logo
дошкольная педагогика

Программа «Радуга»

Авторский коллектив — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Под руководством Т.Н.Дороновой, кандидата педагогических наук.

Работа по программе «Радуга» для воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.

Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Однако этот период очень важен. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой — необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно добиться у них в период 4 – 5 лет, являются естественным следствием и продолжением того принципиального изменения в деятельности ребенка, которое начинается в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что хочет получить по их окончании, иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идет по линии появления цепочек связанных между собой целей — построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.

Еще одна важная линия развития деятельности – отношение ребенка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребенок удовлетворен любым результатом, то позднее, на четвертом году жизни, у него появляется определенное требование к качеству получаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутых ставить вытекающие новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это означает, что более общие планы удерживаются ребенком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, побуждающей их овладевать тем, что взрослый хотел бы у детей сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей. Появление собственных целей, первые успехи в их достижении, реакция на неуспех порождают у ребенка потребность в том, чтобы чувствовать себя значимым, компетентным и самостоятельным. Эта потребность может быть удовлетворена, если ребенок совершает что-то нужное, полезное или приятное другим или себе и получает от этого удовлетворение и одобрение.

На этой основе предлагаются три типа мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

В процессе становления личности особое значение приобретает воспитание содержательного и позитивного отношения ребенка к окружающему предметному миру, другим людям и самому себе. В дошкольном возрасте закладываются основы созидательного отношения к предметному миру и впервые возникает подлинное познавательное отношение к окружающему, бескорыстная потребность в знаниях. Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к умственным поискам ребенка и их результатам.

Авторы программы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие долгодействующие качества личности, как воспитанносгь, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др. Они позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно, что войдет в золотой фонд зрелой человеческой личности. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка. Воспитание должно строиться на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям маленького человека.

Авторы программы назвали ее «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой - семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:

Каждый вид занятий поэтично сравнивается с каким-то одним цветом радуги, раскрывается его своеобразие и целесообразность полноценного использования в работе с детьми.

Красный цвет в радуге дошкольного детства отдается самому важному предмету воспитания – физической культуре. С помощью этого цвета как бы привлекается внимание практических работников к этому разделу программы. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Предлагаются для выбора различные формы работы с детьми.

Посоветовавшись с врачом и родителями, для каждого ребенка можно подобрать ту нагрузку и формы работы с ним, которые будут отвечать уровню его физического развития и подготовленности, особенностям работоспособности и реакции на нагрузку.

В специальном разделе «Растим здорового ребенка» освещаются общие задачи и рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Программные задачи, связанные с особенностями работы по физической культуре, на каждом возрастном этапе представлены отдельно для детей младшего, среднего и старшего возраста в «Программе и руководстве по воспитанию и обучению детей» в детском саду «Радуга». Названия разделов говорят сами за себя: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни» (предлагается несколько вариантов режима), «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движения».

В «Руководстве» показано, как шаг за шагом, начиная с младшего дошкольного возраста, формируется потребность в физическом совершенствовании, происходит овладение знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в охране своего здоровья со стороны взрослых. Постепенно каждого дошкольника надо приучать заботиться о своем здоровье. В «Руководстве» рассказывается, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками. Вместе с тем необходимо знакомить детей с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, что подводит дошкольника к пониманию влияния физических упражнений на организм человека, его самочувствие.

Освещаются и такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью‚ умения сознательно избегать и даже предварять их.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Подробно в «Руководстве» рассматриваются средства и формы их использования в дошкольном учреждении. Это гигиенические факторы, такие, как общий режим (он предлагается в нескольких вариантах в каждом возрастном периоде), рациональное питание, гигиена одежды и помещений. Большое значение имеет воспитание, обеспечивающее гигиену нервной системы — предупреждение переутомления ребенка на протяжении всего дня, а также в разных видах деятельности, предупреждение чрезмерного нервного, в том числе эмоционального, напряжения.

Одним из ведущих средств физического воспитания являются физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений обеспечивает многообразное их воздействие. Предлагается примерный перечень физических упражнений, отражающий возрастные возможности детей, обеспечивающий освоение двигательных навыков и удовлетворяющий потребность дошкольников в двигательной активности.

Воспитателям предлагаются разнообразные формы организации физического воспитания, раскрываются методические приемы.

Оранжевый цвет радуги детства связывается в программе с ведущей деятельностью ребенка - игрой, которая обеспечивает всестороннее воспитание, развитие и психологический комфорт. В основе всей программы лежит игра, так как авторский коллектив считает, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.

Специальный раздел «Играем с детьми» подчеркивает значение этой деятельности для развития ребенка, нацеливает педагога на содержательное и разнообразное участие в играх детей, принятие позиции равного партнера.

В каждом возрастном периоде перед педагогом ставятся особые задачи, которые плодотворно реализуются в процессе игровой деятельности. Своеобразие задач и нюансы тактичного руководства игровой деятельностью раскрываются в разделах «Игра с детьми от 3 до 4 лет», «Игра с детьми от 4 до 5 лет», «Игра с детьми от 5 до 6 лет». В них рассматриваются сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, дидактическая игра, игры с правилами; условия их организации (разнообразные ролевые атрибуты, предметы многофункционального назначения, которые могут использоваться в качестве «заместителей» реальных вещей, несколько специальных игровых уголков, которые помогут детям содержательно воссоздать деятельность взрослых в быту и на работе).

Педагогам даются рекомендации по формированию ролевой игры, обогащению ролевого поведения (насыщение предметно-игровой среды новыми атрибутами, обогащение новыми целями и способами выполнения игровых действий посредством параллельной игры), расширению диапазона ролей, расширению представлений о занятиях взрослых, которые можно отразить в игре.

В каждом возрастном периоде в игре решаются особые задачи, связанные с возможностями детей в этом возрасте. В программе раскрываются эти особенности и показываются пути их реализации.

Например, с детьми от 3 до 4 лет игру используют как средство адаптации к условиям жизни в детском саду, к среде сверстников. С ее помощью можно поддерживать бодрое и радостное настроение, вызывать ощущение эмоциональной общности с воспитателем и детьми, формировать умение играть самостоятельно, индивидуально или в паре со сверстником. Игра позволяет в этом возрасте содействовать возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, формировать умение действовать в соответствии с правилами в совместной игре.

Игра детей от 4 до 5 лет развивается дальше. Она обеспечивает условия для создания у ребенка положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у детей появляется способность самостоятельно занять себя игрой (как индивидуальной, так и совместно со сверстниками). В этот период интенсивно развиваются в игре воображение, внимание, произвольное поведение, происходит усвоение представлений об отношениях между людьми. Впервые у детей появляются правила, которые они придумывают и устанавливают самостоятельно, следят за их выполнением всеми участниками игры, стремятся справедливо разрешать возникающие конфликты.

Игра детей от 5 до 6 лет характеризуется тем, что она становится средством организации жизни детского общества, способствует укреплению устойчивых детских игровых объединений, их расширению и взаимодействию. В игре детей совершенствуется сотрудничество, они охотно подчиняются игровым правилам и требуют этого от всех членов игровой группы. Успешно осуществляется дальнейшее психическое развитие ребенка в игре (обогащается воображение, память, мышление, речь и др.), развивается активность при создании и реализации игровых замыслов, появляется умение согласовывать свои игровые замыслы с замыслами партнеров по игре.

Исследования педагогов и психологов показали, что для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте необходима максимальная реализация тех возможностей, которые для этого имеются в специфических «детских» видах деятельности: рисовании, лепке, конструировании и музыкальных занятиях.

Желтым цветом радуги дошкольного детства наделяется изобразительная деятельность и художественный труд. В дошкольном детстве процесс развития художественной культуры и формирование основ личности связан с воздействием народного искусства. В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно-прикладного искусства. Детей приучают рассматривать точеные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла, тканые полотенца и др. Ребенку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщения к созданию рисунков и объемных изображений с помощью карандаша, красок, глины и других материалов.

В программе подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка — то те формы проявления детской активности, в которой дети впервые могут получить реальный и очевидный результат. Это та деятельность, в которой ребенок уже в три—четыре года сам ставит перед собой цель.

Полученный результат не всегда удовлетворяет взыскательного взрослого. Но в детской работе прежде всего следует ценить то, что ребенок заранее обдумал, что он хочет создать, и настойчиво претворяет свое намерение. Результаты деятельности детей могут быть использованы ими в качестве украшений на елку, атрибутов для игры, подарков для друзей и близких. В программе много интересных методических находок, фрагментов организации детской художественной деятельности.

Зеленым цветом обозначено в программе конструирование. Эта деятельность открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания. Органическая связь конструирования с игрой и изобразительной деятельностью создает благоприятные условия для сенсорного развития каждого ребенка и его самостоятельной творческой деятельности. Показывая некоторые простые приемы создания построек, знакомя с разнообразием строительных деталей, обыгрывая с детьми постройки в качестве игровой обстановки, взрослые вызывают интерес к конструктивной деятельности, подводят детей к выделению пространственных характеристик построек (высоты, длины, ширины).

В программе показано, как постепенно происходит знакомство детей с использованием в простейших постройках деталей крупного и мелкого строительного материала, как развивается их самостоятельность, происходит формирование конструктивных навыков, и тем самым создаются условия для возникновения предпосылок творчества в конструировании, сотрудничества в процессе создания построек и игр с ними.

Голубой цвет в радуге дошкольного детства «отдается» занятиям музыкального и пластического развития, которые должны быть светлыми и радостными, отвечать потребностям ребенка и делать его счастливым. С этой смысловой интонацией программы, как считают авторы, связано ее содержание и возможности практического решения поставленных задач: обогащение музыкальных впечатлений, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование выразительных певческих и пластических способностей.

В «Руководстве» показано, как реализуются мотивационные, нравственные, эстетические, воспитательные задачи. На конкретном материале объясняется, как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно—инструментальные и двигательные (моторика различных частей тела, их координация, ритмичность движения, пространственная координация).

Синий цвет в программе обозначает разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранным языкам». С синим цветом символизируется все то, что необходимо, как воздух, и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя. Эти разделы ставят цель – помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формулировать простейшие выводы. Основы родного и иностранного языков приобщают ребенка к языковой культуре и общечеловеческим ценностям (добро, красота, истина и др.).

Слушая произведения устного народного творчества, художественной литературы, отвечая на вопросы воспитателя, проникаясь чувством уважения и любви к человеку, его труду, радостям и печалям, дети оценивают поступки героев, отмечают их нравственные качества. В программе предполагается большая работа по формированию умения читать наизусть стихотворения, народные песенки и потешки, свободно пересказывать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Фиолетовый цвет, спокойный, рассудительный, символизирует обучение детей математике. Авторы программы призывают педагога, несмотря на серьезность этого раздела, создать на занятиях атмосферу уважения к детям, как к людям, которые учатся. Атмосфера доброжелательности, в которой ребенок не боится сделать ошибку, поможет ему высказывать свои соображения, отстаивать свое мнение. Важно воспитать в детях стремление узнавать новое и научиться этому. На занятиях математикой дети не только познают математические понятия, но и овладевают первичными навыками учебной деятельности: умением выделять учебную задачу, определять направление поисков ее решения, оценивать полученные результаты, исправлять ошибки. При обучении необходимо добиваться гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка. Программа по математике представлена по возрастным группам.

Авторы программы «Радуга» в каждой возрастной группе определили воспитательные задачи, содержание представлений, знаний, умений и навыков, как это указывалось в нашем обзоре. Однако в рекомендациях к программе высказывается предостережение от формального её использования, т. е. слепого следования за программой. Все задачи по воспитанию и обучению тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому чем сильнее будет их взаимопроникновение, тем целостней будет весь воспитательно-образовательный процесс.

В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации, тем самым предоставляется право для самостоятельного поиска наиболее эффективных и гуманных средств для ее реализации, возникают возможности для творчества. При этом воспитатели должны отчетливо понимать, что не следует ограничивать познавательные способности каждого ребенка. В том случае, если он знает больше, чем предполагает программный минимум, это необходимо приветствовать и создавать условия для его дальнейшего продвижения.

Авторы программы придают огромное значение – не на словах, а в реальной практике работы – взаимоотношениям «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК». Воспитатель на время пребывания ребенка в детском саду заменяет родного и близкого человека, поэтому ребенок должен поверить воспитателю полюбить его. Основное условие развития ребенка дошкольного возраста – возможность общения со взрослым. Он для ребенка – источник защиты и поддержки, проводник знаний, образцов поведения, оценок всех событий.

На каждом возрастном периоде ребенок своеобразен, он меняется, изменяются его мироощущения, оценки, привычки, привязанности, интересы. Поэтому содержание и стиль общения взрослого с ребенком в том или ином возрастном периоде должны быть разными.

Каковы общие тенденции изменения стиля взаимоотношений по мере роста ребенка? Увеличение психологической дистанции между взрослым и ребенком выражается в увеличении степени самостоятельности ребенка в решении всех касающихся его вопросов.

Авторы программы считают, что полноценное развитие и воспитание ребенка может осуществляться, если взрослые смогут создать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником. Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема. Длительное пребывание ребенка в угнетенном, подавленном состоянии отрицательно влияет на состояние сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, специалисты отмечают, что дети с нарушениями центральной нервной системы чаще встречаются в семьях с недостаточно развитыми эмоциональными отношениями. Взрослые в таких семьях не устанавливают доверительных отношений с детьми, а больше обучают детей, контролируют, дают много указаний, редко поощряют, хвалят, ласкают. С эмоциональным отчуждением ребенок встречается и в детском саду. Рост числа детей с ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного микроклимата. Для этого предлагается:

При этом в любом возрасте необходимо:

«Руководство» предостерегает воспитателей от использования недопустимых методов и средств воспитания:

В работе по программе «Радуга» придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций. К таким традициям относятся:

Ежедневные:

Еженедельные:

Ежемесячные:

Методика проведения указанных форм работы детьми, использования индивидуальных и групповых фрагментов общения подробно излагается в методических рекомендациях.

Психическое развитие не происходит само по себе. Для него необходима духовная пища – новый опыт, знания, система отношений с окружающими, позволяющая усваивать социальный опыт. Многие представления, знания ребенок приобретает сам, подражая взрослым, манипулируя с предметами, преодолевая препятствия на своем пути. Но многое ребенок может усвоить только при помощи взрослого. Однако все даваемое и показываемое ребенку может повлиять на его развитие в том случае, если будет охотно, активно и разнообразно использоваться им в свободной самостоятельной деятельности по собственному желанию и усмотрению.

Педагогов, желающих работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Тогда только можно легко руководить процессом воспитания и развития. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

Воспитатель должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне. Каждый день дошкольника в детском саду – это день жизни человека, который может быть радостно прожит только тогда, когда удовлетворяются его ведущие потребности: самоутверждение, игра, познание, общение. Главный помощник в реализации этих потребностей – умный, тактичный, доброжелательный и творческий воспитатель.

Н.ФЕДИНА,

кандидат педагогических наук,

заместитель директора

по дошкольному образованию

Учреждения РАО

«Институт стратегических

исследований в образовании»,

Москва