logo
дошкольная педагогика

Монтессори – педагогика

В настоящее время наблюдается возрождение идей М. Монтессори в современной отечественной педагогике. Монтессори – альтернатива системе традиционного образования для детей от 3 до 12 лет.

Данная альтернативная система характеризуется как:

- имеющая собственную философскую базу;

- имеющая собственную технологию (методику);

- отсутствие классно-урочной системы.

Уровни системы М. Монтессори – философский, психологический, педагогический, методический.

Философский уровень

М. Монтессори была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок отличается от взрослого, обладает особой формой разума.

Психологический уровень

Каждый человек – индивид. М. Монтессори предлагала возрождение возрастной периодизации.

Педагогический уровень

Суть метода – свободная целесообразная деятельность детей с дидактическим материалом в созданной педагогом предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия на детей.

Методический уровень

Предлагаются конкретные приемы и средства воспитания и обучения. Педагог вначале демонстрирует ребенку способ работы с материалами, а затем дает возможность заниматься самостоятельно.

Непрерывность образования

Отсутствует адаптация к школе. Ребенок учится в одной школе от 3 до 12 лет. Специальная подготовка к школе не нужна, необходимость в ней отпадает. Монтессори – начальная школа предназначена для детей от 3 до 12 лет. В Монтессори – начальной школе в последний год обучения предпринимается сравнивание уровня знаний с содержанием программ тех школ, где впоследствии будет учиться ребенок.

М. Монтессори понимала образование как процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного потенциала.

Роль функции педагога

Суть воспитания (по Монтессори) – помощь психологическому развитию ребенка с самого рождения (помощь в жизни). Преобладает активность, самостоятельность ребенка. Ребенок активно приобретает знания и умения в ходе самостоятельной конструктивной деятельности (сам выбирает место, материал, который носит автодидактический характер). Коллега, партнер, старший товарищ, который вовремя придет на помощь, ненавязчиво руководит, становится посредником между ребенком и подготовленной средой.

Функции педагога – посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

Подготовленная среда

Материалы расположены на открытых, доступных ребенку полках. Выделяются следующие зоны: зона для упражнений в практической деятельности, сенсорная; для развития речи, обучения письму и чтению; математическая, космическая (знакомство с окружающей природой, естественными науками).

Материалы располагаются в одном экземпляре по порядку, по мере увеличения сложности слева направо с целью обучения общению.

Дидактический материал

- 3 бруска, в каждом бруске – 10 круглых отверстий; в каждое отверстие вставляется цилиндр. – 10 призм и бруски. Нужно построить лестницу, ступеньки которой расширяются к вершине (главный признак – толщина);

- 10 палочек. Палочки окрашены в красный и синий цвета. Необходимо выложить прямоугольник, треугольник с уменьшением длины и чередованием цвета;

- 10 призм. Необходимо выложить лестницу;

- 10 кубов. Даётся задание построить башню из кубов.

2. Для восприятия формы предлагаются плоские геометрические вкладыши.

3. Для восприятия цвета предлагается 8 разных цветов.

4. Для восприятия звука.