2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
Дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы обучения.
Обучение – это процесс передачи знаний, умений, навыков от воспитателя к детям. Это двусторонний процесс, направленный на приобретение детьми знаний, умений, навыков, развитие познавательного интереса. Проблемы обучения изучает и разрабатывает дидактика, раздел педагогики. Дидактика изучает закономерности организационной деятельности по передаче знаний, умений, навыков. Дидактика дошкольной педагогики – это отрасль общей дидактики; это теория обучения детей дошкольного возраста; разработка содержания методов, форм обучения.
Необходимо учитывать зарубежный опыт в развитии теории обучения, который связан, в первую очередь, с именем Я. А. Коменского. Я. А. Коменский определил круг знаний для дошкольников, включающий знания основ физики, оптики, астрономии, географии, арифметики, грамоты; рекомендовал с трех лет обучать детей математике, с 4-5 – рисованию, лепке. Я. А. Коменский в пособии «Мир чувственных вещей в картинках» предлагает наглядные пособия по разным направлениям, в том числе геометрические формы, складывание из бумаги, игры для обучения.
Центральным звеном обучения является учебная деятельность. Идея занятий принадлежит Ф. Фребелю, он говорил об обучающей функции занятий в детском саду.
Мария Монтессори раскрыла технологию обучения дошкольников рисованию, лепке, развитию сенсорики.
Вклад зарубежных специалистов учитывался и учитывается в российской дидактике. Собственно теория обучения дошкольников стала разрабатываться в ХХ веке. В 20 – 50 гг. ХХ века вышел ряд руководств, программ для детского сада, в которых отражалась специфика обучения в разных возрастных группах. В 60 – 80 гг. ХХ века произошло оформление отечественной теории обучения дошкольников как отрасли дошкольной педагогики (дидактика). Большой вклад в разработку теории обучения дошкольников внесла А. П. Усова. В книге «Обучение в детском саду» автор раскрыла роль обучения в образовательном процессе детского сада, процесс формирования учебной деятельности дошкольников, процесс обучения на занятиях. А. П. Усова ратовала за то, чтобы обучение в детском саду отличалось от обучения в школе, т.е. учитывались психические особенности возраста, использовалась игра в обучении. Автор разработала рекомендации по организации разных видов занятий в детском саду.
Впервые обучение в форме занятий было введено в дошкольных учреждениях в России в советский период 1953 г. по инициативе А. П. Усовой в связи с выходом программы воспитания и обучения в детском саду, хотя отдельные занятия использовались и ранее в детских садах в ХIХ в. под руководством Е. Водовозовой.
В 60 – 70 годы ХХ века в детских садах России сложилась ситуация, когда обучение превалировало над воспитанием, развитием. В старшей, подготовительной группах проводилось по 3 занятия в день по 25 – 30 мин. Форма организации была приближена к уроку в школе. Игра была вытеснена учебной деятельностью. Кроме того, проводились занятия узкими специалистами (ИЗО, ритмика, иностранный язык и др.). Это была ошибочная тенденция. Положение было исправлено: сокращено количество занятий, форма организации преимущественно игровая. Обучение осуществляется и сейчас, в основном, на занятиях, но не только. Развивающие игры, задания могут и должны широко использоваться в повседневной жизни. Так, в самостоятельной деятельности организация предметно-развивающей среды должна создавать условия для самообучения, взаимообучения детей. Например, лабиринтные игры, помещенные на полу группы, на асфальте на участке, на стенке шкафа буду привлекать внимание детей. Дети упражняются в ориентировке в пространстве, закрепляют различные знания и т.д.
Специалисты Института дошкольного воспитания рассматривали методы обучения как способы работы педагога и руководимых им детей с целью приобретения последними знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. Ряд педагогов того времени (А. П. Усова, Н. А. Данилов) отмечали, что не удаётся создать безупречной общепризнанной классификации методов обучения. Методы обучения зависят от возрастных особенностей детей, характера и уровня их мышления и особенностей мотивационной сферы. Специалисты НИИ дошкольного воспитания выделяли словесные методы обучения (рассказ, беседа); наглядные методы (наблюдение, иллюстративный материал); практические методы (показ, игра).
В 90-е гг. ХХ века Н. Михайленко и Н. Короткова разработали рекомендации по организации занятий в детском саду. Авторы предлагали сократить количество занятий, проводить их по подгруппам, в форме занятий - загадок, занятий - удивлений.
Куликова Т. А. выделяет недостатки современного обучения дошкольников: формализм, сниженный развивающий и воспитательный эффект. Автор предлагает использовать различные типы обучения в детском саду: прямое, проблемное, опосредованное обучение.
Л. Кларина разработала когнитивную модель обучения дошкольников, когда используются партнерские отношения, ставка делается на развитие интеллектуальных чувств (удивление, восторг, размышление, высказывание предположений).
В настоящее время в разных образовательных программах для дошкольников имеются рекомендации по организации занятий. Так, например, в программе «Радуга» предлагается плавающая сетка занятий, т.е. используется метод погружения, при котором одну неделю проводится занятие только по развитию речи, другую неделю – по изодеятельности и т.д.
Специфика современного обучения дошкольников
-
Обучение детей направленно на развитие познавательных интересов, любознательности, знакомство со способами добывания знаний. Знания для дошкольников носят энциклопедический элементарный характер.
-
Форма обучения в детском саду – занятие, в школе – урок. Отличия заключаются в форме организации стиля общения, методах. Так, занятие допускает более свободную форму общения с детьми, чем в школе; может проводиться не только в групповой комнате, но и музыкальном зале, физкультурном зале, на воздухе, в оранжерее.
-
Позитивный фон обучения.
-
Широкая образовательная тематика.
-
Применение инновационных технологий, ориентированных на деятельность детей.
-
Интеграция разных видов деятельности.
В проекте государственного стандарта дошкольного образования (2001 г.) представлены требования к нагрузке на занятиях; указывается, что на занятиях допустимо утомление. Предлагается условно делить занятие на три вида:
-
интеллектуально – развивающие,
-
эмоционально – развивающие,
-
оздоровительные.
В данных требованиях определяется длительность занятий, их количество в неделю для каждой возрастной группы; рекомендуется организовывать занятия в первую половину дня, при этом учитывая индивидуальные особенности детей.
В теории и практике дошкольной дидактики имеются положительные изменения. В частности, осваиваются новые образовательные программы, организуются развивающие занятия, реализуются новые образовательные направления; издаются современные пособия для обучения дошкольников, имеющие двойную адресность (для педагогов и детей). Например, рабочие тетради, альбомы, развивающие книги.
В настоящее время в ДОУ широко используются элементы развивающего обучения, признаками которого являются творческое решение поставленной задачи, совместная деятельность детей и взрослых в обучении, амплификация, обучение на повышенном уровне сложности.
На сегодняшний день существуют и используются в практике два подхода к обучению дошкольников: раннее обучение; системное развитие ребенка в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями на основе амплификации.
В ФГТ предполагают упразднение занятий в ДОУ как организационной формы учебной деятельности детей, при этом обучение планируется организовывать по типу «занимательных дел».
Таким образом, теория обучения в отечественной дошкольной педагогике развивалась и развивается, учитывая зарубежный опыт.
Теория обучения дошкольников диалектически развивалась, развивается и будет развиваться. В настоящее время теория оформилась как отрасль дидактики. В ее оформление внесли вклад зарубежные и отечественные педагоги. Теория обучения отражает специфику дошкольного детства.
Задания:
Запомните:
Определения основных понятий «дидактика», «обучение».
Проверьте себя:
Специфика обучения дошкольников:
-
обучение ничем не отличается от обучения младших школьников;
-
обучение отличается тем, что направленно на развитие познавательных интересов, любознательности, на сообщение способов добывания знаний;
-
обучение отличается содержанием знаний.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика