2.4. Социальное развитие дошкольников
Социальное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Методологической основой социального развития дошкольников является положение философии о взаимосвязи человека и общества, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Психологические основы социального развития освещены в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.), которые отмечают, что социальная ситуация развития – это система отношений между ребёнком и социальной действительностью, что социальное развитие ребёнка происходит в общении со сверстниками; признаками социального статуса ребёнка являются базисные черты личности ребёнка (активностью, самостоятельность, творчество, произвольность). Психологи свидетельствуют, что в дошкольном возрасте развивается психический пол ребёнка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения.
Педагогические основы социального развития дошкольников включают задачи, условия, образовательные программы.
Основополагающие идеи социально-нравственного воспитания дошкольников были заложены в исследованиях советских педагогов Ф. С. Левин – Щириной, А. В. Суровцевой, В. Г. Нечаевой, Е. М. Кульчицкой, Л. А. Пеньевской, С. В. Петериной.
Задачи социального развития:
-
развитие нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности и др.);
-
формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и другим;
-
формировать способность владеть своим поведением.
Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ. Цели: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Задачи:
-
развитие игровой деятельности;
-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Коммуникация» в ФГТ. Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
-
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Условия социального развития дошкольников: создание в группе положительного микроклимата, использование в комплексе разных видов детской деятельности, использование технологий социально-личностного развития, взаимодействие с семьёй по социально-личностному развитию детей.
Социальное развитие также отражается в общих образовательных программах. Так, например, в программе «Детство» социальное развитие рассматривается как центральное направление развития ребенка.
Козлова С. А. разработала концепцию социального развития ребенка. Автор рассматривает социализацию детей в триединстве: как адаптацию к социальному миру, принятие этого социального мира, способность и потребность преобразовывать мир. Концепция построена на следующих положениях: направленность на человека, познание себя и нахождение своего места в мире, овладение ценностями мира. Технологическая часть концепции включает систему занятий, игр, праздников и развлечений для социального развития детей. Концепция и технология отражена в программе «Я – человек», построенной по тематическому и возрастному принципу.
Л. В. Коломийченко представляет собственную концепцию и программу социального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Содержание работы с детьми дифференцировано по возрастным периодам, по разделам и блокам. Например, младший дошкольный возраст – раздел «Человек среди людей», «Человек в культуре». Старший дошкольный возраст – к разделам младшего возраста добавляются разделы «Человек в истории», «Человек в своём крае». В программе представлены показатели социального развития. Например, к 4 годам ребёнок различает и называет некоторые атрибуты русской традиционной культуры; с удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек; отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности. Технологическое сопровождение программы представлено блочно-тематическими планами, конспектами разных форм работы с детьми, пакетами диагностических методик, настольно-печатными играми, тематическими альбомами.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» представляет интеграцию дидактических игр и занятий, направленных на социальное развитие, где дети тренируются в поиске выхода из затруднительных жизненных ситуаций, например, «Найди свое место в ряду», «Найди свою группу».
Термин «социальное развитие» не может быть употреблен вместо термина «нравственное развитие», т.к. социальное развитие шире по значению.
Нравственное и духовное развитие являются составными частями социального развития. Кроме того, социальное развитие предполагает экономическое, патриотическое, трудовое, краеведческое воспитание.
В ряде исследований используется термин «социальная компетентность дошкольников» (уверенность), которая предполагает наличие у ребёнка следующих компонентов: когнитивного (способность понять и познать другого человека и самого себя); эмоционально-мотивационного (отношение к другим людям, к самому себе); поведенческого (выбор способов общения, способов разрешения конфликтов).
Составными частями социально-личностного развития дошкольников являются правовое воспитание, экономическое воспитание, патриотическое воспитание, краеведческое воспитание, этнокультурное воспитание, трудовое воспитание.
Вопросы экономического воспитания дошкольников разрабатывают А. Д. Шатова, Л. Н. Галкина и др. Данные авторы представили программы, знакомящие детей в доступной форме с деньгами, рекламой, с трудом как продуктом. Авторы предлагают серию игр, заданий, связанных с экономическим воспитанием дошкольников.
Проблему правового воспитания дошкольников освещает Т. Н. Доронова. Автор предлагает знакомить детей и упражнять их в соблюдении прав и обязанностей, обозначенных в Конвенции о правах ребёнка. Н. Н. Копытова предлагает технологию правового образования дошкольников, включающую дидактические игры («Я имею право», «я не должен»), конспекты занятий («Как поступить правильно», «Ты и твоё имя», «Ваши права, дети»). Кроме того, предлагается система методической работы с воспитателями по данной проблеме и система взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Вопросами патриотического, гражданского воспитания дошкольников многие годы занимается Э. Суслова, которая разработала технологию, развивающую у дошкольников толерантность, включающую систему игр, занятий, праздников по ознакомлению детей с культурой народа, к которому принадлежит ребёнок, и культурой других народов. Акцент делается на воспитание у старших дошкольников элементов планетарного мышления.
В настоящее время проблема патриотического воспитания расширилась до границ краеведческого и этнокультурного воспитания (Е. С. Бабунова). Имеется достаточное количество программ по приобщению детей к истокам народных культур, познанию собственного края. Например, программа «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е. С. Бабуновой; О. А. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края)».
Пособия по социально-личностному развитию: Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Кошелева А. «Эмоциональное развитие дошкольников».
Для диагностики социально-личностного развития можно использовать методики: например, тест (Любина Г. и Микулик Л.). Выбирается один ребёнок, о нём студент беседует с воспитателем, заполняя таблицу (колонки «Да» или «Нет»).
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 | Уверен ли ребёнок, что его каждое утро ждут в группе и ему рады? |
|
|
2 | Имеет ли ребёнок возможность самостоятельно, свободно выбирать игрушки и пособия? |
|
|
3 | Имеет ли ребёнок право на выбор деятельности? |
|
|
4 | Имеет ли ребёнок на отказ от участия в коллективной деятельности? |
|
|
5 | Может ли ребёнок выбрать свой, индивидуальный способ действий с материалом, пособиями, игрушками? |
|
|
6 | Имеет ли ребёнок право на свой, индивидуальный темп работы? |
|
|
7 | Имеет ли ребёнок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную? |
|
|
8 | Ощущает ли ребёнок себя членом семьи – группы и может ли предложить что-то изменить в интерьере группы? |
|
|
9 | Ощущает ли ребёнок свою значимость для взрослых, работающих в детском саду? |
|
|
10 | Ощущает ли ребёнок свою значимость для сверстников и их дружеское отношение к себе? |
|
|
11 | Ощущает ли ребёнок себя достойным человеком, уверенным в своих возможностях? |
|
|
12 | Ощущает ли ребёнок себя виноватым, если что-то не получилось? |
|
|
13 | Ощущает ли ребёнок зависимость от настроения воспитателя? |
|
|
14 | Уверен ли ребёнок, что послушание – его главное достоинство в детском саду? |
|
|
15 | Понимает ли ребёнок, что в присутствии проверяющих надо вести себя образцово, не так, как всегда? |
|
|
16 | Уверен ли ребёнок, что нельзя задавать неприличных вопросов воспитателю? |
|
|
Обработка данных
Если на большинство вопросов с 1 по 11 воспитатель ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 – отрицательно, то ребёнок в группе ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатель утвердительно ответил на большинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть вопросов с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы.
Коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» в течение ряда лет работал над проблемой социально-личностного развития дошкольников совместно с дошкольными учреждениями. Результаты работы отражены в двух монографиях, в пособиях по диагностике социально-личностного развития и технологиям.
В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с социальным развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.
Таким образом, социальное развитие дошкольников – одно из направлений развития детей, которое может рассматриваться под углом зрения Концепции целостного развития личности, то есть широкого задействования возрастных, индивидуальных, личностных качеств ребёнка, опору на субкультуру детства. Педагогическая деятельность в процессе социального развития детей должна быть направлена на взаимодействие, сотрудничество, содружество.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика