logo
дошкольная педагогика

Маленькие граждане о своем городе

Магнитогорск — промышленный город с градообразующим предприятием «Магнитогорский металлургический комбинат». Город расположен в двух частях света (Европа и Азия). Река Урал делит город на правобережную и левобережную часть. В городе имеются три высших учебных заведения, три театра, аквапарк, цирк, картинная галерея, детская картинная галерея, ледовый дворец.

Характер отношения дошкольников к родному городу, идентификация себя как горожанина выяснялись с помощью вопросов: «Как называется город, в котором ты живёшь?», «Тебе нравится жить в своём городе?», «Как тебе кажется, ты любишь свой город?», «Чем красив твой город?», «Что интересного есть в твоём городе?», «Что бы ты рассказал друзьям, которые приехали, о своём городе? Что бы ты мог сделать вместе с друзьями и родителями, чтобы в твоём городе стало лучше?». В частности, представления детей о городе можно охарактеризовать как удовлетворительные. Положительно, что большинство дошкольников верно называют свой город (83%). 7% детей расширили название города до названия страны (Россия). Только два ребёнка назвали город неправильно и 11 детей не знают названия города. Среди них дети, приехавшие из Таджикистана, Кавказа.

Развёрнутый рассказ о характерных для города культурных объектах, событиях и личном участии в них представили только 9% детей. Большинство дошкольников (73%) перечисляют типичные для любого города объекты, события, характеризуют ближайшее окружение (детские площадки, расположенные у дома). Ответы детей на вопрос «Что бы ты рассказал о своём городе приехавшим друзьям» не отличаются оригинальностью, очень типичные, односложные («Большой, красивый»). Лишь несколько детей собрались рассказать друзьям о металлургическом комбинате, цирке, аквапарке, ледовом дворце.

Все дети почти единодушно ответили, что им нравится жить в городе Магнитогорске и что они любят город. Положительные ответы были даны без пояснений. 44% детей предложили, в основном, мероприятия, связанные с улучшением экологической обстановки («Избавиться от выбросов» (Федосий К.), благоустройство города («Раскрасить всё», «Помыть, посадить цветы», «Убрать мусор», «Построить детские площадки», «Построить какой-нибудь памятник»). Встречались оригинальные ответы: «Развалить и построить новый город» (Лена М.), «Подарки всем людям подарить» (Миша Л.), «Чтобы все люди улыбались» (Настя К.), «Я бы помог бедным» (Семён Б.), «Ничего не надо делать, он красивый», «Прибавить друзей» (Женя С.), «Выкупить все магазины» (Артём Л.), «Надо хорошо работать, чтобы город стал лучше» (Денис К.), «Изменить название города» (Влада Т.), «Я бы всё сделал» (Владик Г.). Один ребёнок дал ответ, в котором «очеловечил» город – «Заботиться о нём». Подобный момент встречался в исследовании коллег из Санкт- Петербурга.

Таким образом, представления маленьких магнитогорцев о своём городе недостаточно полные, хотя нам достоверно известно, что дошкольные учреждения ведут обширную работу в данном направлении. В представлениях детей отражаются особенности непосредственно ближайшего окружения. Чрезмерное расширение представление о городе до масштабов страны подтверждает выводы В.И. Логиновой об особенностях познавательной деятельности дошкольников, которые выражаются в том, что дети стремятся разобраться в содержании понятия «город», которое не является пока для них полным, дифференцированным, что закономерно приводит к расширению либо к сужению данного понятия на этапе его становления. В настоящее время свыше 30% ДОУ города работают по краеведению. Возможно, результаты будут отсроченными во времени.

У большинства опрошенных детей преобладает эмоционально-положительное отношение к городу. Затруднительно выделить факторы подобного отношения, т.к. дети давали положительные ответы без пояснения. Возможно, это обусловлено тем, что дети родились и шесть лет живут в этом городе.

Интересно, что большинство детей предлагают действенные, реальные мероприятия по благоустройству города. Это можно расценивать как факт, что дети идентифицируют себя как горожан, жителей данного города. Для большинства дошкольников город — это среда обитания, место, где живёт их семья. Отношение детей к городу с позиций гендерного подхода выражается в повышенной эмоциональности девочек при характеристике города (красивый, раскрасить, больше цветов), что соответствует физиологическим особенностям.