logo
дошкольная педагогика

3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников

Воспитание, развитие и обучение детей наиболее успешно осуществляется в игровой деятельности, т. к. игра – наиболее доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей. Игра в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) названа «академией детской жизни». Игра – это сама жизнь. В 1995 г. в Москве на международной научно-практической конференции по проблемам детской игры она характеризовалась как своеобразный способ отражения детьми окружающего мира, своеобразная социально-детерминированная деятельность, обладающая высоким развивающим эффектом в дошкольные годы. Наибольшие результаты в развитии, воспитании даёт самостоятельная игра детей, игра по их инициативе, свободная, самодеятельная игра. «Игра» не является в полном смысле слова научным термином. Хотя игру как сложный вид деятельности детей изучали и изучают представители многих наук, начиная с XIX века. Об огромном значении игры в жизни дошкольников свидетельствует тот факт, что созданы и действуют международные организации: ICCP – Международный совет по игре ребёнка, IPA – Международная ассоциация защиты права ребёнка на игру. «Игра» дословно означает «развлечение». Это сложный, многогранный вид деятельности, т. к. многое в игре происходит во внутреннем плане.

В ФГТ в образовательной области «Социализация» ставятся следующие цели и задачи, связанные с игрой:

освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности;

приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстником.

В связи с проблемой игры в дошкольной педагогике используется множество терминов. Наиболее распространёнными являются: структура игры, сюжет, роль, формирование игры, управление игрой, руководство игрой, технология игры, игровое творчество, педагогическая поддержка игры, культура игры, игровая позиция.

Структура игры (Д. Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила.

Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент в творческих играх.

Формирование игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

Управление игрой (Н. Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.

Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приёмов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.

Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнёров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.

Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический её аспект.

Игровая позиция (Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.

Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.

Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребёнок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребёнок сам выбирает сюжет, игрушки, партнёров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра – «дитя» труда; это и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд.

Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.

Психологические основы составляют данные исследований отечественных учёных – психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова.

Основные положения их сводятся к следующему.

Биологические основы игры составляют положения о том, что:

Социальные основы игры включают моменты:

Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности.

Существует несколько теорий игры. Среди них:

В педагогике существовало несколько классификаций игр детей. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация К. Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, неродные игры, игры для воспитания.

В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр.

I. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми.

Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.

      1. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учётом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.

      2. С. Л. Новосёлова предложила в 90-е годы XX века следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:

1 класс – игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);

2 класс – игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры – забавы);

3 класс – народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).

Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет разновидности игр: игра – роль, игра – отношение, игра – действие, - отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников, что игра утрачивает своё традиционное значение, возможно, по объективным причинам.

Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на: дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой; игры экологического содержания.

Дидактические игры с учётом обучающих заданий:

Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры – аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).

Музыкальные игры: хороводы, игры – забавы, бессюжетные музыкальные игры.

Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.

ТВОРЧЕСКИЕ

С ПРАВИЛАМИ

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Строительные

Игры с песком и снегом

Театрализованные

Подвижные