2.3. Физическое развитие дошкольников
Физическое развитие – это процесс изменения функций детского организма под воздействием условий жизни и воспитания.
Физическое развитие – развитие физических качеств (выносливость, быстрота и т. д.).
Физическое развитие – антропометрические и биометрические данные ребенка.
Физическое воспитание – организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития.
Взаимосвязь и гармоничность развития разных сторон личности ребенка означает взаимосвязь содержания, технологий, методов и приемов, дополнение одной стороны развития другой, взаимопроникновение одной из сторон развития ребенка в другую.
Целостность физического образования предполагает единство обучения и воспитания в образовательном процессе ДОУ, то есть в процессе физического воспитания в комплексе должны решаться в равной степени обучающие и воспитательные задачи. Кроме того, задачи физического воспитания должны ставиться и решаться в других видах деятельности, в других направлениях развития ребёнка. Работа специалиста – инструктора по физвоспитанию в идеале должна быть тесно связана с работой всех категорий сотрудников дошкольного учреждения.
Методологической основой физического образования является положение о всестороннем гармоническом развитии молодого поколения, о ведущей роли условий жизни в формировании личности. Естественнонаучные основы физического образования дошкольников составляют учения И. Сеченова, И. Павлова о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли центральной нервной системы. На основе учения И. Павлова об условно-рефлекторной природе произвольных действий разрабатывается дидактика физических упражнений, изучение индивидуальных особенностей детей. Психологические основы физического образования дошкольников определяются следующими положениями: формирование потребностно-мотивационной сферы, осознание детьми того, для чего, например, надо мыть руки; установка на здоровье, развитие интереса к физическому образованию. Педагогические основы физического образования дошкольников включают цели, задачи, принципы, условия, средства, образовательные программы.
Задачи физического развития:
-
оздоровительные задачи (сохранение, укрепление здоровья, развитие физических и адаптационных возможностей организма, повышение работоспособности, умение сохранять осанку);
-
образовательные задачи (формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, знакомство с разными способами движений и развития физических качеств);
-
воспитательные задачи (воспитание интереса к разным видам спорта, двигательной деятельности).
В ФГТ выделяется образовательная область «Физическая культура». Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничного физического развития. Задачи:
-
развитие физических качеств;
-
накопление и обогащение двигательного опыта детей;
-
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье». Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Задачи:
-
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
воспитание культурно – гигиенических навыков;
-
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Принципы физического воспитания: принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип связи физического образования с трудом. Формы физического образования в ДОУ: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные праздники и развлечения, детский туризм, самостоятельная двигательная деятельность. Условия физического образования: охрана нервной системы ребёнка, создание необходимой материальной базы, создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с нормативами. Средства физического образования дошкольников: гигиенические факторы (режим, питание, формирования культурно-гигиенических навыков), естественные силы природы (солнце, воздух и вода); физические упражнения (основные движения, общеразвивающие движения, спортивные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, игры - аттракционы).
Содержание работы по физическому развитию заключается в создании условий для психофизического развития детей, формировании здорового образа жизни, развитии физической компетентности.
Содержание работы по физическому развитию находит отражение во всех общих образовательных программах для дошкольников. Например, интересен подход к физическому развитию в программе «Истоки». В данной программе формирование здорового образа жизни связано с активными движениями, дающими ощущение радости.
Существует много дополнительных программ, посвященных только физическому развитию дошкольников, например, программа Ю. Змановского «Здоровый дошкольник». Автор предлагает в основу двигательной деятельности положить циклические упражнения (бег). Даются рекомендации по организации питания, приготовлению пищи, использованию психогимнастики и др.
Программа Т. Тарасовой «Я и мое здоровье» посвящена валеологическому воспитанию, т.е. знакомству детей с нетрадиционными способами оздоровления организма. Автор предлагает интересную систему занятий.
В. Кудрявцев, Б. Егоров являются авторами педагогики оздоровления. Они предлагают в процессе физической культуры развивать личность ребенка, формировать культуру движений, познавать возможности собственного тела.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья (Т.Л. Богина), система мер по охране и укреплению здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии – такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью (Н.К. Смирнов).
Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева дают характеристику следующим оздоровительным технологиям: например, технология (Т. К. Марченко, С. Д. Поляков, С. В. Хрущёв), в которой эффективным средством профилактики деформаций позвоночника предлагается правильное и своевременное проведение лечебной физкультуры, включающей в условиях ДОУ специальные и общеразвивающие физические упражнения с использованием современного реабилитационного оборудования: ортопедические мячи (фитболы), «сухие» бассейны, мягкие модули, детские тренажёры. Специальные упражнения подбираются с учётом выявленной у детей патологии. Авторы характеризуют новые формы организации физического воспитания. Одна из таких форм – организация физкультурных занятий на основе полодифференцированного подхода (мальчики и девочки). Авторы отмечают, что во многих ДОУ проводятся занятия с использованием тренажёров. Кроме того, интерес представляет опыт использования в ДОУ элементов йоги, элементов самомассажа, акробатики, спортивных танцев, художественной гимнастики, использование разных видов театрализованной деятельности для оздоровления детей. Разработана и используется информационно-педагогическая технология (компьютерная программа «Физкультурный паспорт»), позволяющая осуществлять диагностику физического развития детей, оценивать состояние образовательного процесса в ДОУ.
Программа «Здравствуй» (М. Л. Лазарев) предполагает широкое использование музыки в оздоровлении детей, работу с цветомузыкальными пособиями, разучивание большого количества песен, выполнение дыхательной гимнастики, участие детей в играх здоровья. Благотворное влияние музыки распространяется на весь организм благодаря восприятию соответствующими рецепторами музыкальных вибраций, тем самым укрепляется центральная нервная система, сердечно-сосудистая, эндокринная, пищеварительная система, а также социокоммуникативные и адаптационные механизмы. Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит от уровня взаимодействия воспитателей и родителей, в котором могут использоваться разнообразные формы: игровые родительские объединения, беседы со специалистами, игровые практикумы и тренинги, школы успешных родителей, школы здорового досуга, школы обмена семейным опытом.
Каждое ДОУ имеет право создавать свою систему физического воспитания на основе общих принципов: «Не навреди», «В здоровом теле – здоровый дух», демократичности, гуманизации, единства всех участников образовательного процесса.
Проблемами физического развития в прошлом занимались Е. Гориневская, Л. Чулицкая, А. Кенеман. В настоящее время физическому развитию уделяют внимание такие авторы как В. Кудрявцев, Э. Степаненкова, Е. Вавилова, Г. Лескова, Г. Попов, С. Филиппова, Т. Волосникова.
Современные пособия по физическому развитию детей: Э. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»; Н. Ожухова «Воспитатель по физической культуре в ДОУ»; О. Хухлаева «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»; «Теория и методика физической культуры дошкольников» под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарёва.
Диагностика физического развития детей может осуществляться в соответствии с рекомендациями в образовательных программах. Так, например, в программе «Детство» для оценки физического развития в каждом возрасте предлагаются трехуровневые критерии оценки. Диагностические методики предлагают Е. Лескова, Г. Попов, С. Филиппова для оценки уровня развития основных движений, физических качеств, уровня здоровья. Например, для диагностики ловкости Г. Попов предлагает тест, состоящий из ряда заданий (полосы препятствий). Выполнение теста осуществляется на время. Тест состоит из одиннадцати упражнений.
В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с физическим развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.
Таким образом, взаимосвязь и гармоничность физического развития дошкольников существует объективно и субъективно; возможна профессиональная педагогическая работа по обеспечению взаимосвязи и гармоничности базовых сторон развития ребенка – тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса.
Физическое развитие связано с другими сторонами развития ребенка. Целостность предполагает единство воспитательных и обучающих задач, когда обеспечивается взаимосвязь в работе инструкторов по физ. воспитанию и педагогов группы.
Задания:
Запомните:
Определения основных понятий «физическое развитие».
Проверьте себя:
Средства физического развития:
-
питание, закаливание, двигательная деятельность;
-
разные виды спорта;
-
спортивный инвентарь.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика