logo
дошкольная педагогика

Дети о себе и своих ценностях

В ходе проведённого исследования были выделены характер и особенности ценностных ориентаций современных дошкольников, характер самоидентификации. Полученные данные позволяют констатировать, что для современного ребёнка характерна ярко выраженная направленность личности в равной степени, как на других людей, так и на себя и свою деятельность. Об этом свидетельствуют количественные данные.

Отвечая на вопросы «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?», «Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети?», «Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?», «Как ты думаешь, какого человека можно назвать хорошим (плохим)?», «Как ты думаешь, без чего человек не может жить счастливо (хорошо)?», «Расскажи о своём любимом занятии?», абсолютное большинство детей продемонстрировали направленность своей личности на других людей (от 34 до 50% детей).

Хотя примерно столько же детей (34%) считают, что человек не может жить хорошо без материальных ценностей (машины, игрушек, компьютера, еды).

Типичными и оригинальными ответами детей, свидетельствующими о направленности личности, были: «Спасать мир» (Альбина А.), «Буду управлять городом» (Савелий Ф.), «Полечу и буду всех спасать», «Буду превращать преступников в лягушек и жаб». «Люблю играть с друзьями» - самый распространённый ответ (28% детей); «Играть, гулять, нянчиться» (если останутся одни дети), «Маме подарки боду дарить» (Максим С.), «Спасать всех», «Учить детей» (Настя М.).

Направленность личности ребёнка на себя самого и свою деятельность наиболее ярко проявляется в ответах на вопросы «Что ты любишь больше всего на свете?», «Расскажи, что не любишь», «Чему ты радуешься?», «Чего ты боишься?», «Что ты умеешь делать?», «Чем бы ты занимался, если бы тебе разрешили делать всё?», «Расскажи о своём любимом занятии» (от 37 до 49% детей) подтвердили направленность своей личности преимущественно на себя (любимого) и на свою деятельность.

Примеры типичных и оригинальных ответов: «Играть», «Когда ругают, бьют», «Радуюсь игрушкам», «Боюсь темноты», «Писать, читать», «Рисовать», «Играть в компьютер»; «Люблю жить» (Антон С.), «Ходить к маме на работу», «Я всё люблю» (Никита Б.), «Радуюсь мечте» (Влада Г.), «России» (Дима К.), «Радуюсь урожаю» (Дима Ц.), «Радуюсь, когда мама со мной веселится» (Динара А.), «Хороший – это я» (Данил К.), «Такого не может быть» (Витя К.) (на свете останутся одни дети), «Я так не хочу» (Таня Л.).

Гендерные особенности направленности личности проявляются неярко, недостаточно фактов, но хотя и слабо улавливается некая тенденция, что девочки больше ориентированы на себя, мальчики — чаще на других людей, деятельность.

Мы попытались ранжировать ценностные ориентации детей. Результаты следующие: первое место у маленьких магнитогорцев занимает ценность человеческих отношений. Это отрадный факт.

На втором месте — материальные ценности. Такая особенность свидетельствует том, что родители «озабочены» материальными ценностями, что «копируют» дети, и молодые семьи объективно вынуждены «печься» о материальном, т. к. начинают с «нуля». На третьем месте - моральные общечеловеческие ценности. На четвёртом месте – ценность труда. На пятом – ценность природы, хотя преобладают при этом прагматичные ответы и ответы со здоровьесберегающей направленностью. На шестом — духовные (эстетические) ценности; на последнем месте – витальные потребности.

Гендерный аспект в ранжировании ценностных ориентаций детей не представляется возможным охарактеризовать, т. к. не ставилась изначально такая задача, недостаточно фактического материала.

Приведём наиболее убедительные ответы дошкольников: «Мне нравится, что мы дружные в всё делаем вместе» (Катя И.) (о семье); «Я помогаю маме», «Я делаю всё с папой», «Я люблю, когда папа и мама со мной играют», «Я люблю игрушки, подарки», «Я радуюсь игрушкам», «Буду работать», «Работать придётся» (Антон К.), «Природа нужна, чтобы отдыхать, ягоды собирать, дышать свежим воздухом», «Чтобы любоваться природой», «Чтобы не было печально» (Саша Ш.), «Радуюсь солнышку, хорошей погоде, весне».

Необходимо отметить, что суть отдельных вопросов дети до конца не понимают, дают в ответах иные интерпретации. Например: «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?» 17% детей отвечали: «Играть, рисовать разные цветы», «Искать друзей».

На вопрос «Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать всё» 32% детей приводили банальные виды деятельности: рисовать, играть, «Овощи говорить», «Сделала бы бассейн для всех» (Кристина Х.), «Ходила бы на математику» (Аня Ю.), «Полетел бы в космос» (Матвей С.).

«Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети?» - данный вопрос также поставил 37% детей в тупик, они предлагали неадекватные варианты ответов. Например, «Я бы научился летать на ракете и перелетел на другую планету» (Дима К.), «Буду ждать, когда вырасту» (Ваня О.), «Буду один играть». Подобная ситуация при ответах на вопрос «Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?» 23% детей говорят, что пойдут в школу, «Я ещё маленький», «Стану сильным» (Ваня Н.), многие называли профессию, кем они будут работать.

Самоценность личности ребёнка характеризуется самоидентификацией, самодостаточностью, наличием идеалов, самооценки.

Все дети г. Магнитогорска, участвовавшие в опросе осознают себя личностью определённого пола, имеют чёткие представления о хорошем (плохом) человеке, чаще связывая это с поступками и личными проявлениями людей, многие при этом конкретизируют, приводя примеры хороших и плохих из ближайшего окружения (родители, сверстники в группе, бандиты, преступники). Отдельные дети верно оценивают себя как частицу природы («Если бы не было природы, и человека бы не было, меня...»).

Больше половины магнитогорцев — дошкольников в качестве идеала называют близких людей (родителей, родственников). 76% детей называют героев детской мультипликации в качестве того, на кого хотели бы быть похожими. При этом оценивают в большей степени положительные качества героев (преимущественно мальчики). Среди героев лидирует Человек - паук, Бэтман. девочки отдают предпочтение принцессам, Золушке за красоту. Лишь 1% назвал в качестве идеала медиа — людей (президента, артистов, спортсменов).

Критериями идеалов являются положительные качества, в первую очередь, затем красота у девочек, мускулы — у мальчиков. 18% детей не хотят ни на кого быть похожими. При ответе на вопрос: «На кого из других ребят ты хотел бы быть похожим? Почему?» 57% дошкольников выбрали конкретного ребёнка своего пола из группы, основным критерием при этом названы качества личности и умение играть. Встречались неадекватные ответы: «Хотел бы быть похож на красивых» (Ваня К.), «На начальника» (Матвей Ф.). Смысл вопроса «Скажи, когда ты бываешь доволен собой? Не доволен собой?» также до конца не был воспринят 44% детей. Типичные ответы связаны с хорошим настроением, приятным занятием, физическим состоянием. Например, «Довольна, когда меня не водят на танцы» (Кристина Х.), «Когда я на улицу выхожу» (Сергей Б.), «Недоволен, когда кричат», «Когда приходит весна».

О самооценке большинства детей можно сказать, что она адекватная. Дети реально оценивают свои возможности, способности. Небольшая часть детей характеризуется завышенной обобщённой самооценкой: «Я – хороший».

Итак, своеобразие ценностных ориентаций юных магнитогорцев можно охарактеризовать следующим образом: равноценная направленность развивающейся личности современного ребёнка в одинаковой степени и на другого человека и на себя, собственную деятельность; преобладают у маленьких магнитогорцев ценности человеческих отношений; материальных ценностей; моральных общечеловеческих ценностей; выбор в качестве идеалов близких людей, затем героев мультфильмов с выделением положительных качеств личности; личность дошкольника характеризуется стремлением в большей степени приобретать познавательные умения (писать, читать, учить английский, учиться на компьютере) наряду с физическим совершенствованием в равной степени; 49% детей подвержены страхам, среди которых преобладают страх темноты, «сказочных героев», диких животных. Интересно, что 35% дошкольников ничего не боятся, отрицают наличие у них страхов.