logo
дошкольная педагогика

Народные игры

Сюжетные

Бессюжетные

Музыкально-дидактические

Хороводные

 Шашки

 Шахматы

 Игры - головоломки

 Игры - лабиринты

Словесные

Подвижные

Хороводные

С народными игрушками

Игры для педагогической коррекции

(например: для развития эмпатии, отношений в поведении)

Рис 1. Схема классификации игр дошкольников

Для игры очень важна игровая среда. Необходимо учитывать общие принципы построения развивающей среды, разработанные под руководством В. Петровского (эмоциогенность, учёт пола, открытость и др.). Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребёнка к творчеству, активности, самостоятельности. Необходимы игрушки с учётом возраста. Например, в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки – каталки, развивающие движения; игрушки – забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки – модули (средообразующие предметы). Предметы – заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игре (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).

Для средней группы для игры используется открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, рекомендуется создавать стационарные и временные игровые центры для разных видов игр в отдельных, специально отведённых помещениях (игровых центрах). Учёт пола осуществляется путём создания игрового «мира» мальчиков и девочек. Так, Н. Ф. Тарловская (программа «Радуга») предлагает в старших группах для девочек иметь атрибуты для игры в принцесс, замки; для мальчиков – в рыцарей, мушкетёров, пиратов, индейцев. Для воспитания мужественности у мальчиков Л. В. Градусова рекомендует использовать атрибуты к играм героической тематики по мотивам русских народных сказок (голова Чуда – Юда, мечи и т. д.). Дети старших групп могут сами создавать атрибуты к играм.

В современной дошкольной педагогике имеется достаточно технологий различных видов игр. Остановимся на некоторых из них, в частности, технологии сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра появляется в жизни детей на 3-м году жизни. Это игры в «Магазин», в «Дом», в «Больницу» и др. Основы технологии были заложены Д. В. Менджерицкой, которая считала, что творчество в сюжетно-ролевых играх – это способность, которая развивается в игре; необходимо так руководить игрой, чтобы развивалось детское творчество. Для этого целесообразно использовать следующие приёмы: приёмы, направленные на обогащение детских впечатлений; в ходе игр применять внесение атрибутов, введение второстепенных ролей; напоминание и др.

Группа учёных – педагогов (С. Л. Новосёлова, Н. Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

Н. Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», посвящённого игре, предлагает на 3-м году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Для этого вначале используются игры, облегчающие адаптацию детей: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Шли – шли и что-то нашли». Затем организуются игры типа «Накорми меня», «Я тебя накормлю», «Накорми зайку». Следующая серия игр обучает детей умению принимать роль: «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами», игра в «Самолёты» и др.

Во II младшей группе основной приём, по мнению Н. Ф. Тарловской, – приём параллельной игры, когда педагог берёт на себя по согласованию с играющим ребёнком ту же роль, что и ребёнок, и в этой роли непринуждённо руководит игрой, подсказывает, предлагает новые «повороты» сюжета игры. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог даёт образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Внесение ролевой атрибутики также является действенным приёмом. В старших группах Н. Ф. Тарловская предлагает использовать создание тематических альбомов, где будут собраны иллюстрации, отражающие работу медиков (для игры в «Больницу»), продавцов (для игры в «Магазин») и т. д. Можно использовать рассказ о том, как педагог играла в эту игру в детстве, исполнение педагогом роли диспетчера, волшебницы.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в основу своей технологии положили взаимодействие педагога с детьми в игре через основные и дополнительные роли. Алгоритм взаимодействия учитывает возраст детей. Авторы рекомендуют строить технологию по этапам:

Педагог может руководить игрой со стороны или играть вместе с детьми.

В старших группах авторы предлагают использовать приём сюжетосложения, т. е. подвести детей в игре к складыванию различных сюжетов:

      1. расшатывание воспитателем знакомых сюжетов;

      2. сложение сюжетов (реального и сказочного);

      3. игра – фантазирование (придумывание старых сказок на новый лад и игра по этим сюжетам).

В качестве основных педагогических условий в руководстве игрой выделяются следующие:

Педагог может принимать ребёнка в игру, помогать выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие, вовлекать ребёнка в процесс обмена мнениями, интересоваться желаниями ребёнка, может выйти из игры сам или как участник игры, или с другими участниками, чтобы начать новую игру в другой обстановке. Педагог помогает создавать игровую обстановку, стимулирует поиск сюжетов, действий (разговор по телефону, радуется действиям детей, выдумке, отвечает на вопросы, откликается на просьбы, поощряет игру, использует сюрпризные моменты).

Психолог Е. Кравцова утверждает, что для развития творчества и воображения нужно использовать участие в игре детей по созданию ситуаций, мешающих развитию сюжета, предлагать каждый раз по-новому играть в одну и ту же игру. Это заставляет детей искать выходы из ситуаций. Например, парикмахер один раз делает причёску моднице, в другой раз стрижёт капризного ребёнка или пожилого человека и т. д. Соответственно игровые действия, игровые диалоги будут иные. Можно использовать в игре вместо кукол кубики со схематическим изображением различных эмоций, мимики человека.

Зарубежные авторы предлагают для игры кукол, отображающих всех членов семьи, представителей нескольких поколений (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочка).

В исследовании Т. Палагиной и в нашем исследовании (В. Турченко, Т. Доронова) в игре младших детей успешно использовались следующие приёмы: игры с продолжением (лечат «ребёнка» в «больнице», а затем предлагают долечить его дома, давая подробные инструкции); ставить ребёнка в позицию взрослого (ребёнок подсказывает, учит взрослого играть); игровые тренинги (воображаемая ситуация – «Пойди, погуляй, пожалуйста, с моей собачкой»). При этом никаких атрибутов, игрушек не используется. Наша технология предполагает руководство по результатам наблюдений, позволяет идти в игре за ребёнком, предоставлять ему самостоятельность.

Т. М. Бабунова в пособии «Педагогические условия организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях» (Златоуст, 1993) обобщила приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми по возрастам.

Таким образом, существует множество авторских технологий. Задача современного педагога – знать их суть и осознанно использовать в практике работы с детьми.

В целом, в отношении всех видов игр в науке сейчас предлагается термин «педагогическая поддержка игры».

Технология дидактических игр

Обширной группой игр являются дидактические (обучающие) игры. С помощью дидактических игр ребёнок учится применять полученные знания в игровой форме (сравнивать, обобщать, определять цвет, форму): «Чудесный мешочек», парные картинки «Вершки – корешки» и др.

Разнообразие дидактических игр даёт возможность решать педагогу широкий спектр задач в обучении: учить загадывать, отгадывать загадки, совершенствовать сенсорные, математические, речевые способности.

Дидактические игры имеют следующую структуру:

Рассмотрим дидактическую игру «Ледоход».

Дидактическая цель: упражнять в сравнении геометрических фигур. Игровая задача: быстрее всех «перейти через реку».

Правила – можно передвигаться по «льдинке» определённой геометрической формы.

Игровые действия – «передвижение», поиск нужных геометрических фигур.

Технологию дидактических игр разрабатывали многие учёные – педагоги, психологи: Л. Венгер, Е. Удальцова, А. Бондаренко и др. Результаты их исследований можно обобщить следующим образом:

Воспитатель может быть организатором (игра новая для детей); участником (дети повторно играют); наблюдателем, арбитром (игра хорошо освоена); использовать игру с целью диагностики.

1 этап – знакомство детей с правилами, содержанием дидактической игры.

2 этап – пробы сил.

3 этап – освоение игры детьми.

4 этап – свободное владение игрой.

В младших группах в дидактических играх воспитатель чаще выступает организатором, исполняет роль ведущего. До начала игры, если это дидактическая игра с игрушками, их дают детям рассмотреть. Количество предметов (игрушек) не должно превышать 5. Правила не объясняются; воспитатель сразу показывает, как надо играть, приглашает детей в неё поиграть. Игра проводится 2 – 3 раза, до исчезновения интереса у детей. В конце игры педагог использует похвалу; хвалит каждого ребёнка индивидуально.

В старших группах роль ведущего при повторном проигрывании может исполнять ребёнок. Правила игры в первый раз объясняются до игры; закрепляются, когда просят повторить 2-х детей, как они будут играть.

В целом, дидактические игры могут использоваться на занятиях, в повседневной жизни. В младших группах занятие полностью может проходить в форме дидактической игры.

Среди дидактических игр выделяется группа «развивающих» игр. Этот термин используется разными авторами с различным смыслом. Так, например, Б. П. Никитин развивающими называет игры, способствующие развитию творческого мышления типа «Кубики», «Вкладыши Монтессори», «Узелки» и др. В основном, это дидактические игры. З. Богуславская, Е. Смирнова развивающими называют и подвижные игры, способствующие развитию положительных взаимоотношений.

При планировании руководства творческими играми можно пользоваться рекомендациями С. А. Новосёловой. План разрабатывается в виде схемы на месяц, на квартал. В 1-й графе – «Ознакомление с окружающим» отражаются экскурсии, беседы, рассказы, способствующие расширению знаний, впечатлений детей. В графе «Обучающие игры» указывается название дидактических игр, связанных с сюжетами ролевых игр. В 3-й графе – «Изменение игровой среды» – отмечается, какие атрибуты вносятся; 4-я графа – «Проблемное общение» – отражает вопросы к детям, советы, помогающие разворачивать сюжет. И. Бойченко и др. предлагают выделять в перспективном плане графу, где указываются произведения детской художественной литературы, знакомящие детей с профессиями. Каждый день, в основном, во II половине дня и на прогулке должны создаваться условия и отводиться время для творческих игр.

При планировании руководства играми с правилами в планах указывается вид, название игр, задача. Необходимо стремиться охватывать всё многообразие игр с правилами, чередуя их. Нужно предусматривать взаимосвязь в использовании игр с правилами на занятиях и в повседневной жизни. Новые игры с правилами, в основном, впервые предлагаются детям на занятиях, а затем переходят в блок совместной деятельности педагога и детей. В старших группах дети должны уметь организовывать игры с правилами самостоятельно. Этому детей необходимо учить. Среди игр с правилами должны занимать определённое место народные игры.

Для объективной оценки уровня развития игры и ребёнка в игре можно использовать критерии, предложенные Д. Б. Элькониным (4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста). Выбор критериев будет зависеть от программы, по которой работает группа. В программе «Развитие» критерии разработаны Н. Я. Михайленко; оценивается эмоциональное развитие, произвольность поведения, совершенствование способностей с помощью игры. В программе «Детство» имеются критерии для каждого возраста по всем видам игр.

Общими критериями для творческих игр можно считать критерии развития игры как деятельности (сюжет, роли, игровые действия), уровень развития взаимоотношений, уровень развития творчества (самостоятельный выбор игрушек, партнёров, сюжета), а также уровень игровых интересов, уровень самостоятельного творческого общения детей в игре.

Развивающий эффект детских игр проявляется:

Игра выполняет следующие функции: воспитательную (коллективистические навыки), развивающую (развивается память, мышление), обучающую (закрепляются различные навыки), коррекционную (преодоление агрессивности, застенчивости), функцию саморазвития и самовоспитания.

Современные педагоги должны знать рекомендации по созданию оптимальных педагогических условий для игр, чтобы они сполна выполняли свою развивающую функцию.

Для детей раннего возраста такими условиями будут являться следующие:

В дошкольном возрасте развивающий эффект игр будет возможен при соблюдении следующих педагогических условий:

С помощью соблюдения, создания вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, способность лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.

Проблема развития и воспитания дошкольников в игре предполагает 2 стороны.

1) Развитие самой игры как деятельности. Этапы развития игры выделила С. Л. Новосёлова (предметная, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, собственно ролевая игра). Н. Я. Михайленко предлагает различать следующие этапы: предметно-игровой, ролевого действия, этап сюжетосложения. Е. Кравцова указывает, что сначала в жизни детей появляются режиссёрские игры, затем сюжетно-ролевые, после – игры с правилами и, наконец, опять режиссёрские игры на более высоком уровне. Д. Эльконин различает 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста детей.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с игровой деятельностью детей, которые будут является критериями для диагностики.

Кроме того, игра как деятельность развивается в части её структурных элементов. Например, мотивами игры в младшем дошкольном возрасте выступают игрушки; в старшем – познавательные мотивы. Игровые действия развиваются от простых единичных действий (2 – 3-й год) к цепочке игровых действий, связанных с ролью (4 – 5 год). В старшем дошкольном возрасте игровые действия приобретают условный характер.

Игровые правила развиваются от простых правил, связанных с индивидуальной игрой в младшем дошкольном возрасте, к правилам, регулирующим взаимоотношения играющих в старшем дошкольном возрасте.

Сюжеты игр в младшем возрасте просты, связаны с бытом; в старшем дошкольном возрасте становятся доступными детям сюжетосложение, сюжеты, связанные с общественными событиями.

2) Другая сторона проблем развития и воспитания детей в игре связана с развитием различных сторон личности ребёнка (интеллектуальном, эмоциональном развитии, развитии самостоятельности, общительности, гуманных чувств, психических процессов).

Сюжет игры оказывает воспитывающее действие. Коллектив играющих детей имеет развивающее влияние. Игра в образовательном процессе дошкольного учреждения выступает методом, средством обучения, воспитания, формой организации жизни детей. Игра является средством воспитания, поскольку в игре для педагога имеется возможность влиять на ребёнка в нужном направлении (на содержание игры, взаимоотношения детей, уровень развития).

Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей.

Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения. Таким образом, игровая деятельность – наиболее сложный и значимый для развития детей вид деятельности. У практиков существуют большие проблемы в использовании технологий разных видов игр. Игра не занимает должного места в образовательном процессе дошкольных учреждений. Причин этому существует множество, вследствие чего необходимо стремиться к их устранению.

Задания:

Запомните:

Определения основных понятий «игровая деятельность», «руководство игрой», «педагогическая технология игры», «педагогическая поддержка игры».

Проверьте себя:

В каком возрасте в жизни детей появляется сюжетно-ролевая игра: