Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
Показатели сравнения вариантов | Варианты научного обоснования | |||
Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования (Институт общего образования и Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) | Концепция образования детей старшего дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе, докт. пед. наук, профессор кафедры дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург) | Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе (отдел дошкольного образования (д/о) ФИРО, Т.Н. Доронова и др.) | Авторская разработка (ГОУ ВПО «МаГУ») | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Целевой аспект | ||||
Актуальность | Проблемы:
| Проблемы:
| Проблемы:
| Проблемы:
|
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| сужение понятия «подготовка детей к школе» до понятия «обучение грамоте» |
недостаточная преемственность д/о и начального общего образования (н-о/о) | нентов дошкольных программ со школьными критериями проверки уровня достижений детей; качество подготовки детей к школе в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста (д/в) |
качество подготовки детей к школе в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста (группы кратковременного пребывания в СОШ, учреждениях дополнительного образования и др.) |
Значимость |
| Обеспечение естественного, бесстрессового перехода детей на ступень н-о/о |
|
|
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| и начального общего образования (н-о/о) |
| 3. Разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации д/о | 4. Проектирование образовательной работы по подготовке детей к школе не только в ДОУ, но и в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста |
Нормативные основы | Концепция дошкольного воспитания / одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.89. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / утверждена МО РФ 17.06.03 | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО) | Не выделены | ФЦПРО (ожидаемый результат – «модели преемственности между д/о и н-о/о»). Федеральный закон «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)» в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ). Согласно закону, ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (ООП), условиям реализации ООП, результатам освоения ООП. Федеральные государственные требования к структуре |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
| основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.09 № 655) |
Методологические основы | Идея о направленности образования ребенка-дошкольника на амплификацию (обогащение) развития (А.В.Запорожец). Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): положения о ведущей деятельности в каждом психологическом возрасте, о предметной среде деятельности | Компетентностный подход: положения о рассмотрении результатов деятельности образовательного учреждения с точки зрения набора ключевых компетентностей. Деятельностный подход: положения о целостном развитии ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения | Не выделены | Системный подход к характеристике готовности ребенка к школе |
Результат образовательной деятельности:
| Готовность ребенка к школьному обучению
| Начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способ | Готовность ребенка к школьному обучению
| Готовность ребенка к школьному обучению – уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
Общая готовность:
интеллектуальная | ность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности |
Общая готовность:
| систематического обучения.
Психологическая готовность:
|
| Специальная готовность | Начальные ключевые:
Начальные специальные:
|
| Специальная готовность – требования к уровню освоения образовательных областей (ОО):
физическое развитие |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Соотношение общей и специальной подготовки | Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая | Приоритет становлению начальных ключевых компетентностей | Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая | Психологическая и специальная готовность взаимосвязаны и взаимообусловлены; в их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний | ||
Содержательный аспект | ||||||
Характеристика содержания образования | Базисное содержание:
| «Допредметное» базовое и дополнительное содержание образования. «Допредметное» содержание образования может базироваться на содержании имеющихся в современном д/о комплексных программ | 1. Направления отбора содержания образования:
| Содержание представлено через требования к педагогу и требования к организации предметно-развивающей среды |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Методическое обеспечение | 1. Разработка единых требований, отражающих базисное содержание образования. 2. Разработка методических рекомендаций, акцентирующих внимание педагогов на принципах работы с детьми (уход от жестко регламентированного обучения, обеспечение двигательной активности детей, использование многообразных форм организации обучения и др.). Правовые и финансово-экономические основы построения функционирования ДОУ в условиях реализации новых | 1. Разработка требований к качеству старшей ступени д/о на языке компетентностного подхода. 2. Оформление «допредметного» содержания образования в специальных программах. Разработка программ переподготовки и подготовки педагогов и введение должности «Педагог старшей ступени д/о (педагог предшкольного образования) | Представлены рекомендации по:
Охарактеризованы организационные модели подготовки ребенка к школе и задачи их нормативно-правового и методического обеспечения | Разработаны:
|
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| подходов в организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста |
|
|
Рекомендации по организации игровой деятельности в рамках выделенных ОО |
Организационный аспект | ||||
База реализации | Типы и виды образовательных учреждений:
| ! В условиях системы д/о Модели реализации:
| Организационные модели подготовки детей к школе:
| В условиях системы д/о:
|
Окончание табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| зования детей | 3. В условиях семейного воспитания («экстернат» для детей старшего дошкольного возраста) | гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками) |
|
Источник | Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2005. – № 8 | Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 1. – С. 10-19 | Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С.18-31 | Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учебное пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 247 с. |
Примечание: в таблице «полужирным» шрифтом выделены положения, объединяющие авторскую разработку с другими концепциями.
Е. Н. Ращикулина выделяет следующие параметры преемственности при реализации принципа преемственности в развитии познавательной способности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Природосообразные параметры включают: возрастные психологические новообразования, связанные с кризисом 7 лет (между желаемым и возможным, рефлексия как осознание себя и своей деятельности); индивидуальные способности и задатки и возрастные особенности развития познавательных способностей, то есть основными возрастными новообразованиями в познавательной сфере старших дошкольников являются произвольность и рефлексия; производными от них – понимание и оперирование знаково-символическими средствами, элементами учебной деятельности.
Возрастные особенности познавательных способностей – развитое продуктивное воображение (В. Т. Кудрявцев), доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость ко всему новому, преобладание образных форм познания (С. А. Лебедева).
Индивидуальные особенности и задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, функциональные особенности организма.
Культуросообразные параметры реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников. Цель и направленность развития познавательных способностей: подготовить ребёнка к овладению системой научных понятий в школе, учитывая устойчивую асимметричную гармонию познавательных способностей с доминированием образности, эмоциональности, иррациональных компонентов сознания ребёнка. Спроектировать и скорректировать познавательную направленность детей: от природной любознательности – к интуитивному чувствованию, а затем – к пониманию и объяснению причин явлений и отношений.
Средства развития познавательных способностей: сочетание различных видов деятельности с опорой на ведущий вид деятельности и творчества ребёнка. Особое значение имеет исследовательская экспериментальная деятельность, в которой дети учатся целеполагать, создаются условия для саморазвития, проявляется собственная активность детей, взаимодействуют разные психические процессы. Особую роль имеет игра как средство реализации преемственности в развитии познавательных способностей. Переходный тип деятельности – учебно-игровая.
Методы реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников. Ведущую роль играют методы развивающего образования. Особое внимание необходимо уделить методу формирования научных понятий.
Связующим является принцип дополнительности – относительно устойчивая асимметричная гармония природосообразных и культуросообразных параметров (Г. Г. Гранатов, Е. Н. Ращикулина). Е. Н. Ращикулина резюмирует, что психолого-педагогическими условиями реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников являются следующие условия: оптимальная диагностика интеллектуальной готовности, теоретическое осмысление закономерностей процесса познания и реализация методики развития научных понятий, совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов, готовность педагогов к реализации преемственности.
Для обеспечения преемственности используются различные формы: взаимопосещение педсоветов, родительских собраний в подготовительной группе; беседы учителя и воспитателя; взаимопосещение детских праздников, концертов; шефская помощь. Составляется совместный план по преемственности, отражающий методическую работу, организационно-педагогическую, работу с родителями, шефство, воспитание у детей интереса к школе.
В методической работе могут быть полезны взаимопосещения занятий, уроков, знакомство, изучение программ школы и детского сада, обмен опытом по преемственности, составление психолого-педагогических характеристик на детей, взаимосвязь в работе школьных психологов и психологов детского сада, обсуждение результатов диагностики. Шефство может включать изготовление пособий, подготовку почвы на детском огороде, изготовление кормушек для птиц и т.д. Для воспитания интереса детей к школе организуются экскурсии в школу.
Т. И. Бабаева выделяет следующие условия успешной подготовки детей к школе:
- сотрудничество взрослых и детей;
- положительная мотивация (желание учиться);
- индивидуальный подход к детям.
Н. А. Яковенко предлагает создавать следующие условия:
- правильное сочетание учебной и познавательной деятельности ребенка;
- использовать шире игру;
- правильно строить взаимоотношения взрослых с детьми;
- сотрудничество с детьми в познавательной деятельности;
- формирование у детей отношения к взрослому как носителю знаний;
- формирование стремления управлять своим поведением, освоение позиции школьника.
Психофизиологи сформулировали рекомендации для педагогов и родителей по подготовке к школе. Вот некоторые их них.
-
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
-
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный опыт и сравнение себя в детстве с ними.
-
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду и школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл путь решения, пусть даже наделав много ошибок.
-
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
-
Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
-
Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
-
Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
-
Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителей, а может и этого не получится.
-
Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье и детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
-
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезориентирован, не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
-
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка.
Готовность к школе – развитие личности ребенка с позиций общей и специальной готовности. Готовность к школе – это результат подготовки ребенка, достижение ими уровня развития, позволяющего успешно учиться в школе.
Педагоги Р. С. Буре, Г. Лямина, Г. Петроченко, Т. Тарунтаева различают общую готовность, т.е. достижение ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает основу для вхождения ребенка в новые условия школьного обучения, сознательного усвоения учебного материала. В общую готовность включают физиологическую, психологическую. Выделяют 4 показателя общей готовности: интерес к познанию, творческое воображение, коммуникабельность, активность. Составными психологической готовности являются интеллектуальная, нравственно-волевая, социальная, мотивационная готовность.
Специальная готовность – наличие у ребенка специальных знаний, умений, навыков, необходимых для изучения учебных предметов в школе. Социальная готовность включает развитие речи, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.
Диагностика – распознавание, оценка результативности педагогической работы с детьми по подготовке их к школе. Главной функцией диагностики, по мнению К. М. Гуревич, должна быть функция определения условий, благоприятствующих дальнейшему развитию ребенка.
Диагностика не должна быть самоцелью. Она должна помогать педагогу, психологу прогнозировать дальнейшую разработку содержания, методов воспитания и развития ребенка. Необходимо соблюдать следующие условия:
- обеспечить эмоциональный контакт с ребенком;
- использовать игру, наглядность.
Разработано множество диагностических методик. Психологи пользуются чаще пособиями: Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей к школе. – М., 1993. Педагоги ориентируются на пособия: Готовность детей к обучению в школе / сост. А. Н. Троян [и др.] – Магнитогорск, 1983; Характеристика готовности ребенка к школьному обучению : метод. рекомендации. – Магнитогорск : МаГУ, 2000; Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М. : Знание, 1994; Диагностика готовности ребёнка к школе / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика – Синтез, 2007; Подготовка ребёнка к школе : требования и диагностика / под ред. С. Ф. Багаутдиновой, Н. И. Левшиной, Н. А. Степановой. – Магнитогорск : МаГУ, 2010.
Для оценки физической готовности детей педагоги суммируют биометрические и антропометрические показатели, уровень развития основных движений, физических качеств, работоспособности, показатели школьной зрелости. Физические качества оцениваются по тестам. Например, сила – подтянуться на перекладине; гибкость – наклоны вперед, сидя на полу, ноги вытянуты вперед; выносливость – бег на 1069 м и т.д. Школьная зрелость определяется с помощью теста И. Керна, включающего рисование человека, копирование точек, фразы.
Работоспособность оценивается с помощью корректурной пробы (таблицы, в которой надо внимательно отметить построчно «плюсом» заданную фигуру). На основе обобщения всех показателей делается вывод об уровне физической готовности.
В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» разработан диагностический комплекс для оценки физического развития, состоящий из четырёх самостоятельных блоков. 1 блок содержит информацию о динамике показателей физического развития и предназначен для медицинских работников. 2 блок – для психологов ДОУ – определение уровня интеллектуального развития и особенностей центральной нервной системы. 3 блок – для инструкторов физической культуры по изучению уровня физической готовности детей. 4 блок – для воспитателей – педагогические наблюдения за детьми в процессе режимных моментов, разных видов деятельности. Результаты диагностики предлагается оформлять в виде листов дошкольника.
Интеллектуальная готовность оценивается с помощью бесед по вопросам с наглядностью об окружающем, о природе, математике; оценивается речевое развитие (монологическая речь, звуковая культура, фонематический слух); Определяется развитие мышления, внимания, памяти (игра «4-й лишний», запоминание, воспроизведение 10 слов); используется графический диктант (Л. Венгер). В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» представлены показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, включающие образные и вербальные компоненты (Ращикулина Е. Н.). Предлагается диагностика уровня сформированности начальных логических приёмов (Н. В. Кралина), нелепицы, задания «Установи последовательность».
Мотивационная готовность определяется в ходе беседы о школе, с помощью рассказов – коллизий («Как бы ты поступил?»). В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» выделяется эмоционально-волевая готовность и её показатели. Предлагаются диагностико-проективные карты. При этом используются беседа и критерии оценки в баллах, тест «Угадай настроение школьников».
Готовность в сфере общения. Данный вид готовности определяют с помощью наблюдения за детьми во время общения со взрослыми и сверстниками. На основе критериев делается вывод об уровне данной готовности. В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» предлагается задание «Рукавички» (умение общаться со сверстником), «Да и нет не говори» (умение общаться со взрослыми).
В пособии (Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие. – М. : Сфера, 2007) раскрываются подходы к определению общей готовности к обучению в школе.
Диагностика готовности организуется в начале учебного года в старших группах не ради самой диагностики. На основе данных диагностики психолог (если он есть в дошкольном учреждении) и педагог группы разрабатывают план коррекционной работы на год, которая чрезвычайно важна. Педагоги, психологи знакомят родителей с результатами диагностики, обучают их игровым заданиям, играм, которые можно и нужно использовать дома с целью оказания помощи ребенку. Родители должны стать активными участниками коррекционной работы. План коррекционной работы должен быть персонифицированным, т.е. ориентированным на каждого ребенка. Особого внимания требуют дети с низким и средним уровнем готовности. Для детей с высоким уровнем готовности также предусматривается работа с заданиями высокого уровня сложности, чтобы сохранить, поддержать уровень готовности. Планы коррекционной работы психолога и педагога должны быть согласованы, но они отличаются по содержанию. Психолог в коррекционную работу включает игровые задания, направленные на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления), произвольности поведения с учетом диагностики. Педагог направляет свои усилия в коррекционной работе на повышение уровня общей готовности, подготовку руки к письму, подготовку к обучению грамоте.
В целом, коррекционная работа строится на игровых заданиях. Результаты коррекционной работы обсуждаются на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями.
Для отбора содержания коррекционной работы можно обратиться к пособиям: Маркова А. К., Дидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997; Тесты для детей : сборник тестов и развивающих упражнений / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб. : «Дельта»; Каменская В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Приведём примеры некоторых игр и упражнений.
Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Требуется назвать слова: «стол», «кровать», «чашка», «воробей». Ребенок должен по договоренности отреагировать на определенные слова, например, обозначающие птиц, хлопнуть в ладоши.
Задание усложняется: вставать, когда слышишь слова, обозначающие животных; хлопать в ладоши, когда слова обозначают растения.
Упражнение на развитие произвольного внимания. Ребенок по заданию рисует 10 треугольников. Воспитатель даёт установку: «Будь внимателен, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник».
Упражнение на развитие наблюдательности. Необходимо найти предметы, в которых есть круг.
Игра на развитие памяти: «Я – фотоаппарат», «Я – разведчик». В течение нескольких секунд ребёнок рассматривает предметы на столе, затем закрывает глаза, перечисляет, что запомнил.
Упражнение на коррекцию воображения. Воспитатель просит соединить точки таким образом, чтобы получился рисунок: «Дорисуй», «На что похож?» (клякса).
В последние годы сократился охват детей общественным дошкольным воспитанием по разным причинам. С целью подготовки детей к школе можно использовать дополнительную образовательную услугу – организацию групп кратковременного пребывания с целью подготовки к школе. Нормативно – правовая база отработана, представлена в документах Министерства образования РФ и в практическом опыте отдельных регионов страны (журнал «Обруч»).
Для организации подобных групп проводится маркетинговое исследование в микрорайоне, где расположен детский сад.
Выясняется количество детей 6-7 года жизни, не посещающих дошкольное учреждение; причины, по которым это происходит; определяется количество желающих посещать группы кратковременного пребывания. В свое время школа, школьные учителя перехватили инициативу у дошкольных работников в подготовке детей к школе. В стране при школах, Домах культуры школьные учителя организовывали группы по обучению детей счету, письму, чтению. Наблюдался перекос, поскольку осуществлялось не всестороннее развитие ребенка, а лишь механическое «натаскивание» на технике письма и чтения, осуществлялся тестовый отбор в 1 класс. В настоящее время многое делается, чтобы изменить сложившееся положение.
Деятельность групп кратковременного пребывания должна строиться на преемственности детского сада и школы, должны поддерживаться деловые контакты с будущими учителями детей. В 2007 – 2008 годах в экспериментальном режиме в Российской Федерации апробировалась общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Начальник Отдела дошкольного образования ИСИО РАО Н. В. Федина осветила 5 вариантов, определяющих место дошкольного образования в системе непрерывного образования. Автор подчеркнул, что дошкольное образование проходит в настоящее время развилку. От того, каковым будет его статус в современном обществе, во многом зависит судьба самого общества1.
6 октября 2009 года МОиН Российской Федерации утвердило ФГОС начального общего образования. Данный стандарт включает в себя требования к результатам освоения ООП начального общего образования; к структуре ООП и к условиям реализации ООП. Отмечается, что стандарт является основой для оценки уровня образования на ступени начального общего образования (4 года); стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ. Указывается, что стандарт направлен на обеспечение преемственности ООП дошкольного, начального общего, основного общего образования. Стандарт состоит из общих требований к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным, предметным), требования к структуре ООП, требования к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям).
Итак, к сожалению, можно констатировать, что полной преемственности ФГОС начального общего образования 2009 года и ФГТ 2009 года не наблюдается.
Таким образом, «Детский сад – школа» - это сложная система, призванная обеспечить ребенку высокий уровень готовности к обучению в школе. Функционирование, развитие системы должно строиться на преемственности. Преемственность содержания, методов, форм дошкольного и начального школьного образования должна осуществляться на основе современных рекомендаций.
Готовность к школе – многогранное явление. Современные педагоги должны ясно представлять себе содержательную сторону готовности, владеть диагностическими и коррекционными методами работы с детьми.
Задания:
Запомните:
Определение понятий «готовность к школе», «виды готовности».
Проверьте себя:
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе предполагает определение:
-
школьной зрелости;
-
специальной готовности;
-
общей готовности.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика