6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
Практически все родители (97%) согласны с тем, что их ребенок – гражданин страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Из них 70% «Согласны полностью», «В целом согласны» и 37% «Согласны отчасти», «Скорее согласны, чем не согласны».
Большинство родителей (92%) считают, что их ребенок хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
При этом, полное согласие с данным утверждением высказали только 7%, 25% «в целом согласны» и большая часть (41%) «согласны отчасти».
Более двух третей родителей (86%) соглашаются с тем, что их ребенок ориентирован на будущее, легко рассуждает о том, где и кем он будет работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у него будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. 84% родителей утверждают, что их ребенок способен не только принять учебную задачу, но и понять ее смысл для себя, который, как правило, связан с успешным будущим ребенка: научусь читать — буду хорошо учиться в школе — поступлю в институт — получу отличную работу! – буду хорошо жить!
94% родителей уверены в том, что их ребенок раскрывается в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Примерно 84% родителей склонны согласиться с утверждением о том, что их ребенок – носитель субкультуры, присущей только ему и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Эту субкультуру составляют персонажи современной детской литературы, фильмов и мультфильмов, популярные общественные и теле-персонажи, музыкальные шлягеры. Только половина (50%) родителей согласны с утверждением, что их ребенку не хватает общения и взаимодействия с родителями. Можно сказать, что он одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – то место, где он реализует потребность в общении. Абсолютно все родители (100%) считают детский сад для своего ребенка — второй семьёй, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его! Причем 70% родителей «согласны полностью» и «в целом согласны».
Практически все родители (95%) соглашаются, что их ребенок ориентирован на познание человека и природы. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нем самые разные вопросы. Такое же число родителей (95%) видят в своем ребенке — современного человека, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с вами одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнерах одежды и парфюма, магазинах и товарах. 97% родителей согласны с утверждением, что жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. В том числе 56% «полностью согласны» с этим утверждением. Абсолютное большинство родителей (97%) согласны с тем, что ребенок сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Это ребенок, который любит играть, любит сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать. При этом 40% согласны полностью, 40% в целом согласны и 12% согласны отчасти.
Немногим более половины родителей (52%) согласны с утверждением, что педагогический процесс современного детского сада не удовлетворяет простые детские потребности в полной мере — ваш ребенок не успевает заниматься своим любимым делом. В отличие от сверстников прошлого, современные дети мало играют и страдают от этого. Около трети родителей (30%) согласны с тем, что педагогический процесс современного детского сада не удовлетворяет родительским запросам: ребенка должны лучше готовить к школе, у него должно быть больше дополнительных занятий по подготовке к школе, по иностранному языку и т.д. Категорическое несогласие с данным утверждением выразили 17% родителей. Не определили своего отношения к данному утверждению 9% родителей. Все родители (100%) считают, что родителю необходимо хорошее знание ребенка: его интересов и предпочтений, потребностей и ориентаций на виды детской деятельности, их содержание, его образа мыслей и эмоциональных проявлений, его представлений о настоящем и будущем, об окружающем мире, его самостоятельности. 72% родителей с этим утверждением «согласны полностью».
Анкетирование родителей позволило выделить следующие результаты по направлениям.
Интерес, знание ребёнка родителем.
Как показали результаты опроса родителей, 65% пап и мам уверены в том, что знают своего ребёнка. Для 35% родителей ответом был вариант «В зависимости от ситуации (иногда кажется, что совсем не знаю)». Никто из родителей не затруднялся с ответом на данный вопрос и не ответил отрицательно. Вместе с тем, 33% родителей хотят узнать абсолютно всё о своём ребёнке. Около 50% родителей интересуют волнения и тревоги, переживания ребёнка. Это, возможно, связано с собственными тревогами и переживаниями сегодняшнего времени. 30% родителей испытывают потребность в знаниях о психологических и потенциальных способностях собственных детей.
А вот абсолютное меньшинство родителей хотели бы узнать о том, как ребёнок воспринимает настоящую жизнь и что он думает о будущем.
По мнению родителей, в равной степени их ребёнка волнуют проблемы:
– Общественного, социального характера (36%);
– Проблемы познания окружающего мира (36%).
Около 30% родителей уверенны, что детей пока ничего не волнует всерьёз. 16% родителей думают, что ребёнка заботят проблемы личного характера, собственные проблемы. 70% ответов родителей показали, что они хотят видеть в будущем своего ребёнка успешным и благополучным.
На втором по значимости месте для родителей важно, чтобы их ребёнок был здоровым и выносливым (56%). Около 10% родителей понимают, что их ребёнку в будущем будет достаточно трудно в жизни. По одному ответу мы получили, что для родителя важно, чтобы ребёнок был богатым, а один из родителей ещё не задумывался о будущем своего ребёнка.
Суждения родителей по поводу любимых занятий своего ребёнка выглядят таким образом:
– Любят играть (60%).
– Гулять (45%).
– Рисовать (38%).
– Смотреть ТВ (38%).
– Проводить время за компьютером (33%).
– Общаться (35%).
– Учиться (заниматься) (11%).
– Петь и танцевать (8%).
Среди любимых игр своего ребёнка родители назвали подвижные игры (47%), сюжетно-ролевую игру (38%), настольные игры (22%), столько же ответили, что дети любят играть с игрушками. 29% родителей заметили, что дети любят фантазировать, сочинять, придумывать.
Интерес родителей к проблемам воспитания ребёнка.
В первую очередь родители проявляют интерес к проблеме воспитания правильного поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми (73%). Волнуют родителей вопросы воспитания самостоятельности (31%). Для 20% родителей актуальна проблема воспитания интереса к окружающему миру, его познанию ребёнком. К проблеме воспитания личной культуры (приобщение к режиму дня, правильному питанию, опрятности, аккуратности, воспитание культурно-гигиенических умений и др.) выразили интерес 16% всех опрошенных родителей.
А вот вопросы поощрения и наказания детей родителей не волнует, никто из них, не выразил интерес к этой проблеме.
Особенности взаимодействия с ребёнком.
Ответы родителей на вопрос: «Вам легко или трудно общаться с вашим ребенком?» разделились поровну по двум позициям:
— Скорее легко (49%).
— В зависимости от ситуации (51%).
Никто из родителей не ответил, что испытывает трудности в общении со своим ребёнком. Наибольшее удовольствие для родителей при взаимодействии с ребёнком доставляют эмоции и чувства ребенка, разнообразие их проявлений (51%). На втором месте — 40% отметили, что их радуют результаты развития ребенка, изменения, происходящие с ним. 36% опрошенных родителей испытывают чувство радости и удовольствия от инициативности, самостоятельности, настойчивости, активности ребенка.
Для родителей существуют определённые трудности.
Во-первых, это быть интересным для ребенка, построение партнерских отношений с ним (33%).
Во-вторых, трудности процесса воспитания испытывают 29% родителей.
Для 25% родителей сложным является материальное обеспечение жизни ребенка, 16% испытывают затруднения в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные родители понимают важность и необходимость знания своего ребенка, его предпочтений и интересов. Для них важно взаимодействие со своим ребёнком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют активности к взаимодействию с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника.
Анализ материалов проведенного исследования в г. Магнитогорске позволяет сделать следующие выводы. Общими особенностями в формировании системы ценностных ориентаций старшего дошкольника являются: преимущественная направленность развивающейся личности маленького магнитогорца в равной степени на себя и на другого человека. Личность дошкольника характеризуется стремлением в большей степени приобретать познавательные умения наряду с физическим совершенствованием. У дошкольника – магнитогорца преобладают ценности человеческих отношений, а затем уже материальных.
Дошкольнику необходимо общение как со сверстниками, так и с взрослыми; ему больше комфортно в мире сверстников, чем взрослых; он не любит одиночества, ему интереснее общение с другими людьми. Вместе с тем, в большинстве родители недостаточно общаются с детьми, и это сказывается на том, что дети недостаточно хорошо знают своих родителей.
Маленький магнитогорец осмысливает свои взаимоотношения с другими людьми, выделяет круг качеств и черт поведения, которые и определяют отношения детей друг к другу, к взрослым. Всё это способствует созданию определённого положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений детей. Для старшего дошкольника ребёнок, с которым можно дружить – это хороший, добрый, красивый, умеющий дружить и играть в разные игры. Он должен быть красиво, хорошо и аккуратно одет. Чётко выражена ориентация на друга своего же пола. Немаловажное значение для дошкольника имеет точка зрения взрослого при выборе друзей.
Важно отметить, что современный детский сад обеспечивает детям достаточную степень комфортности, эмоциональное благополучие, позитивное восприятие окружающих взрослых и детей.
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной стране, городу. Дети воспринимают свою страну, город как место, где живут они и их близкие. Дошкольники видят свою страну большой, сильной и красивой и мечтают сделать жизнь страны и города лучше. Дети предлагают реальные мероприятия по благоустройству города. Это можно расценивать как факт, что дети идентифицируют себя как россияне, магнитогорцы.
демонстрирует толерантное отношение к людям других национальностей, наделяет их положительными общечеловеческими качествами, проявляет желание дружить, общаться, играть с детьми других национальностей.
Информационная среда оказывает существенное влияние на развитие старшего дошкольника на содержание его деятельности, предпочтения, идеалы. К сожалению, современный дошкольник охотнее принимает на себя роль персонажей из зарубежных мультфильмов.
Спецификой субкультуры в пространстве изменяющейся России является сочетание традиционных видов детской деятельности и появление новых предпочтений, таких как компьютер и компьютерные игры, просмотр взрослых телепередач, телевизионных шоу. Характерной чертой дошкольника является то, что ему больше нравятся современные популярные песни взрослого репертуара. Вместе с тем, для магнитогорских дошкольников по-прежнему интересна игра, рисование. Необходимо отметить, что дошкольников привлекают не только детские книги, но и разные энциклопедии, книги о животных.
Магнитогорские дошкольники проявляют большой интерес к игре как к любимому занятию. Лидирующее место занимают подвижные игры, сюжетно-ролевая игра, настольно-печатные игры. Настораживает тот факт, что дети отдают меньшее предпочтение играм-драматизациям, играм-фантазиям, а в большей степени их привлекают компьютерные игры. У магнитогорца-дошкольника сформировано представление о человеке как живом существе, который отличается одеждой, цветом глаз, волос. Для них важны черты характера, личностные свойства, гендерные отличия людей. Дошкольник может самоидентифицироваться. У него четкие представления о себе как человеке, имеющем имя, пол, национальность. Ребёнок характеризует свои личностные достижения, делает самооценку деятельности. Меньшее значение для дошкольника имеют способности, интересы, занятия человека при определении различий людей.
Маленький магнитогорец — это современный человек, осваивающий информационное пространство, с расширенным кругозором о себе и об окружающем мире, открытый к познанию нового, к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Наряду с этим он остается ребенком-дошкольником с характерными для его возраста личностными качествами.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика