3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
Педагогические условия – это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.
Предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни ребёнка.
Предметная деятельность – деятельность, направленная на восприятие окружающей действительности, вначале бессознательно (ребёнок случайно натолкнулся на предмет), затем (на 2 – 3 году) – сознательно, целенаправленно.
В основе предметной деятельности лежат ориентировочные реакции – ребёнок тянется к предмету, стремится пощупать, взять в рот, рассматривает и т. д.
По мнению Григорьевой Г. Г., содержание предметной деятельности составляет усвоение ребёнком общественно выработанных способов употребления предметов.
Как любая деятельность, предметная деятельность имеет структуру: цель (ставит взрослый или ребёнок), мотив действия (игрушка, привлекательный вид), результат (знания о свойствах и качествах предметов).
Предметные действия составляют предметную деятельность. Психологи определяют этапы развития предметных действий. В структуре любого предметного действия есть ориентировочная, исполнительская, контрольно-оценочная часть.
Особенности предметной деятельности заключаются в том, что она вначале, в период новорождённости, младенчества, носит характер ориентировочно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит подражание взрослому. Этот вид деятельности ребёнок осваивает параллельно с деятельностью общения.
На первом году жизни развитие предметной деятельности зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. У новорождённого и младенца отсутствуют координированные, целенаправленные действия. Все движения носят, безусловно, рефлекторный характер. Появляется комплекс оживления – ребёнок улыбается, оживлённо двигает руками, ногами, издаёт звуки. В 2 – 3 месяца возникают ощупывающие движения. Хватание, схватывание – первая двигательная функция руки у новорождённого. В 3 месяца у ребёнка начинается период сенсорной активности: появляются простые движения рук, направленные на контакт с объектом (притягивание, ощупывание). Ребёнок познаёт такие свойства предметов, как тяжесть, протяжённость, положение в пространстве, звуковые свойства. С 4 – 7 месяцев может самостоятельно обнаруживать скрытые свойства предметов. Ребёнок познаёт движение предметов, форму, появляются любимые игрушки, предметы.
С 7 – 10 месяцев ребёнок может выполнять двухактные действия (разбирает, собирает башенку).
С 8 – 9 месяцев проявляется превалирование функции одной руки, чаще правой. Новой является способность манипулировать двумя предметами. Ребёнок различает части предметов.
С 10 месяцев – 1 г. 3 месяцев у детей появляются функциональные действия, направленные на выявление целевого назначения предмета.
Для второго года жизни предметная деятельность является ведущей. Это значит, что она оказывает особое влияние на умственное развитие ребёнка. Развивается пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях. Ребёнок хорошо знает свои личные вещи, предметы быта; особую роль выполняют дидактические игрушки.
На 3-м году возрастает активность, самостоятельность малышей, развивается ориентировка в окружающем, наглядно-образное мышление. Дети могут выполнять задания по представлению, они могут сравнивать, обобщать. Достаточно хорошо развиты мелкие, точные движения рук. На смену предметной деятельности приходит игра, которая берёт начало в предметной деятельности.
Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию и воспитанию детей, необходимо соблюдать ряд условий.
Организация предметной среды.
Для первого года жизни (как и для других возрастных групп) необходимо тщательно продумать подбор, размещение, оформление пособий, помещений. Игрушки и предметы должны быть близко расположены от ребёнка, игрушки должны быть яркие, контрастных цветов. Одновременно перед ребёнком должно быть 2 – 3 предмета разного цвета, чтобы не утомлять зрение. Необходимы кубы – вкладыши, цветные колпачки, гирлянды шаров, горка – манеж, небольшие мячи, надувные игрушки.
Для детей второго года во время бодрствования используется вся площадь групповой комнаты. Необходима горка, игрушки – двигатели (тележки, машинки), надувное бревно. На потолке групповой комнаты – устройство для подвешивания крупных игрушек («карусель»), воротца для подлезания, мягкие игрушки, дидактический столик для сенсорного развития (скаты, кубы, столбики для нанизывания, втулочки), кукольный уголок, уголок ряжения, зеркало. Целесообразно периодически приносить в группу рыбок в аквариуме, птичку в клетке.
Другое важное педагогическое условие развития и воспитания детей в предметной деятельности – это активизирующая роль взрослых. Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребёнка. Взрослый, педагог делает эту среду доступной и понятной ребёнку. Отношение взрослого, его эмоциональное общение с каждым ребёнком является причиной первых радостей и огорчений малыша. После 6 месяцев только ласки и внимания уже недостаточно в общении с ребёнком. Необходимо, чтобы взрослый выступал как активный партнёр ребёнка. На втором году общение взрослых и детей всё больше приобретает познавательный характер (общение по поводу интересных предметов), совместная деятельность взрослых и детей.
Следующее педагогическое условие, повышающее развивающий эффект предметной деятельности, заключается в использовании специального обучения.
Обучение самых маленьких отличается своеобразием. У малышей отсутствует мотив, произвольные действия, необходимые для учения. Занятия носят игровой характер, но имеют цель, задачи, средства.
Обучение происходит при непосредственном участии взрослых на занятиях и в совместной деятельности. Подражание взрослому в процессе обучения – эффективный способ овладения предметной деятельностью. Обучая действиям с предметами и дидактическими игрушками, воспитатель использует следующие приёмы:
-
показ, просьба зеркально повторить действия, затем ребёнок действует самостоятельно;
-
предлагает детям действовать одновременно с ним;
-
может быть предложено действовать по аналогии.
На первом году жизни предлагают занятия – упражнения: раскрыть ладонь, вкладывать шарик, палочки, вкладыш, мешочки, верёвочки с узелками. С 6 месяцев необходимо обучать выполнять действия с 2 – 3 предметами, изменяя положение в пространстве, выкладывать предметы из ёмкости, вкладывать, проталкивать, прокатывать предметы, снимать с опоры, нанизывать, рассоединять, открывать коробки.
Л. Н. Павлова разработала систему занятий для детей 1-го, 2-го, 3-го года жизни по сенсорному воспитанию, по развитию предметных действий: для 1-го года – 53 занятия, для 2-го года – 61 занятие, для 3-го года – 31 занятие на год.
На 2-м году жизни на занятиях с дидактическими игрушками обращается внимание детей на свойства предметов, предлагаются задания на соотнесение, группировку, сортировку по сходству и различию; дети узнают зависимость между частью и целым, знакомятся с количеством. Такие занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений. На занятиях взрослый должен стремиться поддерживать у детей устойчивый ориентировочный интерес к игрушкам и давать возможность самостоятельно действовать.
На занятиях используются 5 видов дидактических игрушек:
-
игрушки для нанизывания на стержень (кольца, втулки, шары, кубы);
-
объёмные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) для группировки по цвету, величине, форме;
-
игрушки – вкладыши;
-
народные сборно-разборные игрушки (яйца, матрёшки);
-
небольшие сюжетные игрушки (куколки, грибочки, овощи и т. д.).
На втором году жизни для развития предметной деятельности можно использовать следующие игры и упражнения (Григорьева Г. Г.):
-
Найди колечки такого же цвета.
-
Собери башенку (конус) из 3 – 5 чашей.
-
Положи в одну сторону все большие, в другую все маленькие предметы.
-
Игры – занятия с предметами – орудиями.
-
Игры с народными игрушками – вкладышами.
На третьем году жизни важно помочь детям выделить те свойства предметов, которые они не замечают. Для этого необходимо использовать игры типа: «Найди кукле её игрушки» (подбирать игрушки такого же цвета, как платье у куклы), «Сделаем бусы кукле» (по цвету, форме, величине), «Привяжи к шарику ниточку».
На третьем году жизни используются 5 видов дидактических игрушек, но действия детей, задания усложняются. Ребёнок должен уметь собирать пирамидку из 5 – 6 разноцветных, уменьшающихся по размеру колец; отбирать предметы трёх величинных соотношений (большой – поменьше – маленький); при собирании матрёшек совмещать кольца по величине, цвету.
Каждый раз цели, задачи и приёмы усложняются. Задания не должны быть слишком лёгкими: посильная трудность повышает интерес, работоспособность детей.
Взрослый при обучении детей предметным действиям не должен торопиться, спешить. Обучение должно строиться по типу сотрудничества с ребёнком.
Показателями развития предметной деятельности, предметных действий являются следующие:
-
действия ребёнка становятся смелыми, уверенными, точными;
-
обобщённые действия (т. е. ребёнок переносит усвоенные действия на новые предметы);
-
проявление инициативы ребёнка.
Таким образом, предметная деятельность является ведущей на втором году жизни. На первом году жизни истоки предметной деятельности зарождаются в ориентировочно-исследовательской деятельности. На третьем году предметная деятельность перерождается в игру, т. е. предметная деятельность на протяжении раннего возраста видоизменяется, развивается, ей сопутствует деятельность общения. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребёнка. Современные педагоги должны соблюдать, создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметной среды, использование активизирующей роли взрослого, специальное обучение на занятиях и в совместной деятельности.
Задания:
Запомните:
Определение понятия «предметная деятельность».
Проверьте себя:
Условия для развития детей в предметной деятельности:
-
организация соответствующей среды, активизирующая роль взрослых, специальное обучение;
-
наличие как можно большего количества предметов.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика