logo
дошкольная педагогика

2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике

Дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы обучения.

Обучение – это процесс передачи знаний, умений, навыков от воспитателя к детям. Это двусторонний процесс, направленный на приобретение детьми знаний, умений, навыков, развитие познавательного интереса. Проблемы обучения изучает и разрабатывает дидактика, раздел педагогики. Дидактика изучает закономерности организационной деятельности по передаче знаний, умений, навыков. Дидактика дошкольной педагогики – это отрасль общей дидактики; это теория обучения детей дошкольного возраста; разработка содержания методов, форм обучения.

Необходимо учитывать зарубежный опыт в развитии теории обучения, который связан, в первую очередь, с именем Я. А. Коменского. Я. А. Коменский определил круг знаний для дошкольников, включающий знания основ физики, оптики, астрономии, географии, арифметики, грамоты; рекомендовал с трех лет обучать детей математике, с 4-5 – рисованию, лепке. Я. А. Коменский в пособии «Мир чувственных вещей в картинках» предлагает наглядные пособия по разным направлениям, в том числе геометрические формы, складывание из бумаги, игры для обучения.

Центральным звеном обучения является учебная деятельность. Идея занятий принадлежит Ф. Фребелю, он говорил об обучающей функции занятий в детском саду.

Мария Монтессори раскрыла технологию обучения дошкольников рисованию, лепке, развитию сенсорики.

Вклад зарубежных специалистов учитывался и учитывается в российской дидактике. Собственно теория обучения дошкольников стала разрабатываться в ХХ веке. В 20 – 50 гг. ХХ века вышел ряд руководств, программ для детского сада, в которых отражалась специфика обучения в разных возрастных группах. В 60 – 80 гг. ХХ века произошло оформление отечественной теории обучения дошкольников как отрасли дошкольной педагогики (дидактика). Большой вклад в разработку теории обучения дошкольников внесла А. П. Усова. В книге «Обучение в детском саду» автор раскрыла роль обучения в образовательном процессе детского сада, процесс формирования учебной деятельности дошкольников, процесс обучения на занятиях. А. П. Усова ратовала за то, чтобы обучение в детском саду отличалось от обучения в школе, т.е. учитывались психические особенности возраста, использовалась игра в обучении. Автор разработала рекомендации по организации разных видов занятий в детском саду.

Впервые обучение в форме занятий было введено в дошкольных учреждениях в России в советский период 1953 г. по инициативе А. П. Усовой в связи с выходом программы воспитания и обучения в детском саду, хотя отдельные занятия использовались и ранее в детских садах в ХIХ в. под руководством Е. Водовозовой.

В 60 – 70 годы ХХ века в детских садах России сложилась ситуация, когда обучение превалировало над воспитанием, развитием. В старшей, подготовительной группах проводилось по 3 занятия в день по 25 – 30 мин. Форма организации была приближена к уроку в школе. Игра была вытеснена учебной деятельностью. Кроме того, проводились занятия узкими специалистами (ИЗО, ритмика, иностранный язык и др.). Это была ошибочная тенденция. Положение было исправлено: сокращено количество занятий, форма организации преимущественно игровая. Обучение осуществляется и сейчас, в основном, на занятиях, но не только. Развивающие игры, задания могут и должны широко использоваться в повседневной жизни. Так, в самостоятельной деятельности организация предметно-развивающей среды должна создавать условия для самообучения, взаимообучения детей. Например, лабиринтные игры, помещенные на полу группы, на асфальте на участке, на стенке шкафа буду привлекать внимание детей. Дети упражняются в ориентировке в пространстве, закрепляют различные знания и т.д.

Специалисты Института дошкольного воспитания рассматривали методы обучения как способы работы педагога и руководимых им детей с целью приобретения последними знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. Ряд педагогов того времени (А. П. Усова, Н. А. Данилов) отмечали, что не удаётся создать безупречной общепризнанной классификации методов обучения. Методы обучения зависят от возрастных особенностей детей, характера и уровня их мышления и особенностей мотивационной сферы. Специалисты НИИ дошкольного воспитания выделяли словесные методы обучения (рассказ, беседа); наглядные методы (наблюдение, иллюстративный материал); практические методы (показ, игра).

В 90-е гг. ХХ века Н. Михайленко и Н. Короткова разработали рекомендации по организации занятий в детском саду. Авторы предлагали сократить количество занятий, проводить их по подгруппам, в форме занятий - загадок, занятий - удивлений.

Куликова Т. А. выделяет недостатки современного обучения дошкольников: формализм, сниженный развивающий и воспитательный эффект. Автор предлагает использовать различные типы обучения в детском саду: прямое, проблемное, опосредованное обучение.

Л. Кларина разработала когнитивную модель обучения дошкольников, когда используются партнерские отношения, ставка делается на развитие интеллектуальных чувств (удивление, восторг, размышление, высказывание предположений).

В настоящее время в разных образовательных программах для дошкольников имеются рекомендации по организации занятий. Так, например, в программе «Радуга» предлагается плавающая сетка занятий, т.е. используется метод погружения, при котором одну неделю проводится занятие только по развитию речи, другую неделю – по изодеятельности и т.д.

Специфика современного обучения дошкольников

  1. Обучение детей направленно на развитие познавательных интересов, любознательности, знакомство со способами добывания знаний. Знания для дошкольников носят энциклопедический элементарный характер.

  2. Форма обучения в детском саду – занятие, в школе – урок. Отличия заключаются в форме организации стиля общения, методах. Так, занятие допускает более свободную форму общения с детьми, чем в школе; может проводиться не только в групповой комнате, но и музыкальном зале, физкультурном зале, на воздухе, в оранжерее.

  3. Позитивный фон обучения.

  4. Широкая образовательная тематика.

  5. Применение инновационных технологий, ориентированных на деятельность детей.

  6. Интеграция разных видов деятельности.

В проекте государственного стандарта дошкольного образования (2001 г.) представлены требования к нагрузке на занятиях; указывается, что на занятиях допустимо утомление. Предлагается условно делить занятие на три вида:

  1. интеллектуально – развивающие,

  2. эмоционально – развивающие,

  3. оздоровительные.

В данных требованиях определяется длительность занятий, их количество в неделю для каждой возрастной группы; рекомендуется организовывать занятия в первую половину дня, при этом учитывая индивидуальные особенности детей.

В теории и практике дошкольной дидактики имеются положительные изменения. В частности, осваиваются новые образовательные программы, организуются развивающие занятия, реализуются новые образовательные направления; издаются современные пособия для обучения дошкольников, имеющие двойную адресность (для педагогов и детей). Например, рабочие тетради, альбомы, развивающие книги.

В настоящее время в ДОУ широко используются элементы развивающего обучения, признаками которого являются творческое решение поставленной задачи, совместная деятельность детей и взрослых в обучении, амплификация, обучение на повышенном уровне сложности.

На сегодняшний день существуют и используются в практике два подхода к обучению дошкольников: раннее обучение; системное развитие ребенка в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями на основе амплификации.

В ФГТ предполагают упразднение занятий в ДОУ как организационной формы учебной деятельности детей, при этом обучение планируется организовывать по типу «занимательных дел».

Таким образом, теория обучения в отечественной дошкольной педагогике развивалась и развивается, учитывая зарубежный опыт.

Теория обучения дошкольников диалектически развивалась, развивается и будет развиваться. В настоящее время теория оформилась как отрасль дидактики. В ее оформление внесли вклад зарубежные и отечественные педагоги. Теория обучения отражает специфику дошкольного детства.

Задания:

Запомните:

Определения основных понятий «дидактика», «обучение».

Проверьте себя:

Специфика обучения дошкольников: