Зарубежные педагогические теории
Вальдорфская педагогика
Основатель этой теории – Рудольф Штейнер, австрийский философ, писатель, педагог. Он читал курс лекций для рабочих фабрики, которая называлась «Вальдорф – Астония», в Штутгарте; там же была создана первая школа на основе антропософии – учении, которое основал Штейнер. Это космологическое учение о человеческой мудрости религиозно-мистического направления. Штейнер изложил свои педагогические взгляды в таких трудах: «Воспитание ребенка с точки зрения науки», «Методика преподавания и жизненные условия воспитания» (1924, 1907). Важным направлением развития маленького ребенка Штейнер считал телесное совершенствование.
Взрослые играют роль образца, ребенок им подражает. Основные принципы воспитания дошкольников: развитие души зависит от физического развития; мысль – чувство – желание (у взрослого человека), а у ребенка: желание – чувство – мысль. Предлагается использовать:
- воспитание без вмешательства в естественное развитие ребенка;
- свободную игру, ознакомление с окружающим, чтобы впечатления отражались в игре;
- рисование (не столько что-то конкретное, сколько экспериментирование с красками (смешивание); наблюдение, как рисует настоящий художник – профессионал;
- лепку;
- рассказывание историй;
- пение;
- эвритмию (драматизация сказок), особую систему движений, связанную с языком и музыкой;
- прогулки.
В вальдорфском детском саду не используют радио, телевидение, кассеты, диски в воспитании детей, зато часто звучит «живая» музыка.
Здание детского сада расположено в лесной зоне, близко в природе.
Обычный день в подобном детском саду… Утро посвящено свободной игре детей. Воспитательница готовит на завтрак кашу из разных злаков, организует перед завтраком пальчиковые игры. Перед едой читается молитва. Затем сообща моют посуду, отправляются на прогулку на участок, где имеется небольшой водоем. Перед обедом дети разыгрывают по ролям сказки при свечах, поют. На обед подается овощной суп, для приготовления которого используют экологически чистые продукты. Дошкольники после обеда спят. Обязательным элементом вальдорфской педагогики является совместное воспитание детей – инвалидов и обычных детей.
Образовательная работа строится по тематическому принципу; темы связаны с небесными телами (планетами). Например, в понедельник – день Луны – дети работают на занятиях с воском и акварелью.
Теория воспитания ребенка Селестина Френе (Франция)
Данная теория является национальной гордостью французов, используется в настоящее время, но возникла она в 40-60-е годы ХХ века.
Теория Френе – это педагогика взаимодействия и коммуникации, воспитание жизнью, для жизни в труде. Детский сад организуется по типу «материнской школы» для детей от 4 до 6 лет. Жизнь в учреждении строится по семейному принципу. До обеда организуются интеллектуальные занятия, после обеда – ручной труд, рисование, рукоделие, физическая культура, работа в саду, в лаборатории, в мастерской. Экскурсии, математика и грамота по содержанию приближены к жизни.
Часто используются печатные машинки. Когда дети научатся сочинять и рассказывать истории, обучаться грамоте, они печатают эти истории на машинке, создаются общие, коллективные тексты.
В настоящее время идея Френе используется на уровне Интернета.
В детских садах снимают видеофильмы, записывают диски, выпускают газеты и журналы, в которых помещаются детские рисунки, фото, сведения о родителях.
Германия
Многие дошкольные учреждения в этой стране до сих пор работают по модели Фребеля, разработанной в XIX-XX веке.
В дошкольных учреждениях дети находятся лишь в первую половину дня. Единой образовательной программы для дошкольников в стране нет. Главным считается, чтобы дети интенсивно проживали обыденную жизнь в условиях смешанной по возрасту группе.
В центр педагогического процесса поставлена свободная игра и общение. Создаются условия для конструктивных, настольных, подвижных игр, для ручного труда, рисования, физкультуры, чтения книг, экспериментирования.
Педагогический персонал самостоятельно разрабатывает концепцию своей работы с детьми. Педагогическая работа имеет годовой цикл, связана с праздниками.
США
В этой стране дошкольное образование строится на теориях Ф. Фребеля, Дж. Дьюи, М. Монтессори, С. Холла. С. Холл - американский педагог и психолог начала ХХ века. Он был сторонником биогенетического принципа, считал, что ребенок всегда должен быть тем, чем он есть в данный момент.
В 60-е годы ХХ века в США появился проект концепции дошкольного воспитания, в которой предусматривается совместное воспитание детей с недостатками в развитии и обычных детей, так называемая «модель интеграции в образовательную систему детей со специальными потребностями».
В дошкольных учреждениях создаются специальные зоны (центры): центр социодрамы, сюжетно-ролевых игр, кукольного театра, искусства, кулинарии, научно-материальный центр строительства и конструирования и др.; организуются специальные и спонтанные занятия. Важным считается поощрение свободы детей, их стремление к счастью; детей учат пользоваться свободой слова, быть независимым, честолюбивым, уверенным в себе.
Япония
Японский скрипач и педагог С. Судзуки разработал систему массового раннего музыкального воспитания (с 2-хлетнего возраста). В настоящее время данная система используется более чем в 30 странах мира.
Первые детские сады, работающие по системе Судзуки, были открыты в 1948 году.
Постепенно система музыкального воспитания переросла в систему целостного развития ребенка; однако музыка остается одним из воспитательных средств.
Суть концепции Судзуки заключается в том, что воспитание понимается как развитие психических функций ребенка и прежде всего способностей (таланта). Уровень развития способностей зависит от среды. Талант – предельный уровень развития всех способностей ребенка.
Широко используются обучение в форме игры, в основе которой лежит «принцип освоения родного языка». Судзуки заметил, что от природы ребенок без труда усваивает родной язык; успех постижения языка заложен, как считает Судзуки, в самом методе постижения. Подобный метод Судзуки вначале распространил на музыкальное воспитание, а затем и на другие направления развития ребенка. Автор назвал пособие «Воспитание таланта», где рекомендуется использовать слушание и повторение, запоминание, сопровождающееся физическими упражнениями, т.е. используются все органы чувства.
Роль воспитателя заключается, по мнению Судзуки, в создании обстановки для саморазвития детей. Группы, как правило, смешанные; дети по очереди назначаются на роль помощника воспитателя.
Собственно музыкальное воспитание по системе Судзуки строится на основе слушания музыки композиторов – классиков, музыки барокко. Это служит основой для будущих занятий музыкой на музыкальных инструментах.
М. Ибука – инженер, президент компании, в 1969 г. создал организацию «Японская ассоциация раннего развития». Ибука расширил применение метода Судзуки. Ибука считает, что первые 3 года жизни – это решающие годы в развитии человека; после 3-х лет заниматься развитием ребёнка уже поздно. Каждый ребенок может хорошо учиться, все зависит от метода обучения. Ранее развитие ставит цель не воспитать гениев, а дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум, здоровое тело, сделать его смышленым и добрым; необходимо развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало в его жизни и мире радости.
Структура мозга формируется к трем годам; в это время образуется база для дальнейшего развития. В первые годы, как считает Ибука, надо быть с ребенком и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться, необходимо уважать волю ребенка, его «Я», иначе взрослые губят талант ребёнка.
Такова сущностная характеристика теории С. Судзуки, которая используется в дошкольном воспитании Японии.
Для Японии также характерно, что в обучении дошкольников педагоги не придерживаются определенной теории: большей частью заимствуются наилучшие достижения, эффективные методы, но при этом неуклонно почитаются традиционные национальные ценности. Например, считается, что важна не одаренность, а терпение, усидчивость, характер. В идеале педагоги и родители стремятся сбалансировать индивидуальность и принадлежность к группе. Дети до предела загружаются дополнительными занятиями спортом, музыкой, искусством, иностранными языками с целью воспитания конкурентоспособных членов общества.
Таким образом, многие современные зарубежные педагогические теории строятся на педагогическом наследии прошлого; кроме того, учитываются требования современного общества и национальные традиции той или иной страны.
Отечественные педагоги, бесспорно, должны быть знакомы с содержанием зарубежных педагогических теорий, чтобы творчески использовать мировые педагогические находки в своей практике, в научных исследованиях, передовом педагогическом опыте.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика