logo
дошкольная педагогика

Дошкольники о себе и окружающем мире

Представления о ближайшем будущем (школа).

В жизни старшего дошкольника большое место начинает занимать школа и подготовка к ней как ближайшей перспективе в будущем.

Почти все дети, принимавшие участие в исследовании, выразили желание учиться в школе с обязательной аргументацией. Больше половины детей выдвинули мотивировку познавательного характера: чтобы всё знать, там всему научат, чтобы умным быть, там интересно, в школе развивают ум, мозг будет лучше работать (Даурен Р.). Около 20% детей связывают необходимость обучения в школе с дальнейшими жизненными планами:

«Чтобы потом получить работу и права» (Саша Н.)

«Чтобы получить профессию» (Полина С.)

«Надо обязательно образование получить, чтоб дворником не быть» (Савелий К.).

Для 15% детей школа выступает гарантией взросления: чтобы взрослой стать, не хочется уже быть маленьким. Для старшего дошкольника (38%) важны мотивы одобрения, поощрения: «Хочу в школу, чтоб быстрее умным стать и пятёрки получать» (Алексей А.), «Там можно медаль получить» (Егор К.), «Чтобы мама спросила, а ты ответил» (Саша Н.), «Буду учиться хорошо и меня все хвалить будут» (Оля Г.). Для части детей желание идти в школу связано с возможностью сменить обстановку, друзей: там много новых ребят, там можно найти друзей, там все большие, потому что там можно заказать обед, в школе спать не буду. Эти ответы показывают, что для определённой части детей желание учиться в школе, не связано с познавательными и социальными мотивами. Такое представление о школе может привести в дальнейшем к разочарованию ребёнка, переживаниям. Таким образом, перед взрослыми стоит проблема повышения социальной зрелости старших дошкольников.

Обращает на себя тот факт, что для 15% опрошенных детей школа не является привлекательной в ближайшем будущем, не вызывает интереса:

«Я еще не наигралась» (Катя Т.)

«А чего там хорошего-то?» (Даша В.)

«Вот пойду в школу, тогда и узнаю зачем» (Полина К.)

В целом, приведённые примеры показывают, что у старшего дошкольника школа связывается с положительными эмоциями, проявляется интерес к будущему.

Перспективное прогнозирование будущего в профессии.

Подавляющее количество детей имеют представления о профессиях. Более 80% дошкольников назвали конкретную профессию, которой они овладеют в будущем. Типичными ответами были: врач, учитель, воспитатель, рабочий, повар, парикмахер, солдат, певец. Интересно, что около 20% опрошенных детей видят себя хоккеистами, что может быть связано с большим вниманием к хоккейному клубу «Металлург» со стороны СМИ, родителей.

Реалии сегодняшнего времени отражаются в следующих ответах дошкольников:

«Хочу быть начальником» (Женя Н.), «министром, президентом» (Саша Н.), «большим человеком» (Таня К.), «главным начальником Родины» (Артём К.), «олигархом» (Лейла К.). Вместе с тем, дети понимают, что для этого надо: ходить в институт, упорство надо, пойти в министерский институт, много работать и учиться, оценки получать хорошие. «Чтобы стать моделью, надо учиться ходить красиво» (Лиза Т); «Надо талант иметь, чтоб художником стать» (Женя И.), «Чтобы стать конструктором, надо чертить много» (Кирилл К.). Оригинален ответ Ильи К.: «Чтобы солдатом стать, надо много мяса есть и тренироваться». Около 30% детей хотят иметь ту же профессию, что родители: как мама врачом, как папа водителем, как папа солдатом. У некоторых детей образ будущей профессии связан с персонажами мультфильмов: «Я буду супергероем и всем помогать» (Миша С.), «Хочу человеком-пауком быть» (Олег В.). Интересен тот факт, что 20% детей одним из условий получения профессии, считают наличие денег: деньги нужны обязательно, деньги надо, учиться надо и деньги. Следует отметить, что больше половины детей называют профессии родителей. Часть детей (25%) называют трудовые действия, указывают место работы: на комбинате, на заводе, шьёт, в магазине. Единичные ответы детей показывают незнание профессий родителей.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что старшие дошкольники в основном видят себя в конкретной профессии и определяют, что для этого необходимо, знают профессии своих родителей.

Перспективное прогнозирование будущего в образовании.

Ответы детей позволяют сделать вывод о том, что дошкольники хотят выучить иностранные языки: 80% детей назвали английский и немецкий языки; 10% дошкольников проявили интерес к китайскому, турецкому, итальянскому языкам. Часть дошкольников назвали башкирский, татарский, казахский, мусульманский языки, что может быть связано с ближайшим расположением города Магнитогорска к Башкирии, Казахстану.

Дети хорошо понимают, что знание языков необходимо для общения, для путешествий: «Чтобы с не русскими разговаривать и всё понимать» (Катя К.), «Чтобы поехать в другую страну и разговаривать» (Данил М.).

Влияние современной информационной культуры. Особенности детской субкультуры.

Анализ ответов детей на вопрос «Назови главные для тебя вещи», показал, что на первое место дети поставили игрушки и компьютер, затем телевизор. Основным аргументом в ответах было: люблю играть, интересно играть, люблю смотреть телевизор. Более трети детей назвали книги, потому что они интересные, у меня их много, потому что учусь читать.

По-прежнему дети много говорят об игре как о самом интересном занятии. Лидирующее место занимают подвижные игры «Догонялки», «Футбол», «Прятки», «Просто побегать».

Около 50% детей назвали сюжетно-ролевую игру как наиболее интересную. В этих играх ребёнок принимает на себя разные роли:

– большее место занимают персонажи современных мультфильмов: Черепашки-ниндзя, Капитан Немо, Русалочка, Человек-паук.

– Социальные роли: парикмахер, врач, воспитатель, продавец и др.

– Семейные роли: мама, папа, сыночек, дочка.

Настораживает тот факт, что современный дошкольник охотнее принимает на себя роль персонажей из зарубежных мультфильмов, а другие роли стали менее привлекательны. На третьем месте в ходе опроса, оказались компьютерные игры: машинки, стрелялки, войнушка. Дошкольников привлекают и настольно-печатные игры: лото, пазлы, домино, шахматы, мозаика (25% детей). Необходимо отметить, к сожалению, дети не назвали игры-фантазии, игры-драматизации, что тоже может свидетельствовать о недостаточном внимании к этим видам игр со стороны воспитателей.

В связи с тем, что значимое место среди любимых занятий дети назвали просмотр телевизионных передач, мы задали вопрос «А что ты любишь смотреть?».

Приведем количественные данные ответов детей.

Варианты ответов

Процент детских ответов

1. детские

85

2. сериалы

65

3. развлекательные шоу – программы для взрослых

40

4. познавательные передачи

15

5. новости

10

6. другое

10

7. не знаю

10

Из приведенной таблицы видно, что большее внимание детей привлекают детские передачи и сериалы. Значительное место занимают и развлекательные шоу-программы. Больше всего дети любят смотреть мультфильмы «Чип и Дейл», «Человек-паук», «Мадагаскар», «Черепашки-Ниндзя», «Скуби-Ду», «Аладдин», «Шрек», «Русалочка». Среди детских передач назывались «Спокойной ночи», «Смешарики». К сожалению, немногие дети назвали отечественные мультфильмы. Дети любят смотреть «Простоквашино», «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон». В детских ответах появились названия современных отечественных мультфильмов «Алёша Попович», «Илья Муромец». Из сериалов дети чаще смотрят «Папины дочки», «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе». Привлекают внимание детей такие передачи, как «Минута славы», «Жди меня», «Самый умный», «Доброе утро», «Ледниковый период», «Большие гонки». Некоторые дети с удовольствием смотрят передачи про животных, КВН, соревнования. Приведённые примеры говорят о том, что в большинстве дошкольник смотрит то же, что и родители, братья и сестрички. Именно взрослые фильмы и передачи, зарубежные мультфильмы оказывают огромное влияние на детскую субкультуру, что не должно не волновать педагогов и родителей дошкольников.

Традиционным любимым занятием детей является рисование. Они любят рисовать:

– Природу: цветочки, деревья, солнце, радугу, облака.

– Животных: кошечек, собак, медведей, зайчика.

Больше половины детей ответили, что умеют и любят рисовать дома и разные машинки. Значительное место в детских рисунках занимают изображения сказочных персонажей, игрушек: принцы и принцессы, Барби, черепашки-Ниндзя. Детям нравится рисовать семью, маму и папу. Интересны ответы: «Всё люблю рисовать, только не цветочки и людей» (Даурен Р.), «Рисую всё, что умею» (Ира М.), «Нравится рисовать для мамы» (Саша Н.). Как видно из ответов, сюжеты детских рисунков разнообразны, зачастую связаны с наличием умений рисовать.

Анализ ответов детей подтвердил известный факт, что дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать иллюстрации. Среди любимых книг дети назвали сказки (80%): «Красная шапочка», «Приключения Буратино», «Золушка», сказки Г. Андерсена, про Незнайку и др.

Многие дети проявляют интерес к разным энциклопедиям, книгам о животных, о динозаврах. Разные вкусы и предпочтения дошкольников проявились и при ответе на вопрос «Какие у тебя любимы песни?». Больше всего детям нравятся современные популярные песни взрослого репертуара: «Уходи, дверь закрой...», песни Д. Билана, Ж. Фриске, «Ранетки», «Черный бумер», «Фабрика». Вызывает сожаление, что только около 30% опрошенных назвали детские песни, песни из мультфильмов: «Улыбка», «Про крокодила Гену», «Про Львёнка», про маму, про осень. Единичными были названы русские народные песни «Русская сторонка», «Ой, мороз, мороз», «Берёзка».

Анализ ответов дошкольников показывает различие интересов, предпочтений и вкусов детей относительно разных видов деятельности: игры, чтения, рисования. На их содержание оказывают влияние средства массовой информации, современная информационная система, интересы взрослых, с которыми общается ребёнок. Повышенный интерес современный дошкольник проявляет к компьютерной технике. Вместе с тем, для дошкольника важным остается общение со сверстниками и взрослыми.