2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
В педагогике используются термины «педагогический процесс», «образовательный процесс». Педагогический процесс чаще всего определяют как естественное взаимодействие взрослых с детьми. Суть педагогического процесса — создание условий для развития и воспитания детей.
Данное понятие определялось многими авторами. Например, Ю. Бабанский даёт следующую дефиницию: «Педагогический процесс — целостный процесс воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания»; Н. Зябкин: «Педагогический процесс — это своеобразная система, состоящая из 2-х взаимосвязанных подсистем: система «педагог» (обучение), система «ученик» (развитие личности). В последнее время все чаще стал использоваться термин «образовательный процесс».
Образовательный процесс – это профессионально организованный процесс развития и воспитания ребенка. Образовательный процесс дошкольного учреждения — организованное взаимодействие всех участников процесса по реализации образовательной программы.
Таким образом, понятие «образовательный процесс» более современная, уточненная формулировка прежнего понятия «педагогический процесс»; оно шире по значению, по количеству участников. Некоторые авторы используют данные понятия как синонимы.
Отличие вышеперечисленных понятий заключается в том, что в центре педагогического процесса стоит педагог, а в центре образовательного процесса – ребёнок.
Образовательный процесс дошкольного учреждения предполагает:
-
бережное отношение к личности ребенка;
-
организацию жизни детей таким образом, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей. В этом заключается психотерапевтический эффект образовательного процесса;
-
использование ненасильственных методов управления деятельностью детей.
Педагог С. Ткачев предлагает следующие рекомендации по организации образовательного процесса в детском саду:
Нет | Да |
- не наказывать детей; - не сравнивать ребенка с другими детьми; не жаловаться родителям; - не оскорблять и не давать кличек | - обеспечивать успех во всех видах деятельности; - хвалить от души; - искренне прощать; - уважительно относиться к деятельности и личности детей |
Основная цель образовательного процесса дошкольного учреждения — развитие детей.
Задачи образовательного процесса:
-
обогащать духовный мир детей, формировать базисную культуру личности;
-
разносторонне развивать детей с учетом возраста, пола, способностей, возможностей;
-
насыщать жизнь детей яркими переживаниями;
-
формировать способность к самоуважению, самостановлению, саморазвитию детей.
Образовательный процесс выполняет следующие функции:
-
стимулирующая, т.е. образовательное пространство должно включать моменты, создающие условия для развития активности ребенка;
-
регулирующая функция заключается в том, что образовательный процесс организует поведение и деятельность детей;
-
коррекционная функция, т.е. образовательный процесс включает знакомство детей с окружающим миром;
-
психотерапевтическая функция – бережное отношение к личности и деятельности ребенка.
Профессионально организованный образовательный процесс должен строится на следующих принципах:
-
целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц (Ю. Бабанский);
-
гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля.
Педагог В. Ильин определил принцип гуманизации пятью глаголами: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Ш. Амонашвили под гуманизацией понимает умение педагога расположить к себе ребенка, сделать его добровольным помощником, участником своего развития, воспитания.
-
Принцип индивидуализации, т.е. развитие, формирование личности ребенка с учетом его особенностей;
-
принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; преобладание помогающей функции;
-
принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний» - Н. Н. Поддъяков);
-
принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.
Требования к образовательному процессу можно обобщить следующим образом:
-
ребенок в образовательном процессе должен познавать истинно — человеческие ценности, ценности добра, разума, творчества, здоровых потребностей;
-
ребенок должен познавать и осознавать себя как человека;
-
образовательный процесс должен обеспечивать совпадение интересов детей и взрослых;
-
в образовательном процессе должен предусматриваться широкий простор для проявления творческих способностей.
В 2001 г. отмечались недостатки в организации образовательного процесса дошкольного учреждения:
-
образовательный процесс перегружен;
-
заимствование школьной классно-урочной системы;
-
акцент сделан преимущественно на интеллектуальном развитии в ущерб физическому, ущемляются права ребенка на игру.
Предлагаются гигиенические нормативы образовательной нагрузки. Так, указывается, что в младшей и средней группах должно проводиться не более двух занятий в день; в старшей и подготовительной — не более трех занятий; 50% - занятия, требующие умственного напряжения, 50% – занятия физкультурно-оздоровительные, эстетического цикла. Вторник и среда — дни наибольшей работоспособности. В эти дни наиболее трудные для детей занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Занятия по дополнительному образованию проводятся не чаще двух раз в неделю, не более 30 минут. В январе — недельные каникулы: не проводятся познавательные занятия, а лишь музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности. Двигательная активность в организационных формах должна составлять 50% от всего объема суточной двигательной активности; 40% - на прогулках.
В настоящее время в педагогике, в т.ч. дошкольной педагогике нет единства взглядов на структуру образовательного процесса. А. П. Усова выделяла в структуре образовательного процесса следующие виды деятельности детей: занятия, игра, труд, бытовая деятельность.
Педагог В. Кондратова выделяет в структуре образовательного процесса: воспитание, обучение, организацию деятельности детей, планирование и руководство.
Т. С. Комарова и А. Н. Троян предлагали выделить в структуре образовательного (педагогического) процесса 4 элемента: диагностика, планирование, педагогические мероприятия, контроль, анализ результатов. Наконец, группа авторов предлагает следующую структуру образовательного процесса:
-
цель работы дошкольного учреждения;
-
принципы работы;
-
образовательные услуги и характеристика предметной среды;
-
основные направления образования ребенка;
-
сфера деятельности педагога;
-
совместные сферы деятельности педагога и детей;
-
сферы деятельности педагогов, родителей и детей;
-
развивающий эффект работы дошкольного учреждения.
На примере программы «Радуга» данные элементы будут выглядеть следующим образом.
Цель образовательного процесса в программе «Радуга» под ред. Т. Н. Дороновой - обеспечить счастливое детство, полноценное развитие ребенка, формировать здоровый образ жизни.
Принципы работы дошкольного учреждения: открытость, событийность, соразвитие. Образовательные услуги: оздоровительные, развивающие, организационные. Развивающая среда дошкольного учреждения должна служить интересам и потребностям ребенка и оптимально содействовать его развитию. Основные направления образовательной работы: физическое развитие, речевое, развитие в изодеятельности, элементарных математических представлений, индивидуальных способностей детей.
Основные сферы деятельности педагога: осуществление воспитания и обучения, координация с родителями, другими педагогами.
Совместная сфера деятельности педагогов, родителей и детей: единый центр, объединяющий педагогов, родителей и детей; попечительские советы, семейные клубы, центры психологической помощи, совместные праздники, конкурсы.
Развивающий эффект образовательного процесса оценивается по уровню реализации целей образовательной программы в каждой возрастной группе.
В литературе представлены материалы об особенностях образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
В русле указанной проблемы разрабатываются такие понятия, как «проектирование», «моделирование», «планирование», «модель».
Проектирование — анализ исходного состояния, планирование, коррекция.
Моделирование — представление о конечном результате образовательного процесса; разработка аналога педагогической деятельности с помощью мыслительного процесса.
Моделирование — это метод проектирования. Планирование входит в проектирование: это процесс определения задач, методов, приемов и распределение их во времени.
Модель образования, образовательного процесса — это сформулированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отражающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты.
Условно модели подразделяются на 3 вида:
-
описательные, дающие представление о сути, структуре основных элементов образовательного процесса;
-
функциональные, отображающие образовательный процесс в системе его связей с социальной средой;
-
прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательного процесса.
Модель образовательного процесса дошкольного учреждения — это профессионально схематизированная характеристика особенностей образовательной работы. В данной характеристике учитывается стиль образовательной работы, позиция педагога, характер организации предметной среды.
Чаще используются в дошкольной педагогике описательные модели.
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования известны и используются модели образовательного процесса, дошкольного образования (Н. Я. Михайленко): 1. учебная; 2. комплексно-тематическая; 3. предметно-средовая; 4. сборная модель.
Учебная модель — это классическая модель. Ее истоки заложила А. П. Усова. В настоящее время сторонницей данной модели выступает Л. М. Кларина. Знания сообщаются детям регламентировано, по логике предметов. Позиция взрослого — учительская. Форма организации занятий — фронтальная. Идеалом для воспитателя является вариант, когда активность детей удерживается в рамках предмета. Подобная модель имеет место при работе по программе под ред. М. Васильевой, в прогимназиях. Совершенствование модели представляет использование игровых приемов, мотивация.
Достоинствами данной модели являются: систематичность; наличие генеральной линии; доступность, соответствие профессиональной подготовке большинства воспитателей.
Недостатки: школьная тревожность, регламентация детской активности.
Комплексно-тематическая модель уходит корнями в педагогическое наследие. Декроли предлагал учитывать интересы детей, создавать центры по интересам. Образование строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Тема проживается детьми и взрослыми. Позиция взрослого менее жесткая, партнерская. Допускается произвольный выбор тем.
Достоинства модели: большой простор для детской активности, творчества.
Недостатки: отсутствие систематического образования.
Предметно-средовая модель. Идея принадлежит М. Монтессори, итальянскому педагогу, основателю идей самоорганизации в обучении детей. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Взрослый задаёт направление образования подбором оборудования среды, используются функциональные помещения (для конструирования, для театрализованной деятельности и др.).
Достоинства: положительный психотерапевтический эффект.
Недостатки: сужение образовательного поля; многие пособия изготавливаются вручную.
Все модели не противоречат друг другу. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова предлагают выход, который поможет устранить недостатки моделей – использовать сборную модель или блочное построение образовательного процесса.
I блок — специально организованные занятия. Здесь реализуется в основном учебная модель. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя.
II блок — совместная деятельность воспитателя и детей. В этом блоке решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром. Используются разные виды игр, продуктивная деятельность, приобщение к разным видам искусств, праздники, развлечения, конкурсы. Реализуются принципы комплексно-тематической модели.
Деятельность жестко не регламентируется. Для данного блока характерна партнерская взросло-детская активность.
III блок — самостоятельная деятельность, когда создаются условия для развития творческих способностей детей, их самовыражения. В этом блоке реализуются принципы предметно-средовой модели. Педагог выполняет функцию создателя, преобразователя среды, косвенно руководит самостоятельной игрой, театрализованной, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельностью детей.
В ФГТ (2009 г.) предполагается 2 блока в структуре образовательного процесса ДОУ: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
В ФГТ предлагается строить образовательный процесс по «событийному принципу», т.е. когда все участники образовательного процесса включаются в большую игру – проживание, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетно линией определенной тематики или построение образовательного процесса с использованием разных проектов. В основе такой организации образовательного процесса лежит комплексно-тематический принцип, который, в свою очередь, связан с интеграцией содержания дошкольного образования, т.е. взаимосвязанности, взаимопроникновения, взаимодействия отдельных образовательных областей. Интеграция предполагает интеграцию содержания и организационных форм, различных видов детской деятельности. Образовательный процесс будет строиться по типу проектов. Проект – это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Л. С. Киселёва и др. выделяют следующие типы проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-ориентированные, творческие. Например, «Витаминный калейдоскоп». Проблема: роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки витаминизированного меню. В ходе проекта дети общаются с персонажами Нехочухой, Привередницей и Айболитом. Используется дидактическая игра «Витаминные семейки». Дети с воспитателем отвечают на вопрос: «Как же сделать, чтобы Нехочуха и Привередница стали есть салаты и пить соки. А какими должны быть салаты и соки? Давайте попробуем, поэкспериментируем, придумает свои рецепты салатов и соков!» Дети распределяются на несколько групп. Каждая группа придумывает рецепт салата и витаминного сока, используя кулинарные справочники, дегустируют блюда, вносят изменения в их состав, дают названия, придумывают рассказы, загадки про блюда. Определяют цель нового проекта: создание своей кулинарной книги.
Педагог В. Кондратова выделяет недостатки в построении образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях. Она отмечает отрицательные моменты предметной системы, когда образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями узких специалистов (иностранный язык, ритмика и т.д.). Воспитатели групп оттесняются «на обочину»; образовательный процесс, воспитание между занятиями становятся «лоскутными», нарушается их целостность. Часто наблюдается непрофессионализм педагогов дополнительного образования и воспитателя, отсутствует взаимодействие в их работе. В результате страдают дети, чего не должно быть категорически.
В центре образовательного процесса должен стоять ребенок. Линии взаимодействия участников образовательного процесса дошкольного учреждения следующие: взаимодействие детей между собой; педагог — дети; педагог — дети — руководители ДОУ; родители — дети — педагог.
Взаимодействие педагога и детей на специально организованных занятиях экспериментально изучалось Т. Чирковой, доцентом кафедры психологии Нижегородского областного ИУУ. Автор отмечает, что в практике ДОУ превалирует авторитарная модель общения на занятиях. Педагог занимает только «учительскую» позицию, он довлеет над детьми. Уровень речевой активности детей низок даже на занятиях по развитию речи. Идеальная формула речевой активности 2:3, где 2 — речевая активность педагога, 3 — детей. Преобладает вопросно-ответная форма. Между тем существует система Фландерса, позволяющая проанализировать характер взаимодействия, определить недостатки, чтобы их устранить.
Т. Чиркова модифицировала данную методику применительно к занятиям в детском саду. Взаимодействие – это диалог, который делится на 10 категорий; 7 из них относятся к педагогу, 2 – к речи детей, 1 – молчание, шум, замешательство.
1, 2, 3 – опосредованные речевые обращения педагога, целесообразные и нецелесообразные вопросы, похвала, предложения, распоряжения, замечания.
4, 5, 6, 7 – прямые вопросы.
8 – ответы детей на вопросы воспитателя.
9 – речь детей по собственной инициативе.
10 – молчание, шум, замешательство.
Занятие можно записать на магнитофон или с помощью хронометража.
Анализ данных осуществляется несколькими способами:
1. динамика категорий. Желательно чередование активности взрослого и детей, а не преобладание какой-либо категории;
2. создание определённых условий речевой активности по формуле 2:3;
3. способ создания воспитателем мотивов учебной деятельности детей. Все способы вместе позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения воспитателя с детьми на занятии.
Так, для авторитарного стиля характерны категории:
4, 5, 6, 7 – у педагога, 8 – у детей;
для демократического стиля:
1, 2, 3, 4, 5 – педагог, 8, 9 – дети;
их больше, чем замечаний педагога;
либерально-попустительский стиль характеризуется неустойчивостью в использовании всех категорий.
В блоке совместной деятельности воспитателя и детей, в частности, в игровой деятельности, взаимодействие будет продуктивным, если придерживаться рекомендаций Н. Я. Михайленко.
Позиция взрослого в сюжетно-ролевых играх должна быть исключительно партнёрской.
В 3 года происходит становление ролевого взаимодействия. Взрослый может начинать игру на глазах у детей, предлагая им продолжить игровые действия.
В 4 года необходимо втягивать детей в ролевое взаимодействие, взяв на себя роль; подключаться к уже возникшей игре (например, разговор по воображаемому телефону).
В 5 лет – педагог может взять на себя дополнительную роль, обозначив в речи, предлагая новые сюжетные события.
В 6 – 7 лет следует втягивать детей в игру – придумывание (сочинение старых сказок на новый лад).
В играх с правилами Н. Я. Михайленко советует педагогам менять позиции (партнёра, арбитра, ведущего) в течение игры; предлагать детям придумывать новые правила к играм, играть в игры с правилами самостоятельно.
На наш взгляд, наиболее продуктивный способ взаимодействия в играх с детьми – идти в игре за детьми, а не впереди; осуществлять, если необходимо, осторожное руководство по результатам наблюдения за самостоятельной игрой детей. Педагогическая поддержка игры должна включать преимущественно косвенные приёмы руководства. Невозможно «учить» игре, особенно творческой.
В блоке самостоятельной деятельности детей также присутствует взаимодействие взрослых и детей. Здесь позиция педагога – создатель, преобразователь среды, советчик, старший наставник, иногда арбитр. Высокий уровень развития самостоятельной игры, самостоятельной изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной деятельности – показатель высокого уровня профессионализма педагога и высокого уровня развития детей.
Взаимодействие педагога и детей в самостоятельной деятельности предполагает использование косвенных приёмов: создание среды, внесение атрибутов, объявление от лица кукольного персонажа об открытии мастерской художника, совет, просьба, поручение научить другого ребёнка чему-либо, оценка.
Кроме педагогов и детей в образовательном процессе взаимодействуют между собой и с детьми, родителями все категории сотрудников дошкольного учреждения. Это взаимодействие должно быть целенаправленным, систематическим, результативным, эффективным.
Организуют такое взаимодействие руководители дошкольного учреждения. Для этого чётко распределяются обязанности, отрабатываются графики работы, используются циклограммы, графические формы планов, отражающие взаимодействие; результаты обсуждаются на педсоветах, производственных, родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов, попечительских советов и др.
Целостность образовательного процесса ДОУ обеспечивается благодаря разнообразию технологий дошкольного образования, содержания и комплексирования.
Таким образом, в теории дошкольной педагогики накоплен значительный материал по проблеме образовательного процесса дошкольного учреждения, определены особенности, функции, принципы построения, требования к организации, структура, рекомендации по моделированию, взаимодействию участников образовательного процесса. Педагоги – практики должны уметь применять данные теоретические знания в своей деятельности, чтобы на профессионально высоком уровне организовывать образовательный процесс с учётом программы, возраста детей, привлекая родителей к активному участию в образовательном процессе, сотрудничая с другими участниками процесса, взрослыми и детьми. Необходимо помнить, что главная фигура образовательного процесса – ребёнок; образовательный процесс должен обеспечивать ребёнку все условия для полноценного своевременного развития.
Задания:
Запомните:
Определение понятий «образовательный процесс», «педагогический процесс».
Проверьте себя:
Основная цель образовательного процесса ДОУ:
-
обучение детей;
-
развитие детей;
-
воспитание, обучение и развитие детей.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика