logo
дошкольная педагогика

Образовательная программа «Школа 2100»

(под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М., 2000)

Структура

Дошкольник моделирует мир взрослых разнообразными способами. Новообразования дошкольного возраста:

  1. возрастные детские мировоззрения;

  2. первичные этические представления;

  3. соподчинение мотивов;

  4. произвольность поведения;

  5. личностное созревание;

  6. сензитивные периоды.

Дошкольник способен к обучению по программе, которая должна отвечать эмоциональным интересам и особенностям мышления (характеристика В. В. Давыдова). Дошкольник способен к различным видам свободной деятельности (игра, рисование, музицирование). Педагоги должны втягивать детей в разные виды деятельности. Подготовка к школе ведётся не с помощью школьных технологий, а в игре. В программе предлагаются 4 линии развития ребёнка, по которым разработаны пособия для обучения грамоте, математике, знакомству с окружающим.

Далее в структуре программы выделяются разделы «Начальное образование» и «Общее среднее образование».

Предлагаются два подхода к воспитанию: 1) навязывание сверху, манипулирование психикой ребенка; 2) педагогика свободы, построенная на идее сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения условий самостоятельного выбора, саморазвития, совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей, путей решения проблем.

Цель воспитания – формирование культуры достоинства ребенка. 2 трактовка предлагается в программе как ведущая.

Методологические принципы воспитания

(А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов)

1. Принцип социальной активности означает, что критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм, ценностей, а способность к социальному действию, социальным поступкам. Природная активность ребенка вовлечена в социальное русло. Личность должна быть способна к самостоятельному выбору.

2. Принцип социального творчества означает, что ребенок должен совершать поступки осознанно, но собственной инициативе.

3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Коллектив – это ступень в развитии социальной группы. Социальные действия детей органически входят в социальную жизнь группы.

4. Принцип развивающего воспитания.

Личностное развитие предполагает опережающее участие ребенка в деятельности коллектива, а не бездумное подражание поступкам других.

5. Принцип мотивированности означает воспитание личности при понимании ее ведущих мотивов.

6. Принцип индивидуализации трактуется как создание условий для самореализации ребенка.

7. Принцип целостности воспитательного процесса. Авторы считают, что воспитание не может и не должно раскладываться на отдельные составляющие.

8. Принцип единства образовательной среды заключается в создании единой системы воспитания и образования внутри учреждения и вне его.

9. Принцип опоры на ведущую деятельность предполагает, что воспитание – это есть поддерживание и выращивание естественной человечности в детях.

10. В структуре программы данный раздел называется «Родительские организации». Авторы предлагают создание Всероссийского родительского комитета.

11. Детские молодежные организации.

12. Перспектива разработки программы.