logo
дошкольная педагогика

Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека

В статье предпринята попытка анализа одной из важнейших категорий педагогической науки и интереснейшего социокультурного феномена – детства. На основе изучения авторских психолого-педагогических концепций, созданных в прошлом веке, выявлены самоценность и сущность данного возрастного периода в жизни человека.

Постижение смысла феномена детства и его самоценности – одна из важнейших задач для педагога дошкольного образования. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ним.

Ключевые слова: феномен детства, самоценность детства, смыслы детства как особого периода в жизни человека, авторские концепции детства, детство как социокультурное явление и система, детство функционально, содержательно и сущностно, детство как особая миссия для себя и для людей, субкультура детства, субъективность и субъектность детства.

В силу широкой распространенно­сти понятия «детство» каждый из нас уверен, что знает о нем все или практически все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того - знаем по предрассудкам». И еще: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, ­возбудимость, выносливость, сила, с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым».

Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: филос­офской, культурологической и педагогической (Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Я. Корчак, Н.Б. Крылова, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева и др.), психологической (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), исторической (Ф. Ариес, Ллойд де Моз, О.Е. Кошелева, Н. Постмен, Л. Поллак и др.), этнографической и социологической (И.С. Кон, М. Мид, Е.М. Рыбинский и др.) и даже экологической (У. Бронфенбреннер). Каждая из этих наук имеет свой уникальный опыт зна­ний о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит всего лишь приблизиться к пониманию данного феномена в развитии челове­чества.

А знаете ли вы, что детство как са­мостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII в. Предшествую­щий ему XVII в. понимал детство как период незрелости, своеобразное от­клонение от нормы, под которой пони­малась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к об­учению, тут же становился взрослым и закономерно им считался.

В истории существовало шесть ти­пов отношения взрослых к детству:

• первобытный инфантицид (де­тоубийство);

• бросание взрослыми детей;

• восприятие детей как матери­ала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы;

• преувеличение роли правиль­но организованного воспитания в эпоху Просвещения;

• социализация ребенка из «вер­хов» и «низов» общества XIX в.;

• помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ре­бенка во второй половине – конце ХХ в.

Рассмотрим существующие сегод­ня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фунда­ментальные авторские концепции, рож­дение которых произошло в недавно закончившемся ХХ в. Необходимо отме­тить, что таких концепций немного.

Концепция Д.Б. Эльконина. Обоб­щив идеи Л.С. Выготского о развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в кон­тексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, законо­мерности, своеобразие и характер изме­нений детства человека. Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциаль­ная сила детства заключается в овладе­нии ребенком человеческой культуры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родо­вой культуры и в процессе этого присво­ения осуществляется развитие человека.

Концепция Д.И. Фельдштейна. В исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социаль­ного мира, которое Д.И. Фельдштейн определяет функционально, содержа­тельно и сущностно.

Функционально, детство - объек­тивно необходимое состояние в дина­мической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

Содержательно, детство - это про­цесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального простран­ства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющих­ся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические зако­номерности, связанные с возрастными изменениями ребенка в значитель­ной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему дей­ствию социального.

Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на природу детства на­ходят в концепции педагога Ш.А. Амо­нашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это зна­чит, что каждый ребенок есть неповто­римость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием воз­можностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжела­тельности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, об­легчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и че­ловечество долго будет благодарно им.

Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и цело­е поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию», а не «развивающую производную» от «развивающегося социума». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Идею понимания детства ради ста­новления детской субкультуры разделяют и разрабатывают В.В. Абраменкова, М.С. Каган, А.В. Петровский, К.Б. Соколо­в, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева, О. Кучерова, С.М. Лойтер, М.В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М.С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них - сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй - проявле­ние детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим, детская субкультура в ши­роком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком – это смысло­вое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообще­ствах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, стано­вятся игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философ­ствование, словотворчество, эстетиче­ские представления детей.

Таким образом, детство – это це­лый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-­правдивому» (Р.М. Чумичева) функци­онируют нормы, правила, законы, цен­ности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, симво­лов, слов, эмоционально-речевых вос­клицаний, воспоминаний и пережива­ний прошлого и настоящего, размышле­ний, надежд и чувств.

В концепции новой психологии детства А.Б. Орлова мир детства наряду с миром взрослости совершенно равно­правные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком – переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни...».

Мир детства, по мнению А.Б. Орло­ва, обладает своим собственным содер­жанием, представляющим несомнен­ную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нрав­ственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективно­сти человека В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева позволяет определить самоцен­ность детства, заключающуюся в:

• становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двига­тельных, коммуникативных функцио­нальных органов;

• развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

• оформлении личностного спо­соба бытия, свободного и ответственно­го отношения к себе и другим людям.

Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова, Р.М. Чумичева), рассма­тривают самоценность детства в кон­тексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определя­ется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключа­ется в становлении личной, самостоя­тельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений, прежде всего, ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъяв­ляет себя в нем.

В концепции выдающегося педа­гога Я. Корчака детство – долгие, важ­ные годы в жизни человека. Автор пи­шет: «Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни... Ребенок строит себя – его все больше и больше; глубже врастает в жизнь».

«Ребенок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть ко­торых ты сумеешь прочесть, а некото­рые сможешь стереть или только пере­черкнуть и вложить свое содержание.

Ребенок и беспредельность.

Ребенок и вечность.

Ребенок – пылинка в простран­стве.

Ребенок – момент во времени».

«Ребенок – это сто масок, сто ро­лей способного актера. Наивный и хи­трый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и ша­ловливый, он умеет так до поры до вре­мени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и исполь­зует в своих целях.

В области инстинктов ему недоста­ет лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эро­тических предчувствий.

В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.

В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.

Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок - взрос­лым.

Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден под­чиняться».

Концепция В.В. 3еньковского. Очень современно и привлекательно выглядит опубликованная в 1924 г. кон­цепция детства, принадлежащая отече­ственному философу, богослову психо­логу и педагогу В.В. 3еньковскому.

«Основная наша ошибка в отно­шении детей, - пишет В.В. 3еньков­ский, - заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют ме­сто те же психические движения, что и у нас, - только еще неразвитые, сла­бые. Детская душа с этой точки зрения – это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии». Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В.В. Зеньковский утверждает, что «...мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать ­развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше вс­его разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии». ­Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В.В. Зеньковским. Вникнем в этот закон. «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще... Под психическим же выражением следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства, и смысл которой заключается в том, сделать более ясным содержа­ние чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и не закрепленными – как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа». Таким образом, становится очевидным вывод о том, что психическим корнем игры детей является эмоциональная сфера, а сама игра служат целям телесного и психического выражения чувства. «Игра служит прежде всего запросам чувства...» - пишет В.В. Зеньковский. Итак, эта авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос, ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии – ради игры, а игра – ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство – ради души, в которой отра­жается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т.е. по­нимание того, ради чего каждому че­ловеку дано детство, - важнейшая задача для педагога дошкольного об­разования. Ее решение позволяет об­рести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приори­тетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ним.