3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
Воспитание, развитие и обучение детей наиболее успешно осуществляется в игровой деятельности, т. к. игра – наиболее доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей. Игра в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) названа «академией детской жизни». Игра – это сама жизнь. В 1995 г. в Москве на международной научно-практической конференции по проблемам детской игры она характеризовалась как своеобразный способ отражения детьми окружающего мира, своеобразная социально-детерминированная деятельность, обладающая высоким развивающим эффектом в дошкольные годы. Наибольшие результаты в развитии, воспитании даёт самостоятельная игра детей, игра по их инициативе, свободная, самодеятельная игра. «Игра» не является в полном смысле слова научным термином. Хотя игру как сложный вид деятельности детей изучали и изучают представители многих наук, начиная с XIX века. Об огромном значении игры в жизни дошкольников свидетельствует тот факт, что созданы и действуют международные организации: ICCP – Международный совет по игре ребёнка, IPA – Международная ассоциация защиты права ребёнка на игру. «Игра» дословно означает «развлечение». Это сложный, многогранный вид деятельности, т. к. многое в игре происходит во внутреннем плане.
В ФГТ в образовательной области «Социализация» ставятся следующие цели и задачи, связанные с игрой:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстником.
В связи с проблемой игры в дошкольной педагогике используется множество терминов. Наиболее распространёнными являются: структура игры, сюжет, роль, формирование игры, управление игрой, руководство игрой, технология игры, игровое творчество, педагогическая поддержка игры, культура игры, игровая позиция.
Структура игры (Д. Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила.
Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент в творческих играх.
Формирование игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
Управление игрой (Н. Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.
Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.
Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.
Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приёмов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.
Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнёров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.
Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический её аспект.
Игровая позиция (Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.
Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.
Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребёнок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребёнок сам выбирает сюжет, игрушки, партнёров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра – «дитя» труда; это и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд.
Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.
Психологические основы составляют данные исследований отечественных учёных – психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова.
Основные положения их сводятся к следующему.
-
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
-
Игра – интрогенная деятельность, т. е. поведение ребёнка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.
-
В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, в мире деятельности людей.
-
Игра – средство саморазвития ребёнка, самообновления, самоусовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, средство переработки впечатлений.
-
Игра имеет психотерапевтический эффект, т. к. в ней существует 2 плана эмоций. Например, ребёнок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.
Биологические основы игры составляют положения о том, что:
-
игра – удел молодого организма;
-
ребёнок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;
-
в игре ребёнок получает удовольствие.
Социальные основы игры включают моменты:
-
игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;
-
общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;
-
общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.
Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности.
Существует несколько теорий игры. Среди них:
-
Теория З. Фрейда, по которой игра ребёнка рассматривается как форма преодоления барьеров, тайных желаний. Игра выполняет функцию свободного существования в мире взрослых. Педагогическое значение игры в том, что в ней происходит выход энергии ребёнка.
-
Теория К. Грооса утверждает, что основное назначение игры – развитие человека с чисто биологических позиций. Игра ребёнка – это упражнение.
-
Теория С. Холла включает положение о том, что игра – это смешанная деятельность; игра удовлетворяет стремление детей к свободе, автономии.
-
Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особая форма отражения окружающей действительности, средство социализации; игра развивает ребёнка, помогает ориентироваться в мире человеческих отношений, человеческой деятельности.
-
Согласно теории Н. Поддъякова, игра определяет качество жизнедеятельности ребёнка, выполняет функции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.
В педагогике существовало несколько классификаций игр детей. Рассмотрим некоторые из них.
Классификация К. Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, неродные игры, игры для воспитания.
В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр.
I. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми.
Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.
-
Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учётом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.
-
С. Л. Новосёлова предложила в 90-е годы XX века следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:
1 класс – игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);
2 класс – игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры – забавы);
3 класс – народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).
Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет разновидности игр: игра – роль, игра – отношение, игра – действие, - отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников, что игра утрачивает своё традиционное значение, возможно, по объективным причинам.
Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на: дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой; игры экологического содержания.
Дидактические игры с учётом обучающих заданий:
-
настольно-печатные (головоломки, игры – задания);
-
словесные (загадки, логические задачи);
-
словесно-подвижные (упражнения, соревнования);
-
конструктивные (объёмные и плоскостные);
-
игры на занятиях;
-
игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);
-
игры для самостоятельно деятельности детей.
Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры – аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).
Музыкальные игры: хороводы, игры – забавы, бессюжетные музыкальные игры.
Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.
ТВОРЧЕСКИЕ С ПРАВИЛАМИ
Сюжетно-ролевые Режиссерские Строительные Игры с песком и снегом Театрализованные Подвижные
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика