logo
дошкольная педагогика

Предметный указатель

Амплификация – обогащенное развитие детей, обогащенное содержание и культивирование специфических детских видов деятельности в жизни ребенка, в первую очередь игры.

Базисные характеристики личности дошкольника – компетентность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование).

Воспитание – (в широком смысле) – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни; (в узком смысле) – специально – организованный и управляемых процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

Государственный стандарт – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, формирования личности детей дошкольного возраста.

«Детство» - общая образовательная программа для дошкольников под ред. Логиновой В.И., Бабаевой Т.И.

Единство требований к детям – общность и согласованность подходов педагогов и родителей.

Жан Жак Руссо – французский просветитель, педагог.

Здоровый образ жизни – результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья.

Игровая терапия – метод терапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры с целью коррекции отклонений в поведении.

Концепция – система взглядов на явления или способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Метод – способ достижения цели. Методы исследования – приемы, процедуры, операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высшей степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Парадигма (педагогическая) – устоявшаяся, ставшая привычной, модель – стандарт решения определенного класса педагогических задач.

Педагогика – наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработки на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса.

Развитие личности – изменение ее количественных и качественных свойств.

«Радуга» - общая образовательная программа для дошкольников под ред. Т.Н. Дороновой.

Семья – малая социальная группа, основанная на кровном родстве, члены которой связаны общностью, бытом.

Субъект – субъектные отношения – партнерские отношения, общение с ребенком на равных, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Субъектность человека проявляется в его общении и самосознании. Развитие субъектности — способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в разных видах деятельности.

Самоценность дошкольного детства – возрастной потенциал развития, который необходимо помочь детям реализовать, раскрыть.

Теория – система принципов, законов, категорий, понятий.

Условия (педагогические) — теоретические и практические ориентиры, установки, способы, средства организации образовательного процесса.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – нормы и положения, обязательные для реализации дошкольными образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Формирование (личности) — один из видов развития личности; изменение динамической функциональной структуры личности, главным образом, ее содержание под влиянием внешних воздействий.

Художественно-эстетическое воспитание – создание условий для развития у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Чумичева Р.М. – д-р пед. наук, профессор ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, декан факультета педагогики и психологии, автор программы «Ребенок в мире культуры».

Ш. Амонашвили – почетный академик РАО, д-р психол. наук, профессор, автор гуманной педагогики.

Целостность (образовательного процесса) — наличие в образовательном процессе основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное его функционирование; совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих жизнь детей.

Эмпатия – способность понимать психологические состояния других людей, сопереживать им.

Ювенильный – относящийся к детскому, подростковому возрасту, не достигший половой зрелости.

Я. А. Коменский – чешский педагог ХVII в., родоначальник дошкольной педагогики.