logo
дошкольная педагогика

6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска

В опросе участвовало 50 педагогов. Из них имеют высшее образование 23 человека, среднее специальное - 27 педагогов. Со стажем работы до 5 лет – 13 человек, с 5 до 10 лет — 11 человек, с 10 до 15 лет – 10 человек, с 15 до 20 – 11 человек, более 20 лет — 5 педагогов.

Итак, каким же видят воспитатели современного дошкольника? Большинство педагогов (83%) согласно с тем, что современный ребенок — гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. В том числе, 50% педагогов «Согласны отчасти», «Скорее согласны, чем не согласны». Например, педагоги высказывают сомнение, что ребёнок осознаёт себя в историческом пространстве страны, «Больше любит себя, более агрессивный». Больше половины воспитателей (83%) констатируют, что современный дошкольник хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.

Почти все дошкольные работники (93%) убеждены, что современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-90-х годов, легко рассуждают о том, где и кем они будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. Меньшее количество педагогов (88%) считает, что к старшему дошкольному возрасту современные дети способны не только принять учебную задачу, но и понять ее смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребенка: научусь читать — буду хорошо учиться в школе — поступлю в институт — получу отличную работу! — буду хорошо жить!

Все специалисты дошкольного образования полностью согласны с тем, что внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. В отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Идентично все 100% воспитателей отмечают, что современный дошкольник — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Эту субкультуру составляют персонажи современной детской литературы, фильмов и мультфильмов, популярные общественные и теле-персонажи, музыкальные шлягеры. 83% воспитателей согласны с утверждением о том, что современная детская субкультура вытесняет традиционное содержание дошкольного образования, сегодня оно идет вслед за ребенком, а не опережает его развитие. Обновление содержания программ для детских садов — одна из важнейших задач педагогики детства.

Примерно 95% педагогов соглашаются, что современный ребенок одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — то место, где он реализует потребность в общении. Столько же (95%) дошкольных специалистов утвердительно отвечают, что детский сад для современного ребенка — вторая семья, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его! Отдельные педагоги замечают: «Неправильно называть детский сад второй семьёй». 95% воспитателей ДОУ склонны согласиться с тем, что современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нем самые разные вопросы.

Абсолютно все 100% педагогов присоединяются к мнению о том, что современный дошкольник — современный человек, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнерах одежды и парфюма, магазинах и товарах. 97% специалистов склонны утверждать, что жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. В зависимости от района проживания изменяются суждения детей о жизни, их предпочтения, интересы. Чуть меньшее количество педагогов (90%) согласны, что современный дошкольник сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Это ребенок, который любит играть, любит сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать. При этом те, кто согласен отчасти, замечают, что дети «Больше любят играть в компьютерные игры», «Многие из детей обучаются дополнительно в гимназиях». 83% воспитателей считают, что педагогический процесс современного детского сада не удовлетворяет простые детские потребности в полной мере – дошкольники не успевают заниматься своим любимым делом. В отличие от сверстников прошлого, современные дети мало играют и страдают от этого. 90% педагогов присоединяются к мнению, что у современного ребенка ярко выражен процесс становления позиции субъекта жизнедеятельности. Первые признаки субъектности начинают проявляться у ребенка на первом году жизни. Особенности взаимодействия матери и ребенка в этот период, жизнь в современной семье активно развивают и воспитывают его как субъекта. Можно заметить, что большой процент педагогов не до конца понимают сущность термина «субъект», «позиция субъекта». Вероятно, это те педагоги, которые не работают по программе «Детство». Наконец, все педагоги (100%) согласились, что современному педагогу необходимо хорошее знание ребенка: его интересов и предпочтений, потребностей и ориентаций на виды детской деятельности, их содержание, его образа мыслей и эмоциональных проявлений, его представлений о настоящем и будущем, об окружающем мире, его самостоятельности.

Педагоги отвечали на вопросы анкеты. В результате анализа отмечаем особенности суждений педагогов по следующим линиям.

Современный ребёнок — какой он?

В ходе проведенного исследования, было выяснено, что педагогов современный дошкольник в большей степени радует активностью, подвижностью (58%), большая часть педагогов отмечает развитое воображение, склонность к фантазированию и творчеству (49%). Особо воспитатели отмечают развитость интеллектуальных процессов современного дошкольника (64%). Для дошкольника характерным является и самостоятельность мышления и поступков, об этом говорят 33% воспитателей. Вместе с тем воспитатели отмечают, что у старших дошкольников недостаточно социальной смелости, ответственности. Не всегда дети радуют педагогов жизнерадостностью и оптимизмом, направленностью на других людей. 22% педагогов отметили стремление у дошкольников к общению и сотрудничеству с взрослыми.

Воспитатели отмечают, что особой популярностью среди старших дошкольников пользуются сюжетно-ролевые игры (42%) с использованием сюжетов современных зарубежных мультфильмов. Около 60% педагогов считают интересными для детей компьютерные игры. Подвижные игры по-прежнему являются любимыми для дошкольников (45%). Более 20% воспитателей отмечают интерес детей к настольным играм, разного вида конструкторам. По мнению педагогов, детей стали меньше интересовать театрализованные игры, игры драматизации (10%). По мнению воспитателей, любимыми героями современных дошкольников являются герои детской мультипликации (96%). 10% педагогов ответили, что дети любят героев детских книг. Столько же назвали в любимых героях дошкольников персонажей компьютерных игр.

Современный ребёнок отличается от своих сверстников, по мнению воспитателей, более ранним развитием. Так считают около 40% пёдагогов. Для современного дошкольника характерна раскрепощенность, общительность, гиперактивность (35%). Педагоги говорят о любознательности (20%) и большей самостоятельности детей (25%), наличие собственного мнения по разным вопросам (20%), ориентация на будущее (10%). Наряду с положительными особенностями, воспитатели отмечают у современных дошкольников больший интерес к материальным ценностям (10%), ухудшение здоровья (20%), малая подвижность детей (10%).

Специфика взаимодействия с современным ребёнком.

Около 70% педагогов озабочены комплексом социально-психологических проблем дошкольников (агрессивность/застенчивость; гиперактивность/пассивность; уход в виртуальный и визуальный мир и др.). Воспитателей волнует проблема одиночества детей в семье, на это указывает 60% педагогов. Полученные данные говорят о том, что для воспитателей видна проблема ранней взрослости дошкольников, интенсивный уход из детства, противоречивость детской жизни и сложность возрастных кризисов. На это обращают внимание около 40% воспитателей. Загруженность детей различными видами занятий в детском саду, занятость родителей дома сказывается на ограничении их двигательной активности (24%).

Небольшое количество педагогов (11%) озабочены такими проблемами, как закрытость детей от взрослых; проблема социализации (общения с окружающим миром); отсутствие интересов, инициатив и устремлений дошкольников.

Ни один из воспитателей не выделил такие проблемы как:

– Проблема самоидентификации.

– Закрытость от сверстников.

Во взаимодействии с современными дошкольниками воспитатели в первую очередь подчёркивают лёгкость общения (70%), заинтересованность, любознательность и активность (20%). Около четверти воспитателей отмечают, что открытость детей также облегчает взаимодействие с ними.

Вместе с тем педагоги называют характерные особенности старших дошкольников, которые затрудняют общение:

– Гиперактивность (28%).

– Невнимательность (24%).

– Эгоизм (15%).

Собственное мнение детей, которое трудно изменить, как отмечают педагоги, тоже мешает, на их взгляд, при взаимодействии с детьми (8%). Одной из причин эффективного взаимодействия воспитатели называют большое количество детей в группе (25%).

Влияние информационного прогресса на детство.

Отвечая на вопрос «Что хорошего принес информационный прогресс дошкольному детству?», более половины воспитателей отметили, что это способствует расширению кругозора детей, способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Около 20% видят положительную сторону общения с компьютером в том, что ребенок приспосабливается к современным условиям, это будет способствовать более успешному обучению в школе.

К отрицательным факторам воздействия информационного прогресса на ребёнка педагоги относят:

– чрезмерная загруженность информацией (20%);

– компьютерная зависимость (25%);

– отсутствие интереса к книге, чтению (10%);

– малообщительность, замкнутость (12%);

– ухудшение здоровья (10%);

– получение большого количества отрицательной информации (8%).

Проблемы современного взрослого.

Основную проблему современных родителей педагоги видят в отсутствии времени для общения и взаимодействия с ребенком (87%). Для педагогов одной из главных проблем является проблема сотрудничества родителей с ДОУ, низкая активность, отсутствие инициатив, игнорирование просьб со стороны воспитателей. На это указывают 62% опрошенных педагогов.

Более 40% воспитателей отмечают, что родители в основном сориентированы только на материальное обеспечение ребенка. Современные требования жизни находят отражение в том, что родители легкомысленно относятся к периоду дошкольного детства, сориентированы только на будущее ребенка (38%). Педагоги видят проблему родителей в том, что они недостаточно понимают собственного ребенка, имеют поверхностные представления о нем, его своеобразии (около 20%). С этим связана и проблема воспитания ребёнка в семье (24%). Вместе с тем, только 9% воспитателей видят проблему комплексной неподготовленности семьи к рождению ребенка, проблему ответственности.

Отвечая на вопрос «Какие проблемы характерны для Вашей профессиональной деятельности в последние годы?», воспитатели на первое место поставили проблему непохожести современных детей на своих сверстников предыдущих поколений (выросло незнакомое поколение детей) - 58%. Далее по значимости для педагогов - проблема ориентации современного образования на индивидуализацию воспитания, обучения и развития ребенка, что достаточно сложно осуществить при наличии только 2-ух воспитателей в группе (52%). 47% воспитателей волнует нехватка времени на профессиональное самообразование, самостоятельную разработку инновационных технологий. 36% педагогов понимают необходимость и значимость обновления педагогических технологий в области воспитания, обучения и развития детей. 22% воспитателей отмечают невозможность повысить свою профессиональную квалификацию (не хватает курсов, авторитетных консультантов, современной информации и т.п.).

Таким образом, современные педагоги выделяют следующие проблемы дошкольного детства: необходимость усиления внимания теории и практики дошкольного образования к патриотическому воспитанию детей; смягчение прагматизма современных детей; проблема взаимодействия родителей с ДОУ (большинство родителей сориентированы только на материальное обеспечение ребенка, отсутствует интерес к жизни ребенка в ДОУ); проблема ориентации современного образования на индивидуализацию воспитания, обучения и развития ребенка, что достаточно сложно осуществить на практике, так как на двух педагогов в группе приходится более 25 детей; проблема ранней взрослости дошкольников и противоречивость детской жизни, сложность возрастных кризисов; наличие комплекса социально-психологических проблем детей (агрессивность, застенчивость, гиперактивность, пассивность).