3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
Учебная деятельность – это один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретений навыков и умений самостоятельно учиться, применять полученные знания, то есть развиваться.
Учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки её развиваются в период дошкольного детства от года к году. Учебная деятельность – это деятельность по усвоению детьми знаний, умений и навыков. А. П. Усова в монографии «Обучение в детском саду» характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные её части, такие как принятие ребёнком учебной задачи; действия, связанные достижением задачи; самоконтроль; самопроверка; результат (усвоенные знания, навыки, развитие умственных способностей). Педагогическими условиями организации учебной деятельности, её формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции учителя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении.
В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.
Формы организации обучения дошкольников, используемые в ДОУ: фронтальные, групповые, индивидуальные, дидактические игры, проекты, экскурсии, комплексные, тематические, интегрированные, доминантные занятия; нетрадиционные формы: КВН, викторины, литературные калейдоскопы и др.
Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью.
Л. Парамонова в новом журнале «Обучение дошкольников» (№ 4, 2009) подчёркивает важность Концепции А. В. Запорожца об амплификации детского развития и путях её реализации в современных условиях. В частности, автор отмечает, что содержание дошкольного образования базисно (то есть позволяет формировать базис развития личности ребёнка) и многоаспектно, а не предметно, как в школе. В содержание входит информация о различных областях действительности, способы, средства деятельности, набор личностных качеств, родной язык и русский как второй язык, если это необходимо. Решение базисных образовательных задач связано с организацией специфических видов детской деятельности, в первую очередь, игры, конструирования и др. Интеграция содержания дошкольного образования предполагает выбор ядра, вокруг которого происходит интеграция. Под базисным содержанием образования Парамонова Л. понимает не обязательный минимум, а содержание, обеспечивающее базис развития детей благодаря грамотно выстроенным методикам, технологиям, в которых ребёнок чувствует себя деятелем, а не постоянным исполнителем воли взрослых. Основой для такой технологии является создание условий для успешного формирования у детей обобщённых способов действия. Действия – это основа развития деятельности и самого ребёнка в ней. Условиями для формирования обобщённых способов являются:
-
широкая ориентировка в материале, самостоятельное детское экспериментирование;
-
предъявление детям проблемных задач в определённой последовательности;
-
вынесение способа обобщённых действий из контекста практической деятельности, включение его в процесс создания новых способов.
В результате у детей возникают «умные эмоции», ребёнок преодолевает трудности в обучении.
Занятие – до недавнего времени было основной формой обучения в дошкольных учреждениях. Занятие – это регламентированная деятельность, в ходе которой педагог осуществляет воздействие на детей, систематизирует, обобщает знание, использует разные формы организации детей, формирует интерес к процессу познания, саморазвития.
Занятия имеют большое значение, поскольку способствуют развитию познавательных процессов, ума.
Положительным являются те моменты, что занятия проводятся систематически; знания сообщаются всем детям одновременно.
Отрицательным можно считать отсутствие возможности учесть на занятии темп развития каждого ребёнка, осуществить на деле индивидуально-дифференцированный, персонифицированный подход.
Занятия – одна из форм организации жизни детей в дошкольном учреждении.
В настоящее время занятия рассматривают как своеобразный синтез игровой и познавательной деятельности педагога с детьми. Педагогически верно организованное занятие формирует у детей способность взаимодействовать с познавательной информацией:
-
проявлять к ней интерес;
-
правильно отбирать информацию;
-
обсуждать и использовать информацию;
-
приобретать первоначальные навыки для самостоятельного получения информации;
-
формируется определённая модель интеллектуальной деятельности, которая во многом сохраняется на всю жизнь. Поэтому на педагоге лежит большая ответственность при организации занятий. От педагога (по большому счёту) зависит уровень сформированности интеллекта, культуры общества. Задача педагога не только организовать занятие, но научить на занятии каждого ребёнка современным способам овладения информацией.
Готовя занятие, воспитатель должен:
-
отобрать познавательную информацию;
-
отобрать методы активизации детей, методы активизации у детей познавательного интереса, воздействия на впечатления;
-
продумать организацию коллективной и индивидуальной деятельности.
Эти рекомендации учитывают, что познание в дошкольном возрасте тесно связано с чувствами и с яркими впечатлениями.
Современная концепция образования, обучения дошкольников нацелена на активность, познавательные интересы детей.
На любом виде занятий педагог должен развивать общие способности, такие как коммуникативные, сенсорные, двигательные, познавательные, речевые, творческие.
На базе общих способностей формируются специальные способности – лингвистические, математические, музыкальные и т. д.
Эффективность занятия оценивается по уровню активности каждого ребёнка, поэтому на занятии надо опираться на разнообразные виды активности: познавательную, двигательную, речевую. Если ограничивать или подавлять двигательную активность (как свидетельствуют данные исследований), то это тормозит в развитии познавательную и речевую активность. До занятий воспитатель выясняет интересы детей (Это тебе интересно? Что бы ты хотел узнать?).
Занятия пока входят в один из 3-х блоков образовательного процесса ДОУ – «специально организованные занятия».
Требования к занятиям в дошкольном учреждении были изложены в методическом письме Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.
Требования следующие:
-
сократить количество занятий (не более 2-х в день);
-
обеспечить индивидуально-дифференцированный подход, проводить занятия по подгруппам;
-
занятия должны быть занятиями – загадками, занятиями – удивлениями; на занятии следует ставить детей в позицию первооткрывателей.
В 1996 г. были разработаны государственные стандарты максимально допустимой нагрузки детей на занятиях в дошкольном учреждении (автор Р. Б. Стёркина, начальник управления дошкольного образования МО РФ). В них занятия квалифицировались как регламентированная деятельность. В государственных стандартах указывается, что на умственную работу ребёнок – дошкольник затрачивает 50 – 100 ккал в час. Утомление – нормальное, естественное состояние. У 5 – 7-летнего ребёнка активное внимание сохраняется лишь 15 минут. Утомление – это тренировка, но надо избегать переутомлений. Педагоги должны нормировать вид деятельности, интенсивность, формы организации, возрастные и индивидуальные особенности. У детей с замедленным темпом развития низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отстаёт в развитии речь, моторика. С декабря по март работоспособность снижается. Была указана продолжительность занятий:
-
4-й год – 10 – 15 мин.;
-
5-й год – 20 мин.;
-
старше 6 лет – 20 – 25 мин.;
-
7 лет – 25 – 30 мин.
С 3 – 5 лет рекомендуется 11 занятий в неделю,
-
5 – 6 лет – 14 занятий;
-
6 – 7 лет – 15 занятий.
Наиболее высокий уровень работоспособности у большинства дошкольников с 9.00 до 11.30 (это время для занятий).
Двигательная активность в течение дня должна составлять 60 – 66% общей нагрузки; из них 45% – в ДОУ, 20% – дома (по дороге в детский сад и обратно).
В госстандарте допустимой нагрузки были помещены примерные режимы дня для детей разных возрастных групп.
Время занятий с 9.20 до 10.15 и с 15.55 до 16.40.
В теории и практике на сегодняшний день сложились следующие виды (типы) занятий.
1-я классификация (характер знаний).
-
Занятия по сообщению новых знаний.
-
Занятия по закреплению знаний.
-
Занятия смешанного типа.
2-я классификация (по способу организации детей).
-
Фронтальные (со всей группой детей).
-
Подгрупповые.
-
Индивидуальные (с одним ребёнком).
-
Объединённые (2 группы детей).
3-я классификация (раздел образовательной программы).
-
Занятия по формированию элементарных математических представлений;
-
по развитию речи;
-
по обучению грамоте;
-
по рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
-
физкультурные;
-
музыкальные;
-
по экологическому воспитанию;
-
экскурсии по ознакомлению с окружающим, с природой.
4-я классификация (по характеру деятельности).
-
Комплексные (имеется тема, она раскрывается через 3 вида художественной деятельности: музыкальную, художественно-речевую, изобразительную). Например, комплексное занятие в старшей группе «Наши мамы»;
-
доминантные (1 вид деятельности). Например, на музыкальном занятии только поют или только танцуют и т. д.;
-
тематические занятия, например, музыкальное занятие на тему «Русская народная музыка». Такие занятия имеют обычную структуру, репертуар подобран на указанную тему. Как правило, проводятся тематические занятия по изодеятельности, по развитию речи;
-
интегрированные, комбинированные, когда общая обучающая задача проводится через разные виды деятельности. Например, на занятии объединяются физкультурная деятельность, формирование элементарных математических представлений, развитие речи;
-
«тризовские», когда используются элементы программы «ТРИЗ». Например, даётся задание на занятии по конструированию: «Придумать и сконструировать новую мебель для кукол с условием, чтобы все куклы разместились».
Иногда, особенно на занятиях по изодеятельности, используются коллективные формы организации детей, когда все дети вместе или по подгруппам выполняют одно панно, фриз.
В Госстандарте максимально допустимой нагрузки детей на занятиях выделяются следующие типы занятий.
-
Интеллектуально-развивающие занятия, связанные с приобретением знаний, касающихся когнитивной сферы психического развития детей. Это занятия по математике, по развитию речи, по экологическому воспитанию, по знакомству с окружающим.
-
Эмоционально-развивающие, связанные с творческими заданиями, сопровождающиеся приобретением навыков в эстетической области, касающиеся развития эмоционально-личностной сферы, духовной жизни ребёнка.
-
Оздоровительные занятия – это занятия по физической культуре, связанные с освоением ребёнком возможностей своего тела.
В практике должны использоваться все типы занятий в чередовании взаимосвязи, чтобы не было скуки, формализма, чтобы поддерживать и развивать познавательный интерес детей.
-
На сегодняшний день существуют два варианта структурного построения занятий в дошкольных учреждениях.
-
Традиционный, включающий три части (начало, ход занятия, конец).
-
Структура занятия строится в режиме проектирования. Этот вариант обеспечивает психологический комфорт детей. В такой структуре условно выделяют два вида параллельной деятельности – деятельность педагога, деятельность детей.
Данный режим положен в основу планирования работы воспитателя.
Деятельность педагога Дети
-
Обращение педагога к детям. 1. Ответная реакция детей.
-
Совместная деятельность 2. Самостоятельные или совме-
педагога и детей на занятии. стные действия детей.
-
Реакция педагога на дейст- 3. Ответная деятельность детей.
вия детей.
-
Проявление инициативы при 4. Участие детей в подведении
подведении итогов занятия. итогов занятия.
Воспитатель, педагог должен продумывать, как разместить детей на занятии, если занятие проводится в помещении (групповая комната, физкультурный зал, музыкальный зал). Могут использоваться различные варианты, когда столы стоят буквой «П»; когда используются только стулья, расставленные полукругом; когда столы и стулья расположены лентой; когда столы расположены в форме каре, полукаре.
Летом проводятся только музыкальные и физкультурные занятия; они должны организовываться на свежем воздухе. В другие сезоны одно физкультурное занятие в неделю также должно проводиться на открытом воздухе. Занятия по экологическому воспитанию (экскурсия) могут организовываться также на воздухе, например, в теплице, на водоёме. Занятия по изобразительной деятельности могут организовываться без использования мебели, только мольбертов. Для организации занятий составляется сетка занятий по всем возрастным группам в соответствии с программой, по которой работает дошкольное учреждение. При использовании любой программы нужно учитывать, что в один и тот же день не рекомендуется в сетке занятий ставить физкультурное и музыкальное занятия. Занятия с большой умственной нагрузкой необходимо сочетать с физкультурными или музыкальными занятиями.
В современных научных исследованиях акцентируется внимание на необходимости обеспечения развивающего эффекта каждого занятия. Занятия должны отличаться учебной атмосферой, т. е. должен быть организован обмен мнениями, впечатлениями между педагогом и детьми, между детьми; использоваться взаимопомощь, взаимообучение. Необходимо учить детей на занятии формулировать, задавать вопросы, приучать правильно относиться к своим ошибкам и ошибкам сверстников. Ребёнок имеет право отказаться от занятия. Рекомендуется сравнивать результаты действий ребёнка на занятии только с его собственными, а не с результатами работы других детей. Необходимо приучать детей на занятии правильно себя вести: негромко разговаривать, обращаться по делу. Запрещается лишать ребёнка самостоятельности, спешить на занятии делать что-то за ребёнка, спешить оказывать помощь. В старших группах рекомендуется развивать у детей чувство времени. Для этого следует использовать обращение, например, «До конца занятия осталось 5 минут». В зависимости от возраста детей занятия организуются по-разному. В младших группах занятия кратковременны, проводятся в игровой форме; как правило, одно занятие организуется в первую половину дня, второе занятие – во вторую половину дня. В старших группах дети более самостоятельны, поэтому на занятии даются творческие задания, используются приёмы моделирования, экспериментирования, например, занятия по знакомству со свойствами магнита. Если группа разновозрастная, очень хорошо срабатывает эффект взаимообучения. Педагогу рекомендуется проводить занятия по подгруппам, объединяя детей по возрасту. Используется и другой вариант, когда начинают занятие со всеми детьми, затем младшие дети идут отдыхать, старшие продолжают заниматься. Рекомендации по организации занятий в разновозрастной группе имеются в пособии: Малокомплектный детский сад / под ред. Т. Н. Дороновой. – М., 1989.
Взаимодействие педагога и детей должно быть грамотно организовано. Этот вопрос специально изучала Т. Чиркова. Педагог малокомплектного детского сада на занятии должен занимать разные позиции: педагог – учитель, педагог – партнёр – в зависимости от возраста, материала занятий. В старших группах воспитатель особенно должен стремиться, чтобы речевая активность его и детей относилась как 2:3, где активность «3» – это активность детей; чаще бывает наоборот: педагог стремится всё сам рассказать, показать.
На каждом занятии обязательно решаются образовательные, обучающие задачи, но обязательно должны решаться и воспитательные задачи в зависимости от темы, материала, заданий, особенностей детей в группе, например, такие воспитательные задачи: воспитывать умение лояльно, сдержанно относиться к ошибкам сверстников; побуждать к взаимопомощи; воспитывать любовь к родной природе, любовь к животным; воспитывать честность и т. д.
Специально вопрос о воспитании детей на занятиях изучала Р. С. Буре, доктор педагогических наук, преподаватель МПГУ. С воспитательной целью автор предлагает перед занятием в младшей группе:
-
предложить убрать игрушки в игровой форме (ребёнок решает проблемы игрушек: «Игрушки заблудились, помогите отыскать им свой домик»);
-
в средней группе: приучать перед занятием успокоиться, привести себя в порядок;
-
в старших группах акцентировать внимание на организационном моменте: «Вы скоро пойдёте в школу; вы уже сами знаете, как вести себя на занятии, и мне не надо напоминать».
Для воспитания самостоятельности и активности на занятиях Р. С. Буре предлагает:
-
в младшей группе использовать игровой приём, сюрпризный момент;
-
в средней группе дать установку: «Мы все будем мастерить – изготовим игрушки».
В ФГТ (2009 г.) утверждается, что учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста, предпосылки формируются к концу дошкольного возраста. Учебная модель, в силу своих сущностных характеристик, как бы ни старались её обновить и приукрасить, не в состоянии обеспечить увлекательность деятельности детей. Учебный блок в прежнем понимании не может и не должен присутствовать в практике дошкольного образования, но это не означает, что обучение отменяется. Обучение должно быть правильно организованным. Занятие как дидактическая форма организации учебной деятельности должно быть заменено на «занимательные дела» по типу проектов.
Таким образом, занятия в детском саду – основная эффективная форма обучения на сегодняшний день; они отличаются от урока в школе рядом особенностей. Существуют различные типы занятий. Они должны использоваться во взаимосвязи в чередовании. Современные педагоги должны владеть технологией организации занятий, соблюдать современные требования к занятиям.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности. К выпуску в школу дети должны владеть основными учебными навыками.
Задания:
Запомните:
Определения понятий «учебная деятельность», «обучение», «развивающее обучение».
Проверьте себя:
Комплексные занятия в детском саду:
-
занятия, объединяющие комплекс разных видов деятельности, например, речевую, математическую, физкультурную;
-
занятия, объединяющие не менее трёх видов художественной деятельности: музыкальную, художественно-речевую, изобразительную.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика