Маленькие граждане о своем городе
Магнитогорск — промышленный город с градообразующим предприятием «Магнитогорский металлургический комбинат». Город расположен в двух частях света (Европа и Азия). Река Урал делит город на правобережную и левобережную часть. В городе имеются три высших учебных заведения, три театра, аквапарк, цирк, картинная галерея, детская картинная галерея, ледовый дворец.
Характер отношения дошкольников к родному городу, идентификация себя как горожанина выяснялись с помощью вопросов: «Как называется город, в котором ты живёшь?», «Тебе нравится жить в своём городе?», «Как тебе кажется, ты любишь свой город?», «Чем красив твой город?», «Что интересного есть в твоём городе?», «Что бы ты рассказал друзьям, которые приехали, о своём городе? Что бы ты мог сделать вместе с друзьями и родителями, чтобы в твоём городе стало лучше?». В частности, представления детей о городе можно охарактеризовать как удовлетворительные. Положительно, что большинство дошкольников верно называют свой город (83%). 7% детей расширили название города до названия страны (Россия). Только два ребёнка назвали город неправильно и 11 детей не знают названия города. Среди них дети, приехавшие из Таджикистана, Кавказа.
Развёрнутый рассказ о характерных для города культурных объектах, событиях и личном участии в них представили только 9% детей. Большинство дошкольников (73%) перечисляют типичные для любого города объекты, события, характеризуют ближайшее окружение (детские площадки, расположенные у дома). Ответы детей на вопрос «Что бы ты рассказал о своём городе приехавшим друзьям» не отличаются оригинальностью, очень типичные, односложные («Большой, красивый»). Лишь несколько детей собрались рассказать друзьям о металлургическом комбинате, цирке, аквапарке, ледовом дворце.
Все дети почти единодушно ответили, что им нравится жить в городе Магнитогорске и что они любят город. Положительные ответы были даны без пояснений. 44% детей предложили, в основном, мероприятия, связанные с улучшением экологической обстановки («Избавиться от выбросов» (Федосий К.), благоустройство города («Раскрасить всё», «Помыть, посадить цветы», «Убрать мусор», «Построить детские площадки», «Построить какой-нибудь памятник»). Встречались оригинальные ответы: «Развалить и построить новый город» (Лена М.), «Подарки всем людям подарить» (Миша Л.), «Чтобы все люди улыбались» (Настя К.), «Я бы помог бедным» (Семён Б.), «Ничего не надо делать, он красивый», «Прибавить друзей» (Женя С.), «Выкупить все магазины» (Артём Л.), «Надо хорошо работать, чтобы город стал лучше» (Денис К.), «Изменить название города» (Влада Т.), «Я бы всё сделал» (Владик Г.). Один ребёнок дал ответ, в котором «очеловечил» город – «Заботиться о нём». Подобный момент встречался в исследовании коллег из Санкт- Петербурга.
Таким образом, представления маленьких магнитогорцев о своём городе недостаточно полные, хотя нам достоверно известно, что дошкольные учреждения ведут обширную работу в данном направлении. В представлениях детей отражаются особенности непосредственно ближайшего окружения. Чрезмерное расширение представление о городе до масштабов страны подтверждает выводы В.И. Логиновой об особенностях познавательной деятельности дошкольников, которые выражаются в том, что дети стремятся разобраться в содержании понятия «город», которое не является пока для них полным, дифференцированным, что закономерно приводит к расширению либо к сужению данного понятия на этапе его становления. В настоящее время свыше 30% ДОУ города работают по краеведению. Возможно, результаты будут отсроченными во времени.
У большинства опрошенных детей преобладает эмоционально-положительное отношение к городу. Затруднительно выделить факторы подобного отношения, т.к. дети давали положительные ответы без пояснения. Возможно, это обусловлено тем, что дети родились и шесть лет живут в этом городе.
Интересно, что большинство детей предлагают действенные, реальные мероприятия по благоустройству города. Это можно расценивать как факт, что дети идентифицируют себя как горожан, жителей данного города. Для большинства дошкольников город — это среда обитания, место, где живёт их семья. Отношение детей к городу с позиций гендерного подхода выражается в повышенной эмоциональности девочек при характеристике города (красивый, раскрасить, больше цветов), что соответствует физиологическим особенностям.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика