Предисловие
Место учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» довольно значимо в образовательных программах ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» т.к. ее содержание является базовым, направляющим для изучения других специальных дисциплин.
Основные задачи, стоящие перед студентами при изучении данного курса:
-
Познакомить студентов с методологическими и теоретическими основами дошкольной педагогики, определить ее место в системе наук.
-
Формировать понимание самоценности дошкольного детства, специфики проблем дошкольной педагогики.
-
Развивать интерес, творческое отношение к педагогической деятельности в ДОУ, педколледже, педагогическую рефлексию.
Студенты должны обладать следующими компетенциями (Бабунова Т. М.):
Таблица 1
Перечень компетенций
Компетенция ФГОС | Код | Знание | Умение | Владение |
Сознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | ОПК 1 | Взаимосвязи моральных принципов и устав современного общества с ценностями профессиональной педагогической деятельности в сфере дошкольного образования | Системно анализировать и применять современные концепции развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста и студентов педколледжа | Разнообразными способами пропаганды общественной значимости профессионального труда педагога ДОУ |
Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | ПК 4 | Нормативно-правовой базы дошкольного образования и путей ее реализации в образовательном процессе ДОУ | Устанавливать межпредметные связи при организации различных видов детской деятельности | Навыками работы с различными информационными источниками, ориентироваться в педагогической информации |
Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными | ПК 5 | Способов и средств взаимодействия педагога с социальными | Проявлять педагогический такт в общении с родите- | Личностно ориентированными способами взаимо- |
Продолжение табл. 1
Компетенция ФГОС | Код | Знание | Умение | Владение | ||||
партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса |
| партнерами в системе дошкольного и среднего специального образования | лями, детьми, педагогами. Уметь осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса | действия с субъектами образовательного процесса, используя различные средства коммуникации в атмосфере поддержки и взаимопонимания, толерантности | ||||
Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников | ПК 6 | Основных механизмов социализации, индивидуализации личности дошкольника, способов информирования социальной общности детей и взрослых | Учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности детей дошкольного возраста, студентов педколледжа | Технологией психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ, включающей защиту, заботу, поддержку и т.д., студентов педколледжа | ||||
Способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | СК 2 | Способов конструирования содержания образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | Возрастные, индивидуальные, личностные особенности детей при конструировании содержания дошкольного образования | Способами конструирования содержания образования детей раннего и дошкольного возраста | ||||
Готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса | СК 5 | Различных моделей образовательного процесса ДОУ, вариативных | Осуществлять комплексное сопровождение процесса развития и | Технологией комплексного сопровождения детей раннего и дошкольного |
Окончание табл. 1
Компетенция ФГОС | Код | Знание | Умение | Владение |
воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования |
| моделей дошкольного образования | воспитания детей в различных моделях образовательного процесса ДОУ | возраста в различных моделях дошкольного образования и образовательного процесса ДОУ |
Готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты | СК 6 | Путей развития перспективных направлений педагогической деятельности и прогнозировать их результаты | Учитывать и определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты | Способами определения перспективных направлений развития педагогической деятельности в ДОУ, навыками проектирования педагогической деятельности и прогнозирования ее общественно значимого результата |
Основной особенностью данного издания является авторский вариант систематизации материалов лекций, которые представлены обзорно, семинарских занятий, разных форм самостоятельной работы студентов. Иногда студенты ошибочно считают, что содержание курса «Дошкольная педагогика» слишком теоретизированно, далеко от практики; затрудняются применять знания в решении конкретных практических задач. Вместе с тем, если вы, уважаемые студенты, не будете иметь четких представлений о методологических, теоретических основах проблем дошкольного образования, которые излагаются в данном курсе, т.е. не будете знать общего, вы не сможете решать частные практические задачи. Кроме того, знания по дошкольной педагогике входят в программу государственного междисциплинарного экзамена при выпуске из вуза; приобретённые знания, умения пригодятся при написании курсовых работ по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ.
Желаю успехов и интереса к совместным с преподавателями креативным разработкам проблем дошкольной педагогики!
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика