logo
дошкольная педагогика

2.4. Социальное развитие дошкольников

Социальное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Методологической основой социального развития дошкольников является положение философии о взаимосвязи человека и общества, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Психологические основы социального развития освещены в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.), которые отмечают, что социальная ситуация развития – это система отношений между ребёнком и социальной действительностью, что социальное развитие ребёнка происходит в общении со сверстниками; признаками социального статуса ребёнка являются базисные черты личности ребёнка (активностью, самостоятельность, творчество, произвольность). Психологи свидетельствуют, что в дошкольном возрасте развивается психический пол ребёнка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения.

Педагогические основы социального развития дошкольников включают задачи, условия, образовательные программы.

Основополагающие идеи социально-нравственного воспитания дошкольников были заложены в исследованиях советских педагогов Ф. С. Левин – Щириной, А. В. Суровцевой, В. Г. Нечаевой, Е. М. Кульчицкой, Л. А. Пеньевской, С. В. Петериной.

Задачи социального развития:

  1. развитие нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности и др.);

  2. формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и другим;

  3. формировать способность владеть своим поведением.

Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ. Цели: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Задачи:

Содержание образовательной области «Коммуникация» в ФГТ. Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи:

Условия социального развития дошкольников: создание в группе положительного микроклимата, использование в комплексе разных видов детской деятельности, использование технологий социально-личностного развития, взаимодействие с семьёй по социально-личностному развитию детей.

Социальное развитие также отражается в общих образовательных программах. Так, например, в программе «Детство» социальное развитие рассматривается как центральное направление развития ребенка.

Козлова С. А. разработала концепцию социального развития ребенка. Автор рассматривает социализацию детей в триединстве: как адаптацию к социальному миру, принятие этого социального мира, способность и потребность преобразовывать мир. Концепция построена на следующих положениях: направленность на человека, познание себя и нахождение своего места в мире, овладение ценностями мира. Технологическая часть концепции включает систему занятий, игр, праздников и развлечений для социального развития детей. Концепция и технология отражена в программе «Я – человек», построенной по тематическому и возрастному принципу.

Л. В. Коломийченко представляет собственную концепцию и программу социального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Содержание работы с детьми дифференцировано по возрастным периодам, по разделам и блокам. Например, младший дошкольный возраст – раздел «Человек среди людей», «Человек в культуре». Старший дошкольный возраст – к разделам младшего возраста добавляются разделы «Человек в истории», «Человек в своём крае». В программе представлены показатели социального развития. Например, к 4 годам ребёнок различает и называет некоторые атрибуты русской традиционной культуры; с удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек; отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности. Технологическое сопровождение программы представлено блочно-тематическими планами, конспектами разных форм работы с детьми, пакетами диагностических методик, настольно-печатными играми, тематическими альбомами.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» представляет интеграцию дидактических игр и занятий, направленных на социальное развитие, где дети тренируются в поиске выхода из затруднительных жизненных ситуаций, например, «Найди свое место в ряду», «Найди свою группу».

Термин «социальное развитие» не может быть употреблен вместо термина «нравственное развитие», т.к. социальное развитие шире по значению.

Нравственное и духовное развитие являются составными частями социального развития. Кроме того, социальное развитие предполагает экономическое, патриотическое, трудовое, краеведческое воспитание.

В ряде исследований используется термин «социальная компетентность дошкольников» (уверенность), которая предполагает наличие у ребёнка следующих компонентов: когнитивного (способность понять и познать другого человека и самого себя); эмоционально-мотивационного (отношение к другим людям, к самому себе); поведенческого (выбор способов общения, способов разрешения конфликтов).

Составными частями социально-личностного развития дошкольников являются правовое воспитание, экономическое воспитание, патриотическое воспитание, краеведческое воспитание, этнокультурное воспитание, трудовое воспитание.

Вопросы экономического воспитания дошкольников разрабатывают А. Д. Шатова, Л. Н. Галкина и др. Данные авторы представили программы, знакомящие детей в доступной форме с деньгами, рекламой, с трудом как продуктом. Авторы предлагают серию игр, заданий, связанных с экономическим воспитанием дошкольников.

Проблему правового воспитания дошкольников освещает Т. Н. Доронова. Автор предлагает знакомить детей и упражнять их в соблюдении прав и обязанностей, обозначенных в Конвенции о правах ребёнка. Н. Н. Копытова предлагает технологию правового образования дошкольников, включающую дидактические игры («Я имею право», «я не должен»), конспекты занятий («Как поступить правильно», «Ты и твоё имя», «Ваши права, дети»). Кроме того, предлагается система методической работы с воспитателями по данной проблеме и система взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Вопросами патриотического, гражданского воспитания дошкольников многие годы занимается Э. Суслова, которая разработала технологию, развивающую у дошкольников толерантность, включающую систему игр, занятий, праздников по ознакомлению детей с культурой народа, к которому принадлежит ребёнок, и культурой других народов. Акцент делается на воспитание у старших дошкольников элементов планетарного мышления.

В настоящее время проблема патриотического воспитания расширилась до границ краеведческого и этнокультурного воспитания (Е. С. Бабунова). Имеется достаточное количество программ по приобщению детей к истокам народных культур, познанию собственного края. Например, программа «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е. С. Бабуновой; О. А. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края)».

Пособия по социально-личностному развитию: Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Кошелева А. «Эмоциональное развитие дошкольников».

Для диагностики социально-личностного развития можно использовать методики: например, тест (Любина Г. и Микулик Л.). Выбирается один ребёнок, о нём студент беседует с воспитателем, заполняя таблицу (колонки «Да» или «Нет»).

Вопросы

Да

Нет

1

Уверен ли ребёнок, что его каждое утро ждут в группе и ему рады?

2

Имеет ли ребёнок возможность самостоятельно, свободно выбирать игрушки и пособия?

3

Имеет ли ребёнок право на выбор деятельности?

4

Имеет ли ребёнок на отказ от участия в коллективной деятельности?

5

Может ли ребёнок выбрать свой, индивидуальный способ действий с материалом, пособиями, игрушками?

6

Имеет ли ребёнок право на свой, индивидуальный темп работы?

7

Имеет ли ребёнок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную?

8

Ощущает ли ребёнок себя членом семьи – группы и может ли предложить что-то изменить в интерьере группы?

9

Ощущает ли ребёнок свою значимость для взрослых, работающих в детском саду?

10

Ощущает ли ребёнок свою значимость для сверстников и их дружеское отношение к себе?

11

Ощущает ли ребёнок себя достойным человеком, уверенным в своих возможностях?

12

Ощущает ли ребёнок себя виноватым, если что-то не получилось?

13

Ощущает ли ребёнок зависимость от настроения воспитателя?

14

Уверен ли ребёнок, что послушание – его главное достоинство в детском саду?

15

Понимает ли ребёнок, что в присутствии проверяющих надо вести себя образцово, не так, как всегда?

16

Уверен ли ребёнок, что нельзя задавать неприличных вопросов воспитателю?

Обработка данных

Если на большинство вопросов с 1 по 11 воспитатель ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 – отрицательно, то ребёнок в группе ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатель утвердительно ответил на большинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть вопросов с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы.

Коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» в течение ряда лет работал над проблемой социально-личностного развития дошкольников совместно с дошкольными учреждениями. Результаты работы отражены в двух монографиях, в пособиях по диагностике социально-личностного развития и технологиям.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с социальным развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, социальное развитие дошкольников – одно из направлений развития детей, которое может рассматриваться под углом зрения Концепции целостного развития личности, то есть широкого задействования возрастных, индивидуальных, личностных качеств ребёнка, опору на субкультуру детства. Педагогическая деятельность в процессе социального развития детей должна быть направлена на взаимодействие, сотрудничество, содружество.