logo search

Опора на положительное

Если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капель­ку хорошего и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хо­роших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые мож­но добиться устойчивых успехов в формировании всех других за­данных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выяв­лять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, разви­вать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке поло­жительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопро­центно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицатель­ного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать прави­ла реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борь­ба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и по­зиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания дейст­вуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положи­тельное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положи­тельных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), с помощью которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспита­ния. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведуще­го звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относятся и жизнедеятельность воспитан­ников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведе­ний. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом и не мешает другим, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботли­вое отношение друг к другу, не может не оказывать благопри­ятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опыт­ные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансиру­ют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высо­ких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.