logo
дошкольная педагогика

4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе

В соответствии с проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) дошкольное образование относится к сфере услуг. Следующий этап – школа. На границе данных этапов важно подготовить ребенка к переходу в новые условия развития, облегчить адаптацию к школе.

Система «детский сад – школа» - это социокультурная среда, которая способствует формированию личности ребенка.

Основной принцип построения данной системы – преемственность, т.е. совместная форма деятельности, которая объединяет звенья системы образования.

Преемственность детского сада и школы – это содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность работы в дошкольных учреждениях на требование школы; с другой стороны – опору учителей школы на уровень развития, которого ребёнок достиг в детском саду. Подготовка к школе – это процесс по приобретению знаний, умений и навыков, достижения разных направлений готовности к школьному обучению.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Преемственность способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников.

Основные задачи преемственности: обеспечить безболезненный переход к обучению в школе, должный уровень готовности к школе.

Преемственность, по данным научных исследований, имеет сложную структуру, включает следующие параметры:

- преемственность в содержании обучения и воспитания;

- преемственность в формах и методах образовательной работы;

- преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Подготовка детей к школе предполагает:

- организацию образовательной работы в дошкольном учреждении, которая обеспечивала бы высокий уровень общего развития детей;

- специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в школе;

- преемственность государственных стандартов, образовательных программ.

Функционирование системы «детский сад – школа» строится на принципах осознанности знаний, обучения на высоком уровне сложности, гуманизации.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 12) и методическом письме МО РФ от 25 марта 1994 г. называются основания необходимости преемственности, раскрываются 4 варианта преемственности дошкольных учреждений и школы.

Т. Н. Доронова выделила следующие линии преемственности:

- линия познавательного развития дошкольников;

- линии формирования предпосылок учебной деятельности;

- линия развития самостоятельности ребенка;

- линия формирования коммуникативных качеств.

В настоящее время существуют и используются в практике 4 концепции целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В авторской разработке ГОУ ВПО «МаГУ», выполненной под руководством С. Ф. Багаутдиновой, готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается как уровень развития ребёнка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения. Под общей готовностью к школе авторы понимают совокупность компонентов: психологическая готовность (мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, готовность в сфере общения). Общая готовность обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности начальной школы. Специальная готовность – это результаты образовательного процесса по подготовке воспитанников к усвоению курса начальной школы, обеспечивающие в том числе и общее развитие. Для реализации специальной подготовки авторы выделяют области образовательного процесса ДОУ, преемственные с предметами начальной школы: развитие речи, приобщение к художественной литературе, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, художественно-творческое развитие, музыкальное развитие, приобщение к труду, физическое развитие.

Таблица 2