Дошкольники о себе и своей семье
Семья — это самая близкая для ребёнка социокультурная среда, в которой он становится личностью. Индивидуальные беседы с более чем 200 детьми старшего дошкольного возраста позволили выявить особенности комфортности жизни ребёнка в семье, характер семейной идентификации.
В частности, представления о своей семье, родителях у детей довольно достаточные. Так, 43% детей уверены, что родители нужны для воспитания детей. Примерно 30% детей отметили, что родители необходимы для удовлетворения социальных потребностей (чтобы жить вместе, заботиться друг о друге, чтобы всем было хорошо). По 17% дошкольников говорят соответственно, что назначение родителей – удовлетворение эмоциональных и материальных потребностей детей.
Можно привести примеры типичных ответов детей на вопрос «Зачем нужны родители?»: «Чтобы рожать и воспитывать детей». Оригинальные ответы детей: «Без них (родителей) тебя не будет, и город будет пустой» (Даниил Д.), «Чтобы мы им родителям, в старости помогали» (Маша С.), «Чтобы братика мне родили» (Лиза Р.).
К сожалению, довольно малое количество детей рассказали, что родители всё делают вместе с ребёнком (всего 9%). 54% дошкольников описывают наиболее распространённый банальный вариант, когда мама много времени занята хозяйственной работой по дому, а папа лежит на диване или всегда на работе.
Нетипичными ответами детей на вопрос «Чем чаще всего заняты родители дома?» были: «Они любят меня», «Экзаменами», «Папа с мамой сидят в Интернете, играют в компьютерные игры» (Артём Ф.). Подобные ответы детей характеризуют особенности современных молодых родителей, которые ещё только получают образование (высшее, среднее), используют Интернет для учёбы и развлечения, даже в ущерб общению с собственным ребёнком. Кроме того, женщина (мама) огромное количество времени тратит на домашнюю работу, т.к. в большинстве случаев супруги (папы) не оказывают помощь и, вероятно, недостаточно в молодых семьях домашний труд механизирован. Лишь в нескольких семьях был отмечен «идеальный вариант», когда мама и папа делят обязанности поровну, или вариант нетипичный, когда папа «исполняет» обязанности по дому, а мама отдыхает или занята собой («Красится 100 раз»), но опять же не детьми.
Таким образом, большинство детей, к сожалению, недостаточно общаются с родителями, а значит не используются огромные воспитательные резервы такого общения, совместная деятельность. Можно предположить, что молодые родители педагогически непросвещённые, в т.ч. со стороны ДОУ, или не понимают значимость детско-родительского общения.
Тем не менее, уравновешивает данную тенденцию тот факт, что большой процент родителей радуется достижениям детей (46%), в основном, тому, что ребёнок послушный. Отвечая на вопрос «Чему радуются твои родители (мама, папа)?» ряд детей привели оригинальные варианты: «Когда я к ним не пристаю» (Даша В.), «Мне» (Максим Л.), «Когда ко мне друзья приходят» (Артём Ф.), «Когда закончат ремонт» (Лиля М.). В 7 — 10% случаев родители радуются материальным благам, хорошим внутрисемейным отношениям, совместному досугу, проявлениям внимания. По мнению 30% детей, родителям не хватает материальных благ (денег, машин, мебели, одежды). В 20% случаев дети отмечают, что не хватает социальных благ (времени, дома, детей).
Оригинальными ответами детей на вопрос «Чего не хватает родителям?» были: «Радости», «Хорошего сердца» (Данил С.), «Радуги», «Ещё одного ребёнка» (Анна Ю.). 10% детей не знают, чему радуются их родители и чего им не хватает. Об эмоциональной оценке, статусе ребёнка в семье свидетельствуют ответы детей на вопросы «Что тебе нравится в твоей семье?», «Что ты любишь делать дома?», «Когда ты вырастешь, ты хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на твою?». Можно оценить положительно, что более 40% дошкольников подчеркнули, что им нравятся родственные отношения (мама, папа, братик), а также разные виды «детских» занятий (рисовать, играть). Достаточно много времени дома дети заняты играми и развлечениями, связанными с телевидением и компьютером. Встречаются оригинальные ответы: «Люблю вязать с бабушкой» (Катя И.).
Никто из детей не представил заинтересованный рассказ о разнообразных особенностях жизни семьи. Это свидетельствует о том, вероятно, что близкие к идеалу семьи достаточно редко встречаются сегодня. Подобный вывод звучал в исследовании, проведённом коллегами из Санкт-Петербурга, т.е. эта характеристика относится в целом к большинству российских семей. 70% маленьких магнитогорцев, не задумываясь, ответили утвердительно (без пояснений), что они хотели бы, чтобы у них была семья, похожая на их семью. Примеры оригинальных ответов: «Хочу другую, свою семью», «Хочу, чтобы у моих деток был ещё и папа» (Катя С., Роза Г.) (родители в разводе). В опросе встретилось несколько детей, явно из неблагополучных семей, испытывающих эмоциональный дискомфорт в семье (алкоголизм, агрессивность родителей, отсутствие денег даже на еду).
Представления о семейном досуге складывается из ответов детей на вопросы: «Что вы делаете вместе с родителями?», «Как вы отдыхаете в семье, когда выходные?». 52% детей подчёркивают, что занимаются разнообразными совместными видами деятельности (гуляем, играем). Это несколько противоречит тому, что на вопрос «Чем чаще заняты родители дома?» только 9% детей отвечали, что родители всё делают вместе с ребёнком. На втором месте (46%) решение бытовых проблем (ходим по магазинам, готовим еду, ездим на дачу). На третьем месте (26%) – культурное времяпрепровождение (посещение театров). На четвёртом месте (16%) — «Смотрим телевизор, ничего не делаем». Отдельные дети вспоминают характерные для магнитогорцев поездки на озеро Банное, Абзаково (зоны отдыха) и поездки в Турцию, хоккей. На последнем месте (9%), к сожалению, - спортивные развлечения.
Таким образом, семейный досуг не отличается большим разнообразием, хотя город располагает достаточными возможностями. Можно предположить, что молодые семьи располагают недостаточными финансовыми средствами. Лишь 13 детей без пояснений высказались отрицательно по поводу того, что не хотят семью, похожую на их. Один ребёнок пояснил: «потому что не знаю, кто жених». Гендерный аспект просматривается в повышенной эмоциональной оценке девочками семей. Чаще девочки отмечают, что хотят иметь семью, похожую на их, красоту мам.
Итак, большинство современных дошкольников считает, что им достаточно комфортно жить в семье. Процент неблагополучных, неполных семей, встретившихся в опросе, невелик (12%) (восьмая часть дошкольников). Три четверти семей по национальному составу — русские, одна четвёртая - другие национальности и смешанные браки. Дети недостаточно хорошо знают своих родителей, в частности, чему радуются родители, чего им не хватает - дошкольники охарактеризовать затрудняются. Семейный досуг не отличается большим разнообразием, в основном, это — хозяйственная работа, в которой главное лицо — женщина – мать, телевидение, компьютер, хождение по магазинам. В большинстве родители недостаточно общаются с детьми, занимаются целенаправленным воспитанием ребёнка. Причины такого явления: одни семьи не хотят заниматься воспитанием, другие не умеют этого делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. В данном случае нужна квалифицированная помощь ДОУ. Создание единого образовательного пространства с семьёй для развития ребёнка.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика