logo
дошкольная педагогика

3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка

Игрушка — обязательный спутник детства. Игрушка у младших дошкольников является мотивом игры. Игрушки удовлетворяют потребность детей в активной деятельности, подсказывают идею игры, развивают познавательный интерес; игрушка является произведением искусства (народная игрушка). Игрушка – это предмет, специально созданный взрослыми для игры детей.

Е. А. Аркин в своё время выдвинул положение о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества, которое опроверг Д. Б. Эльконин, т. к. Е. А. Аркин изолировал историю игрушки от истории её обладателя, от истории её функций в развитии ребёнка и от истории места ребёнка в обществе. По мнению Д. Б. Эльконина, игрушки возникают и исторически изменяются. История игрушки связна с историей изменения места ребёнка в обществе. Игрушки в ходе развития человеческого общества меняли свою функцию, занимая новое отношение к процессу развития ребёнка.

Первые упоминания об игрушках этнографы относят к III – V тысячелетию до н.э. В древнем Египте при раскопках находили деревянных кукол, мячи из кожи, датируемые 500 годом до н.э. Вначале игрушки были предметами культа, труда, т. к. труд старше игры. В 17 — 18 вв. начинается промышленное производство игрушек для детей знати в Германии, Франции. Производство русской народной игрушки сохранилось до наших дней (филимоновские глиняные игрушки, богородские деревянные игрушки, дымковские глиняные игрушки, бабинские деревянные матрешки и др.).

В 1918 г. в Загорске был создан Государственный музей игрушек. В 1932 г. - НИИ игрушки.

Согласно разработанным Стеркиной Р. требованиям к игрушкам, они должны:

Флерина Е. А. в свое время предложила следующую классификацию игрушек: образные, игрушки — животные, игрушки — транспорт, технические, веселые, театрализованные, дидактические, настольно-печатные. Флёрина Е. А. отмечая педагогическое значение игрушки, подчёркивала, что игрушка необходима для развития. Автор разработала требования к игрушке (занимательность, динамичность, стимулирование к коллективным играм, высококачественность, безопасность). Флёрина предлагала методику использования игрушки, характеризовала народную игрушку.

Макаренко А. С. различал: готовые игрушки, полуготовые, игрушки — материалы.

Г. Локуциевская предложила делить игрушки на: дидактические, используемые на занятиях; в совместной деятельности; в самостоятельной игре детей, созданные детьми, предметы – заместители; народные игрушки.

Современная классификация игрушек (Новоселова С. А.) такова: игрушки по степени готовности; игрушки по материалам, из которых они изготовлены; игрушки по функциональности; игрушки по художественным образам.

Игрушки являются структурным элементом игры; у малышей они выполняют функцию мотива игры, стимулируют игру.

Проблемами игрушки в настоящее время занимается доктор псих. наук В. Абраменкова, которая отмечает, что большинство игрушек иностранного производства — это антиигрушки, способствующие нарушению психики детей, наносящие вред развитию, воспитанию.

Необходимо поддерживать отечественного производителя игрушек. Данной проблемой заняты специалисты лаборатории Федерального института развития образования под рук. Т. Н. Дороновой.

Н. Е. Веракса, А. Л. Романова отмечают, что современные, в основном зарубежного производства, игрушки превращают дошкольника в пассивного потребителя, т.к. в них все продумано до мелочей, и ребенку нет возможности создавать свой воображаемый мир, а только отрабатывать заложенные игрушкой операции.

Таким образом, игрушка — это важный предмет в жизнедеятельности ребенка, это агент взрослых в субкультуре детства. Игрушки должны отвечать большинству современных требований, чтобы успешно использоваться в воспитании, развитии, обучении детей.