logo
дошкольная педагогика

2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

В современной педагогической литературе под инновацией (нововведением) понимается процесс освоения нового средства (М. М. Поташник). Новшество – новое средство, метод, методика, технология, программа. В учебном пособии «Педагогика» под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова (М. : Школа – Пресс, 1998) инновация трактуется как средство и процесс. Применительно к педагогическому процессу термин «инновация» означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания».

Появление инноваций в педагогике продиктовано современными условиями развития общества, образования.

Под педагогической системой понимается самостоятельная развивающаяся и управляемая целостность, состоящая из ряда компонентов (цель, содержание, формы, методы реализации цели, условия, уровень результатов). Исходя из вышеизложенного, дошкольное учреждение может рассматриваться как педагогическая система.

Педагогическая технология – планомерное, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.

Современные образовательные программы для дошкольников несут в себе черты инноваций и технологий.

Рассмотрим общие (комплексные) и дополнительные (парциальные) программы, которые не характеризовались в теме, когда давалась характеристика наиболее широко используемых образовательных программ. Напомним, что общие (комплексные) образовательные программы – это программы, которые включают все основные направления развития личности ребенка.

Дополнительные (парциальные) программы – программы, включающие одно или несколько направлений развития детей (Р. Б. Стеркина).

Общие (комплексные) программы: «Истоки», «Из детства в отрочество».

Программа «Из детства в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой) – это общая (комплексная) программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 4 до 10 лет. Программа соответствует Закону об образовании РФ, Госстандарту дошкольного образования, может быть использована в образовательных учреждениях разных типов. Программа сопровождается комплексом методических пособий.

В программе для периода дошкольного детства определены задачи по двум направлениям: «Здоровье», «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную часть. В основной части обозначены задачи, которые необходимо решать по каждому направлению в семье и в детском саду. Например, в разделе «Здоровье» (для 5-го года жизни) определены следующие задачи: охрана и укрепление физического, психического здоровья, физическое развитие, обеспечение эмоционального благополучия. Родители вместе с педагогом изучают, оценивают здоровье своих детей, выбирают тактику дальнейшего оздоровления. Раздел «Здоровье» включает:

- рекомендации родителям;

- характеристику адаптации к детскому саду;

- контроль за здоровьем.

Направление «Развитие». Задачи:

- развитие личности, творческих способностей;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- формирование творческого воображения;

- развитие любознательности как основы познавательной активности.

Направление включает:

- игровую деятельность;

- знакомство с природой;

- знакомство с художественной литературой;

- музыкальное воспитание;

- знакомство с изоискусством и народно – декоративным искусством;

- развитие речи;

- изодеятельность;

- театрализованную деятельность.