2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
В разработке проблем эстетического воспитания важную роль сыграли такие исследователи, как В. Н. Шацкая, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина. Широко использовались результаты психологических исследований Л. С. Выготского, А. Л. Леонтьева, Б. М. Теплова. Важные данные были получены при разработке теории деятельности. А. Н. Леонтьев выделил тип игровой деятельности, которая носит «предэстетический характер», когда внимание детей обращено не только на процесс игры, но и на результат, который доставляет им эстетическое наслаждение.
Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.
Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.
Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.
Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.
Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.
Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.
В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».
Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.
Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.
Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.
Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.
Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.
В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.
Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.
Научные основы художественно-эстетического развития дошкольников составляют методологические, психологические, педагогические положения.
При разработке проблем художественно-эстетической деятельности детей исследователи опираются на основные положения эстетики о том, что прекрасное – это есть жизнь; искусство – высшая форма отражения и познания мира в художественных образах. Каждый индивид присваивает опыт материальной и духовной культуры человечества. Приобретение опыта происходит при условии активной деятельности детей, что обеспечивает их развитие, развитие разнообразных художественных качеств и способностей личности. Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли А. И. Буров, В. А. Разумный, Б. Т. Лихачёв и др.
Психологические основы художественно-эстетической деятельности определяет положение психологии о роли деятельности в эстетическом развитии детей.
В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.
В 50 – 60 годы на основе данных психологии в нашей стране благодаря исследованиям, практической деятельности Н. А. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. была создана система эстетического воспитания детей и подростков. Использовался и сейчас используется комплексный подход, заключающийся в ознакомлении детей с прекрасным в искусстве и окружающей жизни, обучение их музыке, рисованию, художественному слову в сочетании с педагогической организацией самостоятельной художественной деятельности детей; привлечение разных видов искусств, комплекса, полифонии.
Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:
-
Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.
-
Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.
-
Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.
-
Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.
-
Приобщить детей к ценностям культуры.
В ФГТ выделяются 3 образовательные области, связанные с художественно-эстетическим развитием дошкольников. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-
развитие литературной речи;
-
приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Содержание образовательной области «Художественное творчество». Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи:
-
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-
развитие детского творчества;
-
приобщение к изобразительному искусству;
Содержание образовательной области «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи:
-
развитие музыкально – художественной деятельности;
-
приобщение к музыкальному искусству.
Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа. Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе.
Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.
Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства: художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.
Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.
Т. Н. Доронова разрабатывала раздел «Театрализованная деятельность». В помощь педагогам создано методическое пособие по театрализованной деятельности пока, к сожалению, только для детей 5-го года жизни. Основные рекомендации данного автора сводятся к следующему:
– для театрализованной деятельности подбираются высокохудожественные динамичные тексты (примеры приводятся в пособии);
-
все дети должны принимать участие в театрализованной деятельности; для этого предлагается большое количество одинаковых персонажей.
Репетиции не нужны, дети импровизируют:
-
дети принимают активное участие в создании простых атрибутов, костюмов;
-
вводится традиция – «театральные пятницы», когда дети выступают перед родителями «на бис».
Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.
Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.
Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:
-
мир человека в искусстве;
-
мир природы в искусстве;
-
мир предметов в искусстве.
Педагогические рекомендации автора опираются на художественные традиции данных видов искусств. По мнению Р. М. Чумичевой, именно эти традиции помогут успешно развивать творческие способности детей.
Программа эмоционально-эстетического развития детей (автор – доктор психологических наук В. Г. Ражников).
Принципы программы:
-
главное – художественное произведение;
-
в игровых занятиях предлагается использовать звуки, краски, ритмы;
-
следует использовать все виды искусств;
-
ребёнок должен быть автором, исполнителем, слушателем.
Для реализации программы предлагаются наглядные, методические пособия (школа настроения, игры – лабиринты, книжки – раскраски и др.).
Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.
И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:
-
формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;
-
развивающая среда;
-
ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.
Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.
Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.
Художественно-эстетическая деятельность, по мнению Н. А. Ветлугиной, развивается по этапам:
-
этап накопления впечатлений;
-
возникновение замыслов;
-
результаты творческой деятельности. Периоды развития данной деятельности таковы:
с 3 до 5 лет (подготовительный этап),
с 5 лет – период активного художественного творчества.
Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.
Художественно-эстетическая деятельность организуется в блоке совместной деятельности воспитателей и детей (художественный, ручной труд) на праздниках, развлечениях. С 5 лет возможна самостоятельная художественная деятельность детей. Разновидности самостоятельной художественной деятельности: самостоятельная изобразительная деятельность – когда дети по собственной инициативе рисуют, лепят; самостоятельная музыкальная деятельность – дети самостоятельно поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах; самостоятельная театрализованная деятельность – дети самостоятельно разыгрывают театральные спектакли, играют с разными видами театральных игрушек; самостоятельная художественно-речевая деятельность – дети сочиняют стихи, сказки, загадки.
Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки. При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности. Можно отметить, что существуют проблемы, препятствующие полноценному художественно-эстетическому развитию дошкольников:
-
авторитаризм воспитателя;
-
безразличное отношение педагогов, родителей к детям;
-
спешка в обучении, развитии детского творчества;
-
перегруженность программ воспитания и обучения;
-
подавление взрослыми искренности детей.
Для определения эффективности педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей необходимо учитывать критерии оценки художественно-эстетической деятельности:
-
искренность;
-
инициатива;
-
оригинальность;
-
самостоятельность.
Виды и показатели самостоятельной художественной деятельности:
Самостоятельная художественно- ритм, рифма, выразитель-
речевая деятельность: ность речи
Самостоятельная изобразительная композиция, форма, образ-
и театрализованная деятельность: ность движений, речь
Самостоятельная музыкальная мелодичность,
деятельность: тональность,
интонационная
выразительность,
двигательная пластика
Самостоятельная игровая деятельность уровень развития игры,
взаимоотношения детей в
игре, игровое творчество
В психолого-педагогической литературе предложено множество диагностических методик для оценки художественно-эстетической деятельности детей. Приведём отдельные примеры.
Е. Торшилова предлагает использовать тестовые игровые задания для определения творческой характеристики восприятия, воображения (для детей после 5 лет). «Круги». Детям предлагаются карточки с изображением 15 кругов различной величины. Нужно подрисовать детали вне и внутри кругов, чтобы получился узнаваемый образ. Оценка. Если остаётся схема предмета (– 1 балл);
отдельные детали (– 0 баллов);
рисунок детализован (+ 1 балл).
«Кто есть кто?» Злой волшебник превратил повара, балерину, военного в фигуры. Нужно догадаться, кто в какую фигуру превращён. Высший балл – 6.
Е. Кравцова использует игру «Где чьё место?» для определения уровня развития воображения в заданной предметной ситуации. Детям предлагается сюжетная картинка; возле каждого предмета пустой кружок и отдельный набор этих кружков, на которых изображены предметы, относящиеся к изображённым. Нужно внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружки в «необычные» места.
Первый уровень – дети испытывают трудности, ставят фигурки на их «законные» места. Если взрослый поставит на «необычное» место, ребёнок смеётся.
Второй уровень – дети легко расставляют кружки на «чужие» места, но объяснить не могут.
Третий уровень – дети без труда расставляют кружки на чужие места и объясняют почему делают это (рассказ с единым сюжетом).
Выбор критериев и диагностических заданий будет зависеть от программы, по которой работает группа, дошкольное учреждение.
В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с художественно-эстетическим развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.
Художественно-эстетическая деятельность, безусловно, способствует развитию и воспитанию детей. Развиваются все психические процессы, особенно восприятие, воображение; развивается речь. Художественно-эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию детей от первых простейших эмоций при виде красивого в произведениях разных видов искусства до оценочного отношения к ним. Дети получают уроки нравственности в процессе общения с прекрасным; решаются в комплексе задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания. Одним из педагогических условий успешности воспитания, развития в художественно-эстетической деятельности является выбор методов и приёмов. В художественно-эстетической деятельности дошкольников используются следующие методы и приёмы:
-
методы побуждения;
-
методы убеждения;
-
методы приучения, упражнения;
-
методы проблемных ситуаций, творческих заданий (классификация разработана Н. А. Ветлугиной).
Например, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, осуждения безобразного: «Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?»
Метод убеждения используется при встречах детей с произведениями разных видов искусства. Сюда относится высокохудожественное исполнение музыкальных произведений, художественное рассказывание литературных произведений для детей; беседы об искусстве.
Метод упражнения, приучения используется для того, чтобы научить детей переносить приобретённые навыки в новые ситуации. Возможны следующие проблемные ситуации, творческие задания – придумать и исполнить под незнакомую музыку свой собственный танец; рисование на произвольную тему.
Выбор методов и приёмов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, т. е. выбор методов должен обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход к детям.
В выборе методов и приёмов должен осуществляться комплексный подход, который предполагает установление взаимосвязей между ними.
Методы определяются целями и задачами художественно-эстетической деятельности, источниками знаний, видами художественной деятельности, типами занятий.
По мнению Н. А. Ветлугиной, назначение методов художественного воспитания – научить ребёнка вглядываться, вслушиваться, ценить прекрасное, творчески действовать.
Другим педагогическим условием воспитания и развития детей в художественно-эстетической деятельности является тесное взаимодействие с семьёй. Через пропагандистскую, просветительскую, организационную и диагностико-коррекционную деятельность педагоги дошкольных учреждений привлекают родителей к активному участию в художественно-эстетическом развитии детей в детском саду и дома.
Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для художественного развития детей важна профессиональная организация художественно-эстетической деятельности; данная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей, желаний создавать и беречь прекрасное. Современные педагоги должны знать и учитывать в работе теоретические основы организации художественно-эстетической деятельности; грамотно выбирать среди множества существующих технологий наиболее эффективную, приемлемую, обеспечивающую эстетическое развитие дошкольников, владеть диагностическими методиками.
Задания:
Запомните:
Определения понятий «эстетическое воспитание», «художественное образование», «художественно-эстетическое развитие».
Проверьте себя:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников – это:
-
умение петь, танцевать, рисовать, лепить;
-
развитие умения у ребёнка воспринимать красивое в жизни;
-
процесс становления эстетического отношения к окружающему, к разным видам искусства, эстетической деятельности.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика