3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
Игрушка — обязательный спутник детства. Игрушка у младших дошкольников является мотивом игры. Игрушки удовлетворяют потребность детей в активной деятельности, подсказывают идею игры, развивают познавательный интерес; игрушка является произведением искусства (народная игрушка). Игрушка – это предмет, специально созданный взрослыми для игры детей.
Е. А. Аркин в своё время выдвинул положение о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества, которое опроверг Д. Б. Эльконин, т. к. Е. А. Аркин изолировал историю игрушки от истории её обладателя, от истории её функций в развитии ребёнка и от истории места ребёнка в обществе. По мнению Д. Б. Эльконина, игрушки возникают и исторически изменяются. История игрушки связна с историей изменения места ребёнка в обществе. Игрушки в ходе развития человеческого общества меняли свою функцию, занимая новое отношение к процессу развития ребёнка.
Первые упоминания об игрушках этнографы относят к III – V тысячелетию до н.э. В древнем Египте при раскопках находили деревянных кукол, мячи из кожи, датируемые 500 годом до н.э. Вначале игрушки были предметами культа, труда, т. к. труд старше игры. В 17 — 18 вв. начинается промышленное производство игрушек для детей знати в Германии, Франции. Производство русской народной игрушки сохранилось до наших дней (филимоновские глиняные игрушки, богородские деревянные игрушки, дымковские глиняные игрушки, бабинские деревянные матрешки и др.).
В 1918 г. в Загорске был создан Государственный музей игрушек. В 1932 г. - НИИ игрушки.
Согласно разработанным Стеркиной Р. требованиям к игрушкам, они должны:
-
помогать решать воспитательные задачи;
-
активизировать активность детей;
-
быть привлекательными, красивыми;
-
соответствовать требованиям гигиены;
-
не должны провоцировать на агрессию и насилие;
-
быть полифункциональными;
-
обладать ярко выраженными дидактическими свойствами;
-
располагать к совместной деятельности.
Флерина Е. А. в свое время предложила следующую классификацию игрушек: образные, игрушки — животные, игрушки — транспорт, технические, веселые, театрализованные, дидактические, настольно-печатные. Флёрина Е. А. отмечая педагогическое значение игрушки, подчёркивала, что игрушка необходима для развития. Автор разработала требования к игрушке (занимательность, динамичность, стимулирование к коллективным играм, высококачественность, безопасность). Флёрина предлагала методику использования игрушки, характеризовала народную игрушку.
Макаренко А. С. различал: готовые игрушки, полуготовые, игрушки — материалы.
Г. Локуциевская предложила делить игрушки на: дидактические, используемые на занятиях; в совместной деятельности; в самостоятельной игре детей, созданные детьми, предметы – заместители; народные игрушки.
Современная классификация игрушек (Новоселова С. А.) такова: игрушки по степени готовности; игрушки по материалам, из которых они изготовлены; игрушки по функциональности; игрушки по художественным образам.
Игрушки являются структурным элементом игры; у малышей они выполняют функцию мотива игры, стимулируют игру.
Проблемами игрушки в настоящее время занимается доктор псих. наук В. Абраменкова, которая отмечает, что большинство игрушек иностранного производства — это антиигрушки, способствующие нарушению психики детей, наносящие вред развитию, воспитанию.
Необходимо поддерживать отечественного производителя игрушек. Данной проблемой заняты специалисты лаборатории Федерального института развития образования под рук. Т. Н. Дороновой.
Н. Е. Веракса, А. Л. Романова отмечают, что современные, в основном зарубежного производства, игрушки превращают дошкольника в пассивного потребителя, т.к. в них все продумано до мелочей, и ребенку нет возможности создавать свой воображаемый мир, а только отрабатывать заложенные игрушкой операции.
Таким образом, игрушка — это важный предмет в жизнедеятельности ребенка, это агент взрослых в субкультуре детства. Игрушки должны отвечать большинству современных требований, чтобы успешно использоваться в воспитании, развитии, обучении детей.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика