воспитания базируется на психологии личности и т. д. Инте­грация наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

Несмотря на теснейшую связь, педагогика и психология — отдельные науки, имеющие каждая свой предмет. Нет психоло­го-педагогической науки, как об этом часто говорят. Психоло­гия, оставаясь наукой о закономерностях развития психики, оказывает большую помощь науке о воспитании, но отвечать на главные вопросы педагогики — об идеалах, целях, задачах вос­питания, о том, когда, что и как воспитывать, она не берется. Психология раскрывает теорию и механизмы психической дея­тельности, а педагогика вырабатывает на этой основе конкрет­ные технологии воспитания.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео­графией и биологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о происхождении человека может помочь в понимании педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педа­гогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек со­прикосновения, из которых часто и возникают новые перспек­тивные направления, связывающие науку в неразъединимое целое. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педаго­гики с точными и техническими науками — кибернетическая,

математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке — на острие интеграционных преобразований.