1.7. Воспитание дошкольников
Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правила посредством “внушений”, то личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать— значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует - свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей — любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным.
Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
Отношение к “рукотворному миру”. Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим;
перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством.
Формируются начала духовности как свойства сознания.
Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям). Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.
Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому.
Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него;
рождается чувство значимости другого;
переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.
Формируются начала нравственного сознания.
Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: открытие своего “я”; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.
Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать “как все”.
Ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им;
наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.
Формируются начала самосознания личности.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика