logo
дошкольная педагогика

Школа «Открытие»

Л. Я. Бореславский, физик, автор оригинального метода интеллектуального развития детей с полутора лет, утверждает, что детский сад в ХХI веке должен давать возможность каждому ребенку до 5 лет раскрыть все свои интеллектуальные способности. Л. Я. Бореславский является директором школы «Открытие». В этой школе дети находятся только в первую половину дня; им даются домашние задания в виде занимательных игр на развитие мышления. Программа и сетка занятий для каждого ребенка индивидуальна. В организации образовательного процесса используется оригинальное оборудование и пособия, например, тренажер, на котором можно провести 500 игр, развивающих логику, внимание, интеллектуальную оперативность. В школе выстраивается индивидуальная линия развития каждого ребенка. Автор считает, что в детском саду скрыты мощные ресурсы развития экономики и культуры страны. Детский сад, по мысли Л. Я. Бореславского, для государства должен стать дорогим объектом.

Инновационное направление обучения и развития дошкольников представлено в работах А. С. Белкина – технология витагенного образования с голографическим подходом. Данная технология помогает раскрывать творческий потенциал детей и взрослых, предполагает опору на жизненный опыт детей с использованием объёмного, многомерного подхода к овладению системой знаний. Воспитатель является не только носителем знаний, но и духовным наставником. В процессе педагогического взаимодействия происходит духовный обмен между детьми и педагогом, совместно проживаются чувства, действия, деятельность. Автор включает формирование разумных материальных потребностей у детей. Для этого А. С. Белкин предлагает следующие приёмы: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение деятельности».

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) используется в дошкольном образовании уже второй десяток лет, но до сих пор считается инновационной. Данная технология направлена на развитие познавательной деятельности, умственных способностей, нестандартного мышления. Технология способствует не просто развитию фантазии, но и формирования умения мыслить системно, включает коллективные игры, методы и приёмы (метод фокальных объектов, метод моделирования с помощью маленьких человечков, метод противоречивости в объектах, разрешение противоречий).

Таким образом, в современной дошкольной педагогике процесс создания инновационных систем и технологий обучения и развития дошкольников характеризуется высокой интенсивностью.

Практикам, руководителям дошкольных учреждений необходимо знать сущность данных технологий, профессионально подходить к выбору технологий для использования в образовательном процессе детского сада, уметь адаптировать их содержание к конкретным условиям учреждения.

Задания:

Запомните:

Определения понятий «педагогическая система», «педагогическая технология», «инновация».

Проверьте себя:

Инновационные технологии – это: