logo
дошкольная педагогика

Заключение

Итак, «дошкольная педагогика – педагогика развития» (В. Кудрявцев). В настоящее время данная наука переживает условно третий этап своего развития, характеризующийся в нашей стране использованием педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной педагогики. Учёные активно разрабатывают новые технологии дошкольного образования. Существуют научные школы при МПГУ (г. Москва), Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (г. Москва), РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт – Петербург), Южный федеральный университет (Ростов – на – Дону), УрГПУ (Екатеринбург). Дошкольная педагогика выполняет разные функции в обществе и в системе наук.

Разница в подходах к воспитанию, развитию, обучению дошкольников в отечественных и зарубежных теориях заключается в том, что в зарубежных теориях делается акцент на законы детского развития. В отечественных теориях главным считается разностороннее развитие ребёнка, расширение горизонтов образования.

Развитие дошкольной педагогики характеризуется появлением новых понятий, терминов, например, «витагенная педагогика» (педагогика, связанная с индивидуальным развитием детей, индивидуальным подходом к воспитанию); «гомогенная группа» (разновозрастная группа, включающая детей от двух до семи лет, в которой используется обучение и взаимообучение, индивидуальных подход к детям с учётом уровня развития каждого ребёнка); «педагогическая поддержка», «полипрограммность», «предшкольное образование».

Среди актуальных проблем дошкольного образования можно выделить следующие: необходимость разработки стандарта дошкольного образования нового поколения, создание в дошкольных учреждениях здоровьесберегающей среды, сохранение, расширение сети дошкольных учреждений, обеспечение доступности дошкольного образования всем слоям населения, гендерное воспитание, экономическое, гражданское воспитание, развитие ранней индивидуальной одарённости, ознакомление дошкольников с национальными традициями, разными культурами и др.

В будущем дошкольная педагогика наряду с другими отраслями педагогики может перерасти в комплексную науку о человеке.

Студенты при изучении курса могут и должны пользоваться Интернет – ресурсами, периодическими изданиями, которых множество. Например, журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Здоровье дошкольника», «Дошкольное образование», «Детский сад от А до Я», «Современный детский сад», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду», «Ребёнок в детском саду», «Современное дошкольное образование», «Дошкольник. Младший школьник», «Справочник руководителя ДОУ», «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Управление дошкольным образовательным учреждением» и др. Газеты – «Дошкольное образование», «Детский сад со всех сторон» и др. В периодических изданиях освещаются результаты современных научных исследований, передовой педагогический опыт.

Студенты могут в рамках НИРС активно выступать на конференциях, педагогических олимпиадах разного уровня, печатать материалы своих исследований в журналах, сборниках, методических пособиях. Таким образом, нынешние студенты – это будущие учёные и практики, успешно решающие проблемы дошкольной педагогики, дошкольного образования, обеспечивающие режим развития для данной перспективной науки.