logo
дошкольная педагогика

Маленькие магнитогорцы и детский сад

В ходе проведенного исследования была выявлена степень комфортности пребывания ребенка в детском саду, характер социально-личностной идентификации. В качестве комфортообразующих факторов рассматривались: воспитатель, взрослые, работающие в детском саду; сверстники; свобода и независимость ребенка.

Анализ ответов детей показал, что воспитатель и другие взрослые, работающие в детском саду, в достаточной степени обеспечивают комфортность пребывания ребенка в ДОУ. Так, более четверти опрошенных детей, считают, что утром их в детском саду ждет и радуется их приходу воспитатель: «Воспитательница» (Дима С.); «Елена Анисимовна ждет» (Саша М.); «Мне радуется воспитательница, мальчики радуются» (Аня Ю.). Ярким подтверждением обеспечения комфортности ребенка в детском саду является добровольность участия детей в различных видах деятельности, учет воспитателями желаний, интересов детей. Более двух третий детей могут не участвовать в общих делах, если им этого не хочется: «Нет, я не играю, если не хочу» (Кирилл С.); «Нет, я играю между собой» (Лиза П.); «Если я не хочу бегать, то я говорю воспитателю и они говорят да или нет» (Милана Р.); «Нет, просто сижу» (Лера К.); «Ну я просто говорю: Я не буду» (Владик Т.); «Не буду делать, что не хочу» (Даша П.).

Ряд детей участвуют во всех общих играх и делах, потому что это совпадает с их собственными желаниями, им нравится быть участниками совместной деятельности: «Я участвую во всем» (Саша 3.); «Я люблю играть со всеми» (Аня Ю.); «Нет, я всегда, участвую, мне хочется» (Егор М.).

Менее четверти детей ответили, что все равно участвуют в какой-либо деятельности, даже если им не очень хочется. Свое участие дети объясняли по-разному: «Все равно участвую» (Рома М.); «Ну, в садике у нас так не принято, нас делят на две подгруппы» (Настя Б.). При этом ни один ребенок не сказал, что их заставляют это делать.

Около половины старших дошкольников уже принимают участие в изменении среды в группе, в перестановке мебели, игрушек, но часть из них делают это только с воспитателем, и в основном, они переставляют игрушки: «Только игрушки» (Катя К); «Ну мы когда-то переставляли, конструктор на верхнюю, кубики на нижнюю» (Влада К.); «Мы помогаем воспитателю» (Настя А); «Иногда помогаем, но мебель не таскаем» (Миша Б.); «Мы слабые, чтобы подвинуть что-нибудь» (Вова К.).

Дошкольники достаточно осведомлены о том, кто работает в детском саду. Более половины дошкольников, назвали достаточно широкий круг профессий работников детского сада. Чаще других магнитогорские дошкольники называли профессии (в порядке убывания) няни, повара, врача, заведующей, музыкального руководителя. Были названы также профессии дворника, специалистов (физорг, руководитель изо, учитель английского языка, компьютерщик) охранника, массажиста: «Заведующая и всякие, кто нас на занятия приглашают» (Арина 3.); «Няня, повар, другие воспитатели» (Витя 3.); «Нянечка, музыканты, повары» (Катя Т.); «Много всех, а с дворником я всегда здороваюсь» (Дима Б.); «Которые учат рисовать, логопеды читать, компьюторы» (Сеня Л.); «Няня, музыкант, врач, воспитатель по рисованию, повар» (Паша Б.).

Большинство детей выражали уверенность в том, что сотрудники детского сада их любят: «Заведующая, она меня любит» (Сергей М.); «Няня и воспитатели, все воспитатели любят» (Алеша 3.); «Музыкант, компьютерщики, они всех детей любят» (Ульяна К.); «Учители математики, физкультуры, музыки, меня все любят» (Вова К.).

Некоторые дети отмечали некоторую избирательность в чувствах взрослых по отношению к себе или другим детям группы: «Няня всех любит, кроме Матвея» (Полина К.); «Учители, которые учат, они меня не очень любят» (Лиза Р.). Следует отметить, что достаточно большое количество детей (20%) не смогли ответить на вопрос о том любят ли их взрослые: «Няня есть еще, не знаю, она молчит» (Кирилл С.). Немногие дети ответили, что их любит мама: «Меня любит мама» (Настя К.). Есть дети, хотя их очень немного (менее 5%) которые считают, что их в детском саду: «Никто не любит» (Катя К.).

Эмоциональное благополучие, комфортность пребывания ребенка в детском саду во многом определяется настроением, эмоциональным состоянием воспитателя. Около трети магнитогорских дошкольников всегда видят своего воспитателя в хорошем настроении: «Хорошее, она всегда улыбается» (Катя К.); «Иногда у нас плохое настроение, а у нее всегда хорошее, потому что она воспитательница» (Даурен М.); «Да, у Елены Александровны всегда хорошее настроение» (Семен Б.); «Всегда, она добрая и веселая» (Даша С.).

Более половины детей ответили, что у воспитателя иногда бывает и плохое настроение. Основную причину этого дети видят в своем плохом поведении, чаще всего это баловство, непослушание: «Иногда плохое, когда мы балуемся» (Данил Р.); «Иногда и плохое бывает, когда кто-нибудь достает» (Полина К.); «Иногда плохое, если мы что-нибудь натворили» (Лола С.); «Бывает, когда мы сильно бесимся» (Вероника К.); «Да хорошее, только иногда мальчишки ее злят» (Анжела); «Хорошее, когда мы себя хорошо ведем» (Владик); «Не всегда хорошее, если кто-то дерется, она ругается» (Влад Г.); «Бывает плохое, если мы орем» (Лиза Р.).

Другую причину плохого настроения воспитателя дети видят в том, что они не спят на сончасе: «Иногда плохое, иногда она просто на нас злится, когда мы не спим или делаем что-то плохое» (Иван К.); «Плохое только на сончасе, когда кто-то не спит» (Лиза П.). Иногда дети не могут назвать причину плохого настроения воспитателя: «Бывает не всегда, не знаю почему» (Кирилл С.); «Немножко плохое бывает, а потом опять хорошее» (Аня Ю.); «Иногда бывает плохое, чем-нибудь расстроена» (Сергей П.) или объясняют плохое настроение конкретным случаем: «Бывает плохое, потому что Дима кричит, у нее болит голова» (Лиза Л.); «Плохое бывает, потому что ей кто-то сказал, что мы плохо играли, и вот она расстроилась и сидела за столом» (Милана Р.). Отдельные дети отметили плохое самочувствие воспитателя: «У нее иногда голова болит» (Настя К.).

Важным показателем комфортности пребывания детей в детском саду является их эмоциональное состояние, и в частности, испытывают ли дети чувство вины. Более трети опрошенных детей редко испытывают чувство вины, и достаточно многие не испытывают никогда: «Нет, никогда» (Ваня К.); «Нет, я хорошая» (Даша С.).

Причины, по которым дети чувствуют себя виноватыми, чаще всего связаны с поведением детей, их поступками, которые огорчают близких взрослых: «Когда не так что-то делаю, ну когда хулиганю» (Иван К.); «Не часто, что-то без спроса делаю, чувствую» (Роман 3.); «Когда мама плачет из-за меня чувствую» (Катя К.); «Часто, когда я что-то натворила или свалила» (Кристина О.); «Иногда да, когда кого-нибудь обидела» (Настя Т.); «Когда устраиваю бардак» (Полина 3.); «Когда набезобразничаю» (Вероника К.). Виноватыми дошкольники чувствуют себя, когда их ругают взрослые: «Когда меня ругают» (Кирилл С.); «Когда мама ругает» (Настя М.), а иногда они не могут объяснить причину: «Когда у меня тяжело в сердце» (Полина П.); «Да, часто, днем» (Саша Б.). Есть дети, которых всегда сопровождает чувство вины (их менее 5 %), «Всегда чувствую себя виноватым» (Егор М).

Интересно отметить, как воспринимают дети незнакомых взрослых в группе. Более половины детей в присутствии незнакомых взрослых ведут себя «хорошо», «нормально». «Я веду себя хорошо» (Аня К.); «Тихо, спокойно» (Лиза П.); «Надо к нему не подходить, вести себя скромно» (Лена К.). На втором месте по распространенности ответ «здороваюсь». Для детей, выбравших такой вариант ответа в отношениях с незнакомыми людьми, важны прежде всего правила этикета: «Хорошо, говорю здравствуйте» (Роман 3.); «Я с ними здороваюсь» (Саша М.); «Надо подойти поздороваться» (Егор Р.).

Часть детей не считают появление незнакомых взрослых каким-либо особым событием и никак не меняют своего поведения: «Никак не веду, играю» (Витя Ю.); «Просто смотрю да, я не стесняюсь» (Рафкат И.); «Как обычно» (Дима С.). У некоторых детей незнакомые взрослые вызывают некоторое чувство тревоги, стеснения: «Стесняюсь» (Вера Б.); «Я куда-нибудь прячусь» (Лиза Р.); «Я говорю друзьям: «Это не наш воспитатель» (Андрей А.).

Поведение отдельных детей направлено на то, чтобы привлечь внимание незнакомых людей, пообщаться с ними: «Играть могу с ними пойти» (Дима И.); «Я с ними знакомлюсь» (Ангелина Н.); «Разговариваю с ними» (Артем Ф.). Часть ответов детей демонстрирует настороженное отношение детей к незнакомым взрослым: «Спрячусь» (Аня К.); «Ухожу» (Катя К.); «Хитро» (Артем С.) и даже негативное: «Осторожно подкрадусь и выгоню» (Влада Т.); «Тихо приходится, а то ругать будут» (Миша О.). Более двух третей детей свободны в общении с воспитателем и могут задать ей любые вопросы. Большинство детей говорили об этом уверенно. «Могу любой, да» (Сергей М.); «Да, я задаю вопросы всякие» (Арина В.). «Да, конечно» (Антон К.); «Да, могу легко задать любой вопрос» (Влад Г.); «Задаю любые вопросы, она отвечает» (Ангелина Н.). Некоторая доля сомнения в отдельных ответах скорее всего объяснятся тем, что дети не задумывались над этим вопросом: «Не знаю, наверное да» (Витя Ю.); «Не знаю, что у нее спрашивать, можно спросить у кого-нибудь другого» (Вова К.). Однако вопросы, которые дети задают воспитателю, оказались не очень разнообразны и касаются в основном, бытовых процессов в детском саду: «Могу спросить, какой у нас будет обед, когда гулять?» (Лиза Л.), или личной жизни воспитателя: «Могу спросить, когда у нее День рождения?» (Поля З.); «Нет, только один: Вы мне заплетете косичку?» (Аня Ю.). Отдельные дети говорили и о познавательных вопросах: «Да, спрашивал, почему коты мяукают, а она не знала» (Дима Б.). Часть детей ответили, что не могут задавать любые вопросы, объясняя это разными причинами, касающимися как самих детей: «Нет, боюсь, стесняюсь» (Даша Б.); «Я не часто задаю вопросы» (Егор Р.), так и воспитателя: «Нет, ей некогда бывает» (Кирилл С.); «Она же не все знает, как моя мама» (Дима С.). Отдельные дети говорили о содержании вопроса: «Не любой, а почему вы кричите на детей?» (Влада Р.). Своих воспитателей дети (около 40%) любят, прежде всего, за их личностные качества: «Все нравится, они добрые» (Дима Ц.); «Что они не ругаются, говорят умница» (Аня Ю.); «Что они добрые, очень хорошие» (Ваня Н.); «Сердце ее» (Кристина М.). Для многих детей важно отношение к ним воспитателя: «Что они за нами ухаживают» (Маша С.); «То, что они меня уважают» (Дима Н.). Дети ценят своих педагогов за их эрудированность, умелость: «Что они все замечают, учат нас занимаются» (Анжела О.); «Они много знают и очень умные» (Женя С.); «Учит вышивать» (Маша А.); «Когда мы рисуем вместе» (Поля З.). Привлекает детей и внешность воспитателей: «Красота» (Никита Б.); «Когда они наряжаются» (Света И.); «У нее всегда красивая прическа» (Анжела О.); «Добрые, модные» (Аня С.).

Хотя большинство детей очевидно проявили позитивное отношение к своим педагогам, были и дети (около 15%), которые не смогли ответить на вопрос о том, что им нравится в их воспитателях. Как показала беседа, детский сад привлекает старших дошкольников, прежде всего, возможностью общаться со сверстниками. В детском саду у маленьких магнитогорцев много друзей, которых они любят, с которыми охотно проводят время, играют в разные игры. Более двух третей опрошенных детей уверены в том, что дети, а особенно друзья, с радостью ждут их прихода в детский сад: «Ребята ждут» (Миша Б.); «Подружки все, Арина, например» (Влада Ц.); «Марина и Настя встречают и Андрей и Леша, они могут все меня встречать» (Милана Р.); «Матвей меня ждет – это мой друг» (Вова К.).

Некоторые дети, отвечая на вопрос, о том, кто их ждет в детском саду, учитывали конкретные условия, например, время прихода в детский сад:

«Тот, кто первым из мальчиков приходит» (Дима П.); «Я первая прихожу» (Аня Ю.); или особенности взаимоотношений с детьми: «Только Лиза, Лиза всегда думает, что я не приду, а я прихожу» (Вера Б.). Есть и дети, которые думают, что их никто не ждет в детском саду: «Не ждет никто, я прихожу и играю» (Сеня Л.); «Мне никто не радуется» (Влад Г.); «Вообще-то никто никого не ждет» (Влад Т.). Более половины опрошенных детей уверены в том, что их любят все дети в детском саду. Около трети детей включают в число любящих их сверстников только своих друзей: «Некоторые любят, да все друзья» (Игорь П.); «Марина, Настя меня любят. Сережа просто уважает, друзей не так много» (Андрей А.). Некоторые дети выражают сомнения в любви к ним других детей, но все-таки предполагают, что их любят: «Ну иногда нет, иногда да» (Сергей М.).

Следует отметить, что, несмотря на абсолютное преобладание позитивного настроя детей, связанного с их пребыванием в детском саду и отношением к ним других детей, небольшое число детей (менее 5%), считает, что их в детском саду: «Никто не ждет» и «Никто не любит».

Больше половины магнитогорских дошкольников имеют много друзей в детском саду. Ответы «У меня много друзей» и «Очень много» являются самыми распространенными: «Обожают. У меня много друзей» (Аня Ю.). «Если честно два друга, а если считать всех их у меня много» (Вова К.). На втором месте ответ «не очень много»: «Не много, Сергей, Данила» (Гриша О.). И у небольшого числа детей (5%) только один друг: «Нет, только один, иногда с девочками играю» (Данил К.).

Важно отметить, что в симпатиях и дружеских предпочтениях детей проявляются гендерные особенности. Так, около четверти старших дошкольников считают, что они одинаково нравятся и мальчикам и девочкам: «Нравлюсь девочкам и мальчикам» (Света И.); «Нравлюсь всем, я красивая» (Полина З.); «Кому угодно» (Вова К.); «Всем нравлюсь одинаково» (Антон К.). Однако можно отметить большую уверенность дошкольников в проявлении к ним симпатии со стороны представителей своего пола: «Не знаю, девочкам, наверно» (Света М.); «Мне кажется, я больше нравлюсь мальчикам» (Влад Г.). Говоря о том, что они нравятся представителям противоположного пола, дети часто называли причину, или конкретного ребенка: «Да, подружкам, Кириллу еще» (Влада Ц.); «Девочкам, я же красивый» (Антон Г.); «Конечно, Пашке нравлюсь, он бегает за мной» (Даша 3.). Небольшое число детей считают, что они никому не нравятся. И около 15% детей не смогли ответить на этот вопрос.

Свидетельством того, что для современных дошкольников друзья, общение со сверстниками, совместные игры является значимой потребностью и то, что эту потребность детский сад удовлетворяет являются ответы детей на вопрос о том, что им больше всего нравится в детском саду. Наиболее привлекательной для детей оказалась возможность играть: «Играть с друзьями» (Катя К.); «Играть с подружкой, собирать конструктор» (Вера Б.); «Подружки, гулять и кушать» (Лиза Л.); «Друзей много, я люблю здесь играть» (Иван Г.). В числе привлекательных для детей сторон детского сада названы также: среда (игрушки, площадка, фонтан), возможность гулять, рисовать, вкусная еда.

Беседа с детьми показала, что современные детский сад обеспечивает дошкольникам достаточную степень свободы и независимости. Так на вопрос о том, могут ли дети играть в какие хотят игры, брать что хотят, около половины детей ответили положительно. Типичные ответы детей: «Могу делать, что хочу» (Антон К); «Да, можно брать все игрушки» (Миша Б.); «Обычно берем, что хотим» (Сергей М.); «Можно во все, только потом убраться» (Настя К.).

Около трети детей сказали, что нужно разрешение воспитателя: «Ну нет, только с разрешения воспитателя» (Настя Б); «Нет, нам надо у воспитательницы спрашивать» (Анара III.). Для некоторых детей ограничения в пользовании игрушками связаны не с запретом воспитателей, а с соблюдением определенных правил: «Что хочешь можно брать, а что принадлежат другом нельзя» (Даурен); «Можно брать все, а взрослое нельзя» (Саша М.); или с условиями в группе: «Нет, в прятки невозможно, негде прятаться» (Сеня Л.); «Нет, иногда моя машина занята» (Паша Б.).

Часть дошкольников (около 20%) не имеют достаточной свободы в своей деятельности и не могут свободно пользоваться игрушками в группе: «Нет, Нина Викторовна ничего не разрешает брать, только пазл и конструкторы» (Милана Р.); «Нет, но иногда я беру без разрешения» (Илья Я.). Более половины дошкольников имеет возможность заниматься в свободное время тем, чем хотят: «Я, занимаясь чем хочу, в свободное время играю в машинки» (Семен Б.); «Да, я делаю все, что хочу» (Влад Ш.).

Около трети детей такой возможности не имеет: «Не все, что хочешь» (Гриша О.). Многие дети не объясняют с чем это связано, другие видят причину в особенности режима дня в группе: «Нет, у нас очень много занятий» (Анжела О.); в характере выбираемых занятий: «Играть можно, баловаться нельзя в группе» (Настя П.); «Иногда воспитательница говорит, что делать надо» (Илья Я.). Некоторые дети считают, что выбирать занятия по своему желанию могут только дома: «Не знаю, я только в выходные занимаюсь чем захочу» (Вера Б.). Большинство опрошенных детей в свободное время выбирают деятельность в соответствии со своими желаниями. Среди предпочтений детей игры, просмотр мультфильмов, рисование: «Я играю или смотрю телевизор» (Даурен М.); «Нет, в свободное время играю, мультики смотрю» (Рафкат И.); «В свободное время тренируюсь» (Егор М.); «Я занимаюсь тем, что придет в голову» (Полина П.). Часть детей в свободное время предпочитает просто отдыхать: «Я лежу на диване» (Сергей М.).

Следует сказать, что участие детей в деятельности, когда им этого не очень хочется, связано скорее с подчинением правилам принятым в группе, но не давлением на ребенка.

Важно отметить, что достаточная степень свободы и независимости ребенка в современном детском саду обеспечивается даже на занятиях, наиболее регламентированном виде деятельности. Беседа с детьми показала, что большинство воспитателей могут найти выход из ситуации, когда ребенок не успевает работать в общем для всех темпе, при этом не травмировать ребенка. Чаще всего педагоги не торопят ребенка и разрешают доделать работу позднее, причем делают это в доброжелательной форме: «Говорят, потом доделаешь» (Эльвира К.); «Ну и что, завтра доделаешь» (Сергей Г.); «Как бы ждет» (Роман З.); «Не ругает, говорит, доделаешь дома» (Аня Ю.); «Ладно оставь, потом сделаешь» (Артем Г.). Многие воспитатели помогают детям. Показывает, как правильно надо сделать (Арина В.). Часть воспитателей, судя по словам детей, никак не решают данную проблему, но и не проявляют негативного отношения к детям.

Есть воспитатели, их не так много (15%), которые торопят детей: «Говорит: Побыстрее делай» (Вероника К.), и что особенно настораживает, ругают детей: «Ругает меня, говорит: Ты такой медленный» (Кирилл); «Не успел, плохо» (Ярослав С.). Следует отметить, что некоторые дети (6%) не сталкиваются с этой проблемой в детском саду, так как все успевают делать вовремя: «Я не знаю, я всегда успеваю» (Анжела О.).

Одна из сфер детской деятельности современного детского сада, в которой их свобода достаточно ограничена — это подвижные игры. Свободно играть в группе в любые игры разрешают менее четверти опрошенным детям, в то время как большинству детей запрещают играть в такие игры в группах: «Нет, потому что шумим» (Арина З.); «Нет, только в тихие» (Алеша М.) или вводят различные ограничения: «Бегать не разрешают» (Сергей М.); «Только не сильно шуметь» (Аня М.); «Нельзя играть в футбол» (Егор Р.). Многим детям разрешают играть в подвижные игры только на улице или на физкультурных занятиях: «Только на физкультурном в зале» (Настя А.); «Для этого улица есть» (Даша С.).

Важно отметить, что большинство детей с достаточным пониманием относятся к вводимым ограничениям, осознавая, что запреты связаны с отсутствием необходимых условий в группах: «Нет, мы можем группу развалить» (Оля Е.); «У нас нету мячика, бегать нельзя, один раз двое упали» (Алеша М.); «Нет, нельзя, сшибить могут» (Сергей Г.); «Нет, когда мы бегаем, нас садят на стульчики и предлагают подумать над своим поведением» (Саша Ш.). Более 70% магнитогорских дошкольников уверены в своих возможностях, когда берутся выполнять какое-либо задание: «Всегда уверена» (Лена Г.); «Я уверен, что да, у меня все получится» (Семен Б.); «Да, я умею все делать» (Иван Г.) Небольшое число детей не всегда уверены в своих силах. Часть из них соотносят свои возможности со сложностью задания: «Если легкое, то у меня получается, а если трудное, то я прошу помочь мне» (Даурен М.); «Не всегда, я же еще не все умею делать» (Катя К.). Есть дети, уверенность которых основывается на каких-либо личных успехах, достижениях: «Конечно, я же умный» (Саша К.); «Ну знаете что, я пока в компьютере выигрываю» (Матвей Н.), а также такие, которые не задумывались над этим вопросом: «Не знаю, я делаю и все» (Арина В.); «Я откуда знаю» (Данил К.). Только очень немногие дети ответили, что часто или всегда неуверенны.

Интересно, что современные дошкольники (80%) выражают твердую уверенность, в том, что послушным быть хорошо и хотят быть послушными: «Да, хочу быть послушным» - типичный ответ детей. При этом некоторые дети ссылаются на мнение окружающих: «Мне говорят хорошо» (Настя А.), а другие дети учитывают нравственные нормы: «Да, все девочки должны быть послушными» (Анжела О.); отдельные дети видят в послушании и практическую пользу: «Очень хорошо, пытаюсь, тебя хвалят и что-нибудь покупают» (Полина П.). Некоторым детям не всегда удается быть послушными: «Хорошо, конечно, только у меня не всегда получается» (Илья Я.); «Да, но я не послушный» (Даниил Ш.).

Таким образом, современный детский сад обеспечивает детям достаточную степень комфортности, эмоциональное благополучие, позитивное восприятие окружающих взрослых и детей. Комфортность пребывания в детском саду обеспечивается преобладанием личностно-ориентированного общения со взрослыми, удовлетворение потребности в общении, совместных играх со сверстниками, достаточной степенью свободы и независимости ребенка во всех видах детской деятельности.

Детский сад для большинства дошкольников это место, где их любят, где у них много друзей. Здесь дети чувствуют себя защищенными, уверенными, маленькими хозяевами своей группы.