logo search

Формирование и развитие

Педагогика широко использует междунаучные понятия «фор­мирование» и «развитие». Формирование — процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, ус­тойчивости.

Понятие «формирование» — еще не установившаяся педаго­гическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправ­ляемых, случайных воздействий на личность. Например, извест­ный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал назы­вать формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной дея­тельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).

Неопределенны границы применения в педагогике еще одно­го общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что разви­тие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращаю­щимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности — сложнейший процесс объективной дей­ствительности. Для углубленного изучения этого процесса совре­менная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психичес­кую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Итак, развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.

Источник — противоречия, борьба противоположностей.

Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние (среда).

Факторы — наследственность, среда обитания, социально-эко­номические условия, микросреда, воспитание, собственная дея­тельность.

Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспи­тания, деятельности и общения.

К педагогическим категориям в некоторых случаях можно от­нести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспи­тательные инновации и др.