logo
дошкольная педагогика

3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников

В ФГТ выделяются 2 образовательные области, связанные с общением: «социализация, коммуникация». Предполагается решать задачи – приобщения к элементарным общим правилам и нормам взаимоотношений, развития свободного общения, развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата.

В педагогике различают педагогическое общение – общение педагога с детьми, когда конечный результат – воспитание ребёнка, накопление его социального опыта. Проблемой педагогического общения занимались и занимаются В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик.

Для педагогов важны знания об общении детей между собой. Эта проблема освещалась в материалах А. Запорожца, А. Леонтьева, Т. Репиной, Н. Ватутиной и др.

Психолог А. Спиваковская подчёркивает, что общение включает 3 компонента: вербальное общение; общение с помощью языка, мимики; общение с помощью языка самооценки. Все 3 компонента важны. Общение рассматривается как деятельность, пронизывающая, сопровождающая все другие виды деятельности, и как отдельный вид деятельности.

Как любая деятельность, общение имеет структуру, отличительные особенности.

Педагогическое общение выполняет ряд функций: воспитательную, материнскую, перцептивную (познавательную), обучающую, коммуникативную, организующую. Успешность педагогического общения обусловливается общительностью как чертой личности педагога, использованием технологии общения. Профессионально педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.

Эмоциональная форма характеризуется использованием контакта взглядов, жестов, ласки в речи, показом действия, научением ребёнка действиям в общении.

Внеситуативно-речевая форма используется в основном на специальных занятиях, экскурсиях, беседах и предполагает вопросы к детям, поощрение инициативы ребёнка в общении.

Внеситуативно-познавательная форма – это формирование уважения к себе, развитие самоутверждения.

Общение характеризуется следующими мотивами: познавательными (желание получить информацию); личностными (получить поддержку, оценку), деловыми (согласовать действия, чтобы что-то сделать совместно).

Содержание общения определяется той или иной деятельностью, зависит от стиля общения. Различают следующие стили общения: демократический (помогающий, разъясняющий), основанный на понимании потребностей ребёнка, учёте его индивидуальных особенностей; авторитарный стиль (подавляющий), базирующийся на указаниях без учёта интересов, склонностей ребёнка; либеральный стиль (попустительский), основу которого составляет неправильное понимание свободы ребёнка; императивный стиль (грубое подавление), не учитывающий личность ребёнка.

Средства общения включают мимические, жестовые, интонационные, языковые средства.

Результатом общения является обмен опытом, знаниями, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребёнка.

Общение способствует полноценному развитию ребёнка (М. Лисина), развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность. Дети – дошкольники часто в общении пытаются обратить внимание взрослых, используя разные способы. Чаще всего это «язык тела» (берёт за руку, обнимает, строит рожицы, кривляется).

Для дошкольника 3 – 7 лет характерна особая динамика процесса общения (М. Лисина).

      1. Дети овладевают общением со взрослым по инициативе взрослого.

      2. Общение со взрослым по инициативе ребёнка.

      3. Общение со сверстником по инициативе взрослых и детей.

      4. Общение ребёнка и взрослых в совместной деятельности. Уровень сформированности общения М. Лисина предлагает определять по следующим показателям:

Общение ребёнка со взрослыми развивается благодаря сильнейшей эмоциональной тяге к взрослым, доверия к миру взрослых. В работах Г. Ляминой показана динамика развития общения ребёнка со взрослым. Младшим дошкольникам свойственна потребность в контактах со взрослыми, подражание им, доверчивость (3 – 4 года). К 4 годам появляется потребность в самостоятельности, активности. После 5-ти лет ребёнок чаще является инициатором общения, выбирает партнёров, независим в общении, появляется избирательность. Ребёнка в этом возрасте в общении со взрослыми привлекает способность последних понять его.

Общение дошкольника со сверстниками изучалось и изучается А. Усовой, Т. Марковой, М. Лисиной, Т. Репиной. Данными учёными используется понятие «детское общество», под которым подразумевается группа детей, имеющая определённый возрастной состав, где происходит социализация детей. Т. Репина, давая характеристику группе детского сада, подчёркивает, что статус каждого ребёнка в группе зависит от общительности ребёнка, его личностных качеств. Всё это определяется стилем воспитания в семье, опытом общения, типом высшей нервной деятельности, установками, которые дают взрослые. М. Лисина показала, что в дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребёнка со сверстниками.

      1. От 3 – 4 лет – сверстники выступают для дошкольника как фон для самоутверждения.

      2. После 4-х лет сверстник находится для ребёнка в центре внимания, возникают первые симпатии, детская дружба.

Т. Репина показала, что ребёнок строит свои взаимоотношения со сверстниками по-разному:

Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и отрицательными. Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений (Т. Маркова). Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены в зарубежной психологии (Б. Спок, А. Фромм).

Различают 2 типа отрицательных взаимоотношений:

Причинами отрицательных взаимоотношений являются особенности воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический микроклимат.

В работах С. Якобсон, Б. Спока подчёркивается необходимость коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в частности, игровая коррекция.

Современный педагог, зная особенности общения ребёнка со взрослыми, со сверстниками, педагогического общения, должен создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения.

Для детей раннего возраста общение с матерью, взрослыми крайне важно. Наблюдается тесная эмоциональная связь. Отсутствие систематического эмоционального общения взрослых с ребёнком провоцирует «госпитализм», т. е. замедление развития ребёнка в целом, и потом это отставание остаётся на всю жизнь. Хуже, позже развивается речь, движения, приобретаются первые навыки общения.

В дошкольном возрасте общение также оказывает глубокое влияние на всестороннее развитие детей. Если у ребёнка довольно высокий уровень развития общения, ребёнок доверяет взрослому, живо интересуется, выступает инициатором общения, такое общение способствует развитию эмоционального благополучия, быстрой социальной адаптации, способствует развитию способностей, усваиванию опыта общения; более успешно дети осваивают новые виды деятельности, т. е. общение содействует социальному, интеллектуальному, личностному развитию ребёнка. Подобный развивающий эффект не достигается спонтанно, он становится возможным благодаря профессионализму педагога. Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение), на праздниках (частично регламентированное общение), свободная форма общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности. Это важно для развития ребёнка. Частично-регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (быть ведущими на празднике), формирует организаторские способности.

Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Можно выделить существующие в современных дошкольных учреждениях проблемы общения: однообразие, излишняя заорганизованность детей, преобладание авторитарного стиля общения.

Для успешной организации общения дошкольников педагоги должны реализовывать следующие условия: использовать разнообразные средства общения (язык, поза, мимика и др.); задействовать различные функции общения (коммуникативную, перцептивную); применять различные формы и стили общения в зависимости от ситуации с преобладанием демократического стиля; реализовывать в практике технологию педагогического общения (создание условий, культура общения, педагогическая поддержка).

Современный педагог должен уметь использовать большие возможности своей речи в общении с детьми, чтобы передать информацию, предложить детям задать вопросы, рассказывать, описывать взаимоотношения, чувства окружающих людей, располагать детей к размышлениям, будить фантазию, рассказывать об интересном, использовать речь в виде инструкции, одобрения, обоснования, вносить элементы неожиданности, новизны. Общение педагога с детьми должно быть содержательным, проблемным. Целесообразно использовать коллективное и индивидуальное общение, разговор по душам, тет-а-тет.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с коммуникацией, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, проблема развивающего воздействия общения в дошкольном возрасте многогранна. В педагогическом общении следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. В основе общения лежит взаимопонимание, которое предполагает уважительное, эмпатийное отношение. Педагогическое общение предполагает формирование у педагогов профессиональных качеств общения. Общение как деятельность нуждается в контроле, управлении со стороны педагога.

Задания:

Запомните:

Определения основных понятий «общение», «педагогическое общение».

Проверьте себя:

Императивный стиль педагогического общения: