logo
дошкольная педагогика

Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)

Показатели сравнения вариантов

Варианты научного обоснования

Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования

(Институт общего образования и Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца)

Концепция образования детей старшего дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе, докт. пед. наук, профессор кафедры дошкольного образования

РГПУ им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург)

Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе (отдел дошкольного образования (д/о) ФИРО,

Т.Н. Доронова и др.)

Авторская разработка

(ГОУ ВПО «МаГУ»)

1

2

3

4

5

Целевой аспект

Актуальность

Проблемы:

  • разный уровень подготовленности детей к школе и как следствие, сложности адаптации и организации образовательного процесса, «натаскивание» ребенка к школе;

Проблемы:

  • понижение уровня здоровья и эмоциональной комфортности старших дошкольников вследствие учебных перегрузок;

  • снижение качества д/о в ситуации расширения

Проблемы:

    • несогласованность показателей развития ребенка в вариативных программах дошкольного образования;

    • несогласованность результативных компо­

Проблемы:

  • вариативность образования;

  • несогласованность

  • ступеней д/о и н-о/о;

  • необязательность д/о в системе непрерывного образования;

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

сужение понятия «подготовка детей к школе» до понятия «обучение грамоте»

  • спектра дополнительных образовательных услуг;

  • недостаточная оформленность д/о как ступени непрерывного образования, его необязательность;

  • отсутствие единых требований к выпускникам ДОУ и детям, поступающим в школу;

недостаточная преемственность д/о и начального общего образования (н-о/о)

нентов дошкольных программ со школьными критериями проверки уровня достижений детей;

качество подготовки детей к школе в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста (д/в)

  • отсутствие стандарта д/о, наличие только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы д/о, что затрудняет взаимодействие ДОУ с его основными «заказчиками»;

качество подготовки детей к школе в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста (группы кратковременного пребывания в СОШ, учреждениях дополнительного образования и др.)

Значимость

  1. Решение задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в школу.

  2. Построение непрерывного содержания д/о

Обеспечение естественного, бесстрессового перехода детей на ступень н-о/о

  1. Разработка и введение единых планируемых результатов подготовки детей к школе.

  2. Проектирование и введение обязательного минимума основных образовательных программ.

    1. Обеспечение преемственности в содержании образования между д/о и н-о/о.

    2. Регулирование и повышение качества д/о.

    3. Выработка единой системы оценки качества д/о на этапе перехода ребенка в школу.

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

и начального общего образования (н-о/о)

3. Разработка методического обеспечения образовательных программ с учетом вариативных форм организации д/о

4. Проектирование образовательной работы по подготовке детей к школе не только в ДОУ, но и в условиях вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста

Нормативные

основы

Концепция дошкольного воспитания / одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.89.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / утверждена МО РФ 17.06.03

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО)

Не выделены

ФЦПРО (ожидаемый результат – «модели преемственности между д/о и н-о/о»).

Федеральный закон «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)» в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ). Согласно закону, ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (ООП), условиям реализации ООП, результатам освоения ООП.

Федеральные государственные требования к структуре

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.09 № 655)

Методологические

основы

Идея о направленности образования ребенка-дошкольника на амплификацию (обогащение) развития (А.В.Запорожец).

Деятельностный подход

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): положения о ведущей деятельности в каждом психологическом возрасте, о предметной среде деятельности

Компетентностный подход: положения о рассмотрении результатов деятельности образовательного учреждения с точки зрения набора ключевых компетентностей.

Деятельностный подход: положения о целостном развитии ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения

Не выделены

Системный подход к характеристике готовности ребенка к школе

Результат образовательной деятельности:

  • общей подготовки

Готовность ребенка к школьному обучению

Начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способ­

Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению – уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

  • специальной

Общая готовность:

  • физическая,

  • личностная,

интеллектуальная

ность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности

Общая готовность:

  • физическая,

  • личностная,

  • интеллектуальная.

систематического обучения.

Психологическая готовность:

  • мотивационная,

  • интеллектуальная,

  • эмоционально-волевая,

  • в сфере общения.

Специальная готовность

Начальные ключевые:

  • здоровьесберегающая,

  • личностно-социальная,

  • учебно-познавательная.

Начальные специальные:

  • речевая,

  • литературная,

  • математическая,

  • экологическая,

  • художественная

Специальная готовность – требования к уровню освоения образовательных областей (ОО):

  • речь и родной язык,

  • художественная литература,

  • математические представления,

  • окружающий мир,

  • изо искусство и изо деятельность,

  • музыка,

  • труд,

физическое развитие

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

Соотношение общей и специальной подготовки

Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая

Приоритет становлению начальных ключевых компетентностей

Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая

Психологическая и специальная готовность взаимосвязаны и взаимообусловлены; в их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний

Содержательный аспект

Характеристика содержания

образования

Базисное содержание:

  • построенное на принципах необходимости и достаточности, адаптивности;

  • включающее образовательные направления – физическое, социально-нравственное, эстетическое, познавательно-речевое развитие;

  • отражающее как различные области действительности, так и виды детской деятельности (игра!)

«Допредметное» базовое и дополнительное содержание образования.

«Допредметное» содержание образования может базироваться на содержании имеющихся в современном д/о комплексных программ

1. Направления отбора содержания образования:

  1. Приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества (этическим, социальным, эстетическим, техническим, научным).

  2. Педагогическое содействие собственно психическому развитию детей

Содержание представлено через требования к педагогу и требования к организации предметно-развивающей среды

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

Методическое обеспечение

1. Разработка единых требований, отражающих базисное содержание образования.

2. Разработка методических рекомендаций, акцентирующих внимание педагогов на принципах работы с детьми (уход от жестко регламентированного обучения, обеспечение двигательной активности детей, использование многообразных форм организации обучения и др.).

Правовые и финансово-экономические основы построения функционирования ДОУ в условиях реализации новых

1. Разработка требований к качеству старшей ступени д/о на языке компетентностного подхода.

2. Оформление «допредметного» содержания образования в специальных программах.

Разработка программ переподготовки и подготовки педагогов и введение должности «Педагог старшей ступени д/о (педагог предшкольного образования)

Представлены

рекомендации по:

  • Здоровьесбережению и физическому развитию детей.

  • Созданию условий для полноценного психического развития.

  • Педагогическому содействию психическому развитию.

  • Созданию условий по повышению качества дополнительных услуг в ДОУ.

  • Обеспечению системы д/о высококвалифицированными кадрами.

Охарактеризованы организационные модели подготовки ребенка к школе и задачи их нормативно-правового и методического обеспечения

Разработаны:

  • Модель психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.

  • Характеристика психологической готовности ребенка к школе.

  • Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с выделенными ОО.

  • Требования к педагогу в соответствии с выделенными ОО.

  • Требования к предметно-развивающей среде в соответствии с выделенными ОО.

  • Научное обоснование разработанных требований.

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

подходов в организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста

  • Диагностический инструментарий по каждой ОО (диагностические карты, рекомендуемые диагностические методики).

Рекомендации по организации игровой деятельности в рамках выделенных ОО

Организационный аспект

База реализации

Типы и виды образовательных учреждений:

  • ДОУ различного вида и группы кратковременного пребывания в них;

  • ОУ «Начальная школа – детский сад»;

  • Группы д/о при общеобразовательных школах;

  • Группы д/о в системе учреждений дополнительного обра­

! В условиях системы д/о

Модели реализации:

  1. В условиях ДОУ для детей, посещающих ДОУ.

  2. В условиях специальных групп предшкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (на базе ДОУ, образовательных комплексов «детский сад – школа», прогимназий).

Организационные модели подготовки детей к школе:

  1. В ДОУ полного дня пребывания.

  2. В группах кратковременного пребывания, функционирующих на базе ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты.

  3. В домашних условиях – с родителями или

В условиях системы д/о:

  1. Группы полного пребывания.

  2. Группы кратковременного пребывания.

Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

зования детей

3. В условиях семейного воспитания («экстернат» для детей старшего дошкольного возраста)

гувернерами (для детей из семей риска – с социальными работниками)

Источник

Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2005. – № 8

Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 1. – С. 10-19

Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С.18-31

Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учебное пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 247 с.

Примечание: в таблице «полужирным» шрифтом выделены положения, объединяющие авторскую разработку с другими концепциями.

Е. Н. Ращикулина выделяет следующие параметры преемственности при реализации принципа преемственности в развитии познавательной способности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Природосообразные параметры включают: возрастные психологические новообразования, связанные с кризисом 7 лет (между желаемым и возможным, рефлексия как осознание себя и своей деятельности); индивидуальные способности и задатки и возрастные особенности развития познавательных способностей, то есть основными возрастными новообразованиями в познавательной сфере старших дошкольников являются произвольность и рефлексия; производными от них – понимание и оперирование знаково-символическими средствами, элементами учебной деятельности.

Возрастные особенности познавательных способностей – развитое продуктивное воображение (В. Т. Кудрявцев), доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость ко всему новому, преобладание образных форм познания (С. А. Лебедева).

Индивидуальные особенности и задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, функциональные особенности организма.

Культуросообразные параметры реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников. Цель и направленность развития познавательных способностей: подготовить ребёнка к овладению системой научных понятий в школе, учитывая устойчивую асимметричную гармонию познавательных способностей с доминированием образности, эмоциональности, иррациональных компонентов сознания ребёнка. Спроектировать и скорректировать познавательную направленность детей: от природной любознательности – к интуитивному чувствованию, а затем – к пониманию и объяснению причин явлений и отношений.

Средства развития познавательных способностей: сочетание различных видов деятельности с опорой на ведущий вид деятельности и творчества ребёнка. Особое значение имеет исследовательская экспериментальная деятельность, в которой дети учатся целеполагать, создаются условия для саморазвития, проявляется собственная активность детей, взаимодействуют разные психические процессы. Особую роль имеет игра как средство реализации преемственности в развитии познавательных способностей. Переходный тип деятельности – учебно-игровая.

Методы реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников. Ведущую роль играют методы развивающего образования. Особое внимание необходимо уделить методу формирования научных понятий.

Связующим является принцип дополнительности – относительно устойчивая асимметричная гармония природосообразных и культуросообразных параметров (Г. Г. Гранатов, Е. Н. Ращикулина). Е. Н. Ращикулина резюмирует, что психолого-педагогическими условиями реализации преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников являются следующие условия: оптимальная диагностика интеллектуальной готовности, теоретическое осмысление закономерностей процесса познания и реализация методики развития научных понятий, совершенствование профессионально-педагогического мышления педагогов, готовность педагогов к реализации преемственности.

Для обеспечения преемственности используются различные формы: взаимопосещение педсоветов, родительских собраний в подготовительной группе; беседы учителя и воспитателя; взаимопосещение детских праздников, концертов; шефская помощь. Составляется совместный план по преемственности, отражающий методическую работу, организационно-педагогическую, работу с родителями, шефство, воспитание у детей интереса к школе.

В методической работе могут быть полезны взаимопосещения занятий, уроков, знакомство, изучение программ школы и детского сада, обмен опытом по преемственности, составление психолого-педагогических характеристик на детей, взаимосвязь в работе школьных психологов и психологов детского сада, обсуждение результатов диагностики. Шефство может включать изготовление пособий, подготовку почвы на детском огороде, изготовление кормушек для птиц и т.д. Для воспитания интереса детей к школе организуются экскурсии в школу.

Т. И. Бабаева выделяет следующие условия успешной подготовки детей к школе:

- сотрудничество взрослых и детей;

- положительная мотивация (желание учиться);

- индивидуальный подход к детям.

Н. А. Яковенко предлагает создавать следующие условия:

- правильное сочетание учебной и познавательной деятельности ребенка;

- использовать шире игру;

- правильно строить взаимоотношения взрослых с детьми;

- сотрудничество с детьми в познавательной деятельности;

- формирование у детей отношения к взрослому как носителю знаний;

- формирование стремления управлять своим поведением, освоение позиции школьника.

Психофизиологи сформулировали рекомендации для педагогов и родителей по подготовке к школе. Вот некоторые их них.

Готовность к школе – развитие личности ребенка с позиций общей и специальной готовности. Готовность к школе – это результат подготовки ребенка, достижение ими уровня развития, позволяющего успешно учиться в школе.

Педагоги Р. С. Буре, Г. Лямина, Г. Петроченко, Т. Тарунтаева различают общую готовность, т.е. достижение ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает основу для вхождения ребенка в новые условия школьного обучения, сознательного усвоения учебного материала. В общую готовность включают физиологическую, психологическую. Выделяют 4 показателя общей готовности: интерес к познанию, творческое воображение, коммуникабельность, активность. Составными психологической готовности являются интеллектуальная, нравственно-волевая, социальная, мотивационная готовность.

Специальная готовность – наличие у ребенка специальных знаний, умений, навыков, необходимых для изучения учебных предметов в школе. Социальная готовность включает развитие речи, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.

Диагностика – распознавание, оценка результативности педагогической работы с детьми по подготовке их к школе. Главной функцией диагностики, по мнению К. М. Гуревич, должна быть функция определения условий, благоприятствующих дальнейшему развитию ребенка.

Диагностика не должна быть самоцелью. Она должна помогать педагогу, психологу прогнозировать дальнейшую разработку содержания, методов воспитания и развития ребенка. Необходимо соблюдать следующие условия:

- обеспечить эмоциональный контакт с ребенком;

- использовать игру, наглядность.

Разработано множество диагностических методик. Психологи пользуются чаще пособиями: Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей к школе. – М., 1993. Педагоги ориентируются на пособия: Готовность детей к обучению в школе / сост. А. Н. Троян [и др.] – Магнитогорск, 1983; Характеристика готовности ребенка к школьному обучению : метод. рекомендации. – Магнитогорск : МаГУ, 2000; Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М. : Знание, 1994; Диагностика готовности ребёнка к школе / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика – Синтез, 2007; Подготовка ребёнка к школе : требования и диагностика / под ред. С. Ф. Багаутдиновой, Н. И. Левшиной, Н. А. Степановой. – Магнитогорск : МаГУ, 2010.

Для оценки физической готовности детей педагоги суммируют биометрические и антропометрические показатели, уровень развития основных движений, физических качеств, работоспособности, показатели школьной зрелости. Физические качества оцениваются по тестам. Например, сила – подтянуться на перекладине; гибкость – наклоны вперед, сидя на полу, ноги вытянуты вперед; выносливость – бег на 1069 м и т.д. Школьная зрелость определяется с помощью теста И. Керна, включающего рисование человека, копирование точек, фразы.

Работоспособность оценивается с помощью корректурной пробы (таблицы, в которой надо внимательно отметить построчно «плюсом» заданную фигуру). На основе обобщения всех показателей делается вывод об уровне физической готовности.

В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» разработан диагностический комплекс для оценки физического развития, состоящий из четырёх самостоятельных блоков. 1 блок содержит информацию о динамике показателей физического развития и предназначен для медицинских работников. 2 блок – для психологов ДОУ – определение уровня интеллектуального развития и особенностей центральной нервной системы. 3 блок – для инструкторов физической культуры по изучению уровня физической готовности детей. 4 блок – для воспитателей – педагогические наблюдения за детьми в процессе режимных моментов, разных видов деятельности. Результаты диагностики предлагается оформлять в виде листов дошкольника.

Интеллектуальная готовность оценивается с помощью бесед по вопросам с наглядностью об окружающем, о природе, математике; оценивается речевое развитие (монологическая речь, звуковая культура, фонематический слух); Определяется развитие мышления, внимания, памяти (игра «4-й лишний», запоминание, воспроизведение 10 слов); используется графический диктант (Л. Венгер). В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» представлены показатели интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению, включающие образные и вербальные компоненты (Ращикулина Е. Н.). Предлагается диагностика уровня сформированности начальных логических приёмов (Н. В. Кралина), нелепицы, задания «Установи последовательность».

Мотивационная готовность определяется в ходе беседы о школе, с помощью рассказов – коллизий («Как бы ты поступил?»). В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» выделяется эмоционально-волевая готовность и её показатели. Предлагаются диагностико-проективные карты. При этом используются беседа и критерии оценки в баллах, тест «Угадай настроение школьников».

Готовность в сфере общения. Данный вид готовности определяют с помощью наблюдения за детьми во время общения со взрослыми и сверстниками. На основе критериев делается вывод об уровне данной готовности. В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ» предлагается задание «Рукавички» (умение общаться со сверстником), «Да и нет не говори» (умение общаться со взрослыми).

В пособии (Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие. – М. : Сфера, 2007) раскрываются подходы к определению общей готовности к обучению в школе.

Диагностика готовности организуется в начале учебного года в старших группах не ради самой диагностики. На основе данных диагностики психолог (если он есть в дошкольном учреждении) и педагог группы разрабатывают план коррекционной работы на год, которая чрезвычайно важна. Педагоги, психологи знакомят родителей с результатами диагностики, обучают их игровым заданиям, играм, которые можно и нужно использовать дома с целью оказания помощи ребенку. Родители должны стать активными участниками коррекционной работы. План коррекционной работы должен быть персонифицированным, т.е. ориентированным на каждого ребенка. Особого внимания требуют дети с низким и средним уровнем готовности. Для детей с высоким уровнем готовности также предусматривается работа с заданиями высокого уровня сложности, чтобы сохранить, поддержать уровень готовности. Планы коррекционной работы психолога и педагога должны быть согласованы, но они отличаются по содержанию. Психолог в коррекционную работу включает игровые задания, направленные на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления), произвольности поведения с учетом диагностики. Педагог направляет свои усилия в коррекционной работе на повышение уровня общей готовности, подготовку руки к письму, подготовку к обучению грамоте.

В целом, коррекционная работа строится на игровых заданиях. Результаты коррекционной работы обсуждаются на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями.

Для отбора содержания коррекционной работы можно обратиться к пособиям: Маркова А. К., Дидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997; Тесты для детей : сборник тестов и развивающих упражнений / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб. : «Дельта»; Каменская В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Приведём примеры некоторых игр и упражнений.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Требуется назвать слова: «стол», «кровать», «чашка», «воробей». Ребенок должен по договоренности отреагировать на определенные слова, например, обозначающие птиц, хлопнуть в ладоши.

Задание усложняется: вставать, когда слышишь слова, обозначающие животных; хлопать в ладоши, когда слова обозначают растения.

Упражнение на развитие произвольного внимания. Ребенок по заданию рисует 10 треугольников. Воспитатель даёт установку: «Будь внимателен, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник».

Упражнение на развитие наблюдательности. Необходимо найти предметы, в которых есть круг.

Игра на развитие памяти: «Я – фотоаппарат», «Я – разведчик». В течение нескольких секунд ребёнок рассматривает предметы на столе, затем закрывает глаза, перечисляет, что запомнил.

Упражнение на коррекцию воображения. Воспитатель просит соединить точки таким образом, чтобы получился рисунок: «Дорисуй», «На что похож?» (клякса).

В последние годы сократился охват детей общественным дошкольным воспитанием по разным причинам. С целью подготовки детей к школе можно использовать дополнительную образовательную услугу – организацию групп кратковременного пребывания с целью подготовки к школе. Нормативно – правовая база отработана, представлена в документах Министерства образования РФ и в практическом опыте отдельных регионов страны (журнал «Обруч»).

Для организации подобных групп проводится маркетинговое исследование в микрорайоне, где расположен детский сад.

Выясняется количество детей 6-7 года жизни, не посещающих дошкольное учреждение; причины, по которым это происходит; определяется количество желающих посещать группы кратковременного пребывания. В свое время школа, школьные учителя перехватили инициативу у дошкольных работников в подготовке детей к школе. В стране при школах, Домах культуры школьные учителя организовывали группы по обучению детей счету, письму, чтению. Наблюдался перекос, поскольку осуществлялось не всестороннее развитие ребенка, а лишь механическое «натаскивание» на технике письма и чтения, осуществлялся тестовый отбор в 1 класс. В настоящее время многое делается, чтобы изменить сложившееся положение.

Деятельность групп кратковременного пребывания должна строиться на преемственности детского сада и школы, должны поддерживаться деловые контакты с будущими учителями детей. В 2007 – 2008 годах в экспериментальном режиме в Российской Федерации апробировалась общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Начальник Отдела дошкольного образования ИСИО РАО Н. В. Федина осветила 5 вариантов, определяющих место дошкольного образования в системе непрерывного образования. Автор подчеркнул, что дошкольное образование проходит в настоящее время развилку. От того, каковым будет его статус в современном обществе, во многом зависит судьба самого общества1.

6 октября 2009 года МОиН Российской Федерации утвердило ФГОС начального общего образования. Данный стандарт включает в себя требования к результатам освоения ООП начального общего образования; к структуре ООП и к условиям реализации ООП. Отмечается, что стандарт является основой для оценки уровня образования на ступени начального общего образования (4 года); стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ. Указывается, что стандарт направлен на обеспечение преемственности ООП дошкольного, начального общего, основного общего образования. Стандарт состоит из общих требований к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным, предметным), требования к структуре ООП, требования к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям).

Итак, к сожалению, можно констатировать, что полной преемственности ФГОС начального общего образования 2009 года и ФГТ 2009 года не наблюдается.

Таким образом, «Детский сад – школа» - это сложная система, призванная обеспечить ребенку высокий уровень готовности к обучению в школе. Функционирование, развитие системы должно строиться на преемственности. Преемственность содержания, методов, форм дошкольного и начального школьного образования должна осуществляться на основе современных рекомендаций.

Готовность к школе – многогранное явление. Современные педагоги должны ясно представлять себе содержательную сторону готовности, владеть диагностическими и коррекционными методами работы с детьми.

Задания:

Запомните:

Определение понятий «готовность к школе», «виды готовности».

Проверьте себя:

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе предполагает определение: