logo
дошкольная педагогика

1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До 3-летнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка – дошкольника таковы.

  1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

  2. Ребенок – дошкольник – это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.

  3. В дошкольном возрасте происходит социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

  4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

  5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Психологи подчеркивают непосредственность, импульсивность дошкольников, повышенную эмоциональность, чувства проявляются ярко: они быстро возникают и пропадают. Познание окружающего мира происходит в красках, образах, звуках. У ребенка преобладает потребность в ласке, привязанности.

Дошкольная педагогика как наука объектом своего исследования определяет ребенка от 3 до 7 лет.

Совсем недавно сформировалась педагогика ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов), которая отмечает, что все отношения с ребенком должны строиться как объективно – субъективная связь, поэтому ребенок для всех является субъектом, который имеет свое «Я», свою позицию.

Существуют и индивидуальные особенности современных дошкольников. Различают врожденные и приобретенные индивидуальные особенности.

Среди приобретенных выделяют:

– страх (тревожность). Его причина – завышенная педагогическая оценка, незнание возрастных особенностей дошкольников. Коррекционная работа заключается в использовании игротерапии, изотерапии и др.;

Все индивидуальные черты, особенности требуют бережного отношения. Сущность индивидуального подхода заключается в применении законов педагогики, психологии к каждому конкретному ребенку.

Ребенок – дошкольник – это биосоциальное существо, индивид, отдельный человек, т.е. единичный представитель, индивидуальность, обладающая своеобразием.

Психологи характеризуют личность как человека, у которого есть своя позиция, сознательное отношение к чему-либо (С.Рубинштейн). В педагогике личность определяют как развивающуюся систему отношений: (А.В. Мудрик).

- к миру;

- с миром;

- к себе;

- с сами собой.

Специфика личности ребенка-дошкольника заключается в следующем:

- личность находится в стадии развития; развивается, проявляет себя;

- личность, отрицающая социум, в котором она живет;

- личность формируется под влиянием разных факторов (генетических, биологических) социума (семьи, детского сада, школы), общества, государства; под влиянием объективных факторов (программа воспитания, обучения); субъективных (активность самой личности).

Специальные исследования развития детей раннего возраста (Н. Аксариной, Н. Щелованова, Г. Ляминой, Л. Н. Павловой, Н. Д. Ватутиной и др.) позволили установить, что это период самого интенсивного развития ребенка. Воспитание детей раннего возраста нашло отражение в глубоких исследованиях закономерностей развития нервно-психического развития Щеловановым Н. Н. и Аксариной Н. Н., которые впервые разработали систему воспитания детей раннего возраста в ДОУ, основные принципы и методы воспитания в условиях яслей. В НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР в 1960 г. была открыта лаборатория воспитания детей раннего возраста, которую возглавила Е. И. Радина. Данная лаборатория впервые представила программу воспитания детей раннего возраста. Основы педагогики раннего детства были заложены в трудах С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Данные психологи доказали, что развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельности. До 1 года у ребенка формируются сложнейшие эмоции и двигательные реакции. Развиваются понимание речи окружающих, контакты с близкими, собственная речь. Очень важно общение взрослого с малышом. Это общение должно быть интенсивным, разнообразным, эмоциональным. Наблюдения за развитием детей в Домах ребенка, в проблемных семьях показали, что при отсутствии такого характера общения развитие ребенка резко замедляется. Дети становятся вялыми, часто болеют, капризничают без причин, поздно начинают ходить и говорить. Это явление называется «госпитализм». «Госпитализм» выражается в том, что ребенок получает от взрослого лишь терапевтический (госпитальный) уход и со временем превращается в пациента больницы. Положительные эмоции в общении формируют у малыша интерес к окружающему, вызывают желание действовать – подражать. Подражание – жизненно важная способность ребенка, а в процессе развития подражание помогает формировать речь, сложную моторику, представление о нормах поведения. Эмоциональное общение с окружающими в первые годы является для ребенка крайне необходимым, а для педагога это важное педагогическое средство. После года параллельно с эмоциональным общением ребенок осваивает предметную деятельность, и это существенно изменяет индивидуальность ребенка. Дети становятся более самостоятельными, независимыми, формируются новые потребности (потребность в новых впечатлениях, потребность в активности, потребность в общении с окружающими, а не только близкими). Педагог должен знать потребности детей, т.к. они определяют желания, интересы.

В раннем возрасте желания проявляются часто в форме аффекта, т.е. эмоционально ярко, неустойчиво. Родители в такой ситуации часто ошибочно полагают, что малыш капризничает; с желанием такое поведение не связывают. Это приводит к тому, что до 3 лет взрослые решают за ребенка, что он должен делать, как себя вести, с кем играть. Неверная педагогическая позиция в этом возрасте опасна, т.к. поощряет и закрепляет в поведении детей упрямство, эгоцентризм, строптивость и т.д.

Развитие ребенка в раннем возрасте отличается пластичностью, тягой к копированию, поэтому важна положительная личность взрослого.

Третий год жизни – возраст самостоятельности («Я сам!»). Дети осваивают новые формы взаимоотношений с окружающими. Это сложная пора в развитии ребенка – «кризис 3 лет». Предметная деятельность помогает детям осваивать другие виды деятельности – игру, учебную деятельность. С освоением ребенком сложных предметных действий появляется возможность приучать малышей к культурно-гигиеническим навыкам, навыкам общения. Главное, чтобы педагог, взрослый опирался на внутренний мир ребенка, его активность. Тенденция развития ребенка раннего возраста может быть изображена в виде восходящей прямой линии. С 1 до 3 лет дети осваивают взаимодействие с предметным миром и миром взрослых. Этот возраст – возраст зарождения самостоятельности. Образовательные программы должны быть ориентированы на особенности активности детей, их интересы, желания. Педагоги должны профессионально представлять возрастные особенности, возможности детей, правильно использовать ведущие виды деятельности (предметную, эмоциональное общение) для воспитания, развития.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка. В этот период ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. Поэтому в начале 4-го года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение так же, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте возможно сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна. Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование). Психолог Н. Н. Поддъяков обращает внимание, что в дошкольных учреждениях должны присутствовать две линии развития: линия саморазвития ребенка и линия активного влияния взрослого. В отечественной педагогике хорошо изучена вторая линия. Полноценное развитие в дошкольном детстве невозможно, если отсутствуют условия для самореализации.

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в этом возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте, после 5 лет, в поведении ребёнка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше к себе. Взрослый должен представлять, что эмоциональная жизнь ребёнка такая же сложная, как у взрослых. Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относиться к детским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, тёплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребёнком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Учёные называют это «социальным экспериментированием». Дети начинают интересоваться особенностями личности окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности, возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребёнка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно решать правильно задачи этического воспитания.

После 5 лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте.

Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приёмы: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнёра в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных обществ.

Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живёт ребёнок.

Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки.

Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребёнком новых сторон действительности.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Портрет современного дошкольника был обобщённо представлен Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой с помощью опроса детей 5 – 7 лет об отношении к взрослым, о детских проблемах, об отношении к воспитателю, о детских предпочтениях.

Итак, современный дошкольник – это человек играющий, общающийся со сверстниками, любящий сказки и мультфильмы, тянущийся к необычному (смешному, страшному), открыт для восприятия жизни других сообществ. Не наивен.

Педагогическая деятельность – это специфическая, сложная деятельность. Основу её составляет диалог культур: мира взрослых и мира детей. Способ восприятия мира детей миром взрослых составляет стиль воспитания. Наиболее приемлемым стилем, обеспечивающим действительно диалог двух миров, является стиль гуманного воспитания, основанный на реалистичном подходе к детству, т. е. воспитатель должен понимать, что у ребёнка есть свои представления, ребёнок живёт настоящим, существует предел хорошего поведения. Такой стиль предполагает ориентацию на ребёнка, уважение его прав, прав его семьи. Дошкольное учреждение должно гарантировать защиту достоинства личности ребёнка, развитие способностей ребёнка.

Отношения между миром детства и миром взрослых сложные. Диалог двух миров должен строиться на соблюдении принципов: равенства двух миров, диалога (взаимопонимания), принципа соразвития.

Ребёнок по ходу развития обособляется от мира взрослых. Детская игра – способ определения ребёнком своего места в мире взрослых. Условия жизни взрослых определяют содержания игр детей. Игрушки являются агентами мира взрослых в мире детей; и в то же время – это продукты самой субкультуры детства. Проявления (феномены, компоненты) субкультуры детства нуждаются в совместном осмыслении, оценке взрослых и детей. Взрослые должны не сдерживать активность детей, а с интересом относиться к её проявлениям. Феномены субкультуры детства часто являются индикаторами нервно-психических состояний ребёнка. Например, тяга к страшилкам в сочетании с агрессией – это свидетельство психического неблагополучия малыша. Необходим творческий диалог взрослого и детского сообщества.

Субкультура педагогов дошкольного учреждения, по утверждению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, консервативна, замкнута. Существует ряд стереотипов в работе с детьми. Представления дошкольников о себе расходятся с представлениями о них воспитателей. Воспитатель не входит в круг значимых для ребёнка взрослых. Мир дошкольников шире, сложнее, чем установки, представления и ожидания взрослых.

Существует программа «Сообщество, или Шаг за шагом», которая рекомендует создать в дошкольных учреждениях атмосферу объединения педагогов и родителей, родителей на принципах выбора, отсутствия запретов. В каждой возрастной группе воспитателей и детей объединяют центры развития (центр литературы и искусства, центр песка и воды, центр строительства, центр уединения).

В новом журнале «Детский сад: теория и практика» (2011, № 1) помещён материал, характеризующий современного дошкольника с позиции теории и практики. Например, авторы Абраменкова В. В. и Солнцева О. В., Макарова Е. Д. прослеживают изменения игры и игрушки современного дошкольника. Платохина Н. А., Полякова М. Н., Турченко В. И., Градусова Л. В., Левшина Н. И. анализируют данные исследования, как изменились современные дети с позиции субкультуры взрослых и с позиции анализа развития.

Таким образом, современный дошкольник – это целый мир со своими представлениями, интересами, индивидуальными особенностями. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми, профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.

Задания:

Запомните:

Основные общие и индивидуальные особенности дошкольников.

Проверьте себя:

Необходим ли комплексный подход при изучении ребёнка – дошкольника в процессе педагогического исследования? Почему? Да, нет.