Образовательная программа «Школа 2100»
(под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М., 2000)
Структура
-
Общие положения. Программа направлена на развитие и совершенствование образования.
-
Что такое образование?
-
Образование и жизнь.
-
Образование и здоровье.
-
Развивающее образование.
-
Технология (средства и приемы обучения).
-
Непрерывность и преемственность образования. Дошкольное образование.
Дошкольник моделирует мир взрослых разнообразными способами. Новообразования дошкольного возраста:
-
возрастные детские мировоззрения;
-
первичные этические представления;
-
соподчинение мотивов;
-
произвольность поведения;
-
личностное созревание;
-
сензитивные периоды.
Дошкольник способен к обучению по программе, которая должна отвечать эмоциональным интересам и особенностям мышления (характеристика В. В. Давыдова). Дошкольник способен к различным видам свободной деятельности (игра, рисование, музицирование). Педагоги должны втягивать детей в разные виды деятельности. Подготовка к школе ведётся не с помощью школьных технологий, а в игре. В программе предлагаются 4 линии развития ребёнка, по которым разработаны пособия для обучения грамоте, математике, знакомству с окружающим.
Далее в структуре программы выделяются разделы «Начальное образование» и «Общее среднее образование».
-
В 8 разделе программы раскрываются образовательные стандарты.
-
Образовательная среда.
-
Психология содержания образования.
-
Непрерывное педагогическое образование.
-
Проблема одаренности.
-
Образование и социальная культура.
-
Художественное образование.
-
Национально-региональный компонент в образовании.
-
Воспитание.
Предлагаются два подхода к воспитанию: 1) навязывание сверху, манипулирование психикой ребенка; 2) педагогика свободы, построенная на идее сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения условий самостоятельного выбора, саморазвития, совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей, путей решения проблем.
Цель воспитания – формирование культуры достоинства ребенка. 2 трактовка предлагается в программе как ведущая.
Методологические принципы воспитания
(А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов)
1. Принцип социальной активности означает, что критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм, ценностей, а способность к социальному действию, социальным поступкам. Природная активность ребенка вовлечена в социальное русло. Личность должна быть способна к самостоятельному выбору.
2. Принцип социального творчества означает, что ребенок должен совершать поступки осознанно, но собственной инициативе.
3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Коллектив – это ступень в развитии социальной группы. Социальные действия детей органически входят в социальную жизнь группы.
4. Принцип развивающего воспитания.
Личностное развитие предполагает опережающее участие ребенка в деятельности коллектива, а не бездумное подражание поступкам других.
5. Принцип мотивированности означает воспитание личности при понимании ее ведущих мотивов.
6. Принцип индивидуализации трактуется как создание условий для самореализации ребенка.
7. Принцип целостности воспитательного процесса. Авторы считают, что воспитание не может и не должно раскладываться на отдельные составляющие.
8. Принцип единства образовательной среды заключается в создании единой системы воспитания и образования внутри учреждения и вне его.
9. Принцип опоры на ведущую деятельность предполагает, что воспитание – это есть поддерживание и выращивание естественной человечности в детях.
10. В структуре программы данный раздел называется «Родительские организации». Авторы предлагают создание Всероссийского родительского комитета.
11. Детские молодежные организации.
12. Перспектива разработки программы.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика