1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
Условно выделяют несколько этапов развития дошкольной педагогики. Первый этап датируется 17 – 18 вв. Становление дошкольной педагогики как науки связано с именем Я. А. Коменского, великого чешского педагога 17 в., который научно оформил и обосновал идеи воспитания и развития детей от рождения до зрелости. Основные труды Я.А. Коменского: «Великая дидактика», где он обосновал принципы обучения (наглядность, доступность и др.); «Материнская школа», в которую включена программа и методические рекомендации по обучению маленьких детей. Кроме того, Я. А. Коменский создал «Мир чувственных вещей в картинках» как методическое пособие к программе.
Весомый вклад в развитие педагогической мысли внёс Ж.-Ж. Руссо, французский просветитель и педагог, который в произведении «Эмиль, или О воспитании» обосновал принципы воспитания детей, основанные на гуманизме. Руссо представил возрастную периодизацию, разработал требования к развитию самостоятельности детей. По мнению Ж. Руссо, воспитание ребенка должно быть естественным или природосообразным.
И. Песталоцци, швейцарский педагог, создал теорию элементарного образования, которая предусматривает гармоничное развитие ребенка, обучение детей счету, измерению, развитию речи. Основной педагогический труд – «Книга для матерей», где автор определяет как и чему учить маленьких детей.
Второй этап в развитии дошкольной педагогики связан с именами Ф. Фребеля, К.Ушинского, А.Симонович, Л.Шлегер. М. Монтессори (XIX – начало XX века).
Ф. Фребель, немецкий психолог – педагог, понимал развитие ребенка как процесс раскрытия божественной сущности через речь, игру, изодеятельность, трудовую деятельность. Основные педагогические труды Ф. Фребеля – «Воспитание человека», «Детский сад», в которых автор определяет цель воспитания как развитие природных способностей, разрабатывает систему подвижных игр, а также даров, т.е. пособий для развития строительных навыков и знакомства с геометрическими формами.
М. Монтессори, итальянский педиатр, педагог, считала, что ребенку необходимо создавать условия для самовоспитания, саморазвития. В труде «Дом ребенка» автор обосновала содержание работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, с помощью использования различного дидактического материала. В настоящее время педагогика М. Монтессори переживает второе рождение, широко используется в дошкольных учреждениях за рубежом и в нашей стране.
В России К. Д. Ушинский считается «отцом» отечественной педагогики. Его труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» выражают идею народности воспитания, т.е., по мнению К.Д. Ушинского, система воспитания в стране должна отражать потребности и особенности общества и народ должен принимать активное участие в системе образования. К.Д. Ушинский отводил большое место в воспитании дошкольников родному языку и знакомству с окружающим миром, предлагал использовать художественную литературу и труд в воспитании маленьких детей.
Е. Водовозова, ученица К. Д. Ушинского, понимала развитие дошкольников как развитие наблюдательности, любознательности у детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Первый фундаментальный труд по дошкольной педагогике в России – «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста» – принадлежит Е. Водовозовой. Под нравственным воспитанием Е. Водовозова понимала процесс формирования нравственных привычек, воли, характера ребенка в разных видах деятельности.
А. Симонович открыла первый детский сад в Санкт – Петербурге (1863 г.), разработала систему занятий по ознакомлению с трудом взрослых, бытом русского народа и окружающей природой. Это называлось родиноведением. А. Симонович основала первый журнал, назывался он «Детский сад» (1866 г.); стремилась установить преемственность между детским садом и школой. В труде «Детский сад» А. Симонович обобщила свой педагогический опыт.
Л. Шлегер руководила детским садом в Москве. Она считается отечественным педагогом и методистом. Под ее руководством детский сад был лабораторией, где впервые апробировалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности. Педагогический опыт Шлегер обобщила в книгах: «Материал для бесед с маленькими детьми», «Практика работы в детском саду». Шлегер Л. была сторонницей свободного воспитания. Она считала, что деятельность воспитателя заключается в организации обстановки, предоставлении материалов для развития ребенка.
Третий этап в развитии дошкольной педагогики начался в XX веке, в советской России. Большую роль в создании дошкольной педагогики сыграла Н. К. Крупская, которая утверждала, что детское развитие осуществляется не само по себе, а решающим образом зависит от условий жизни и воспитания. Существенный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания внёс А. С. Макаренко. Его учение о детском коллективе, о воспитании ребёнка в семье, о воспитательном значении детской игры сыграло большую роль в разработке проблем дошкольной педагогики. Сначала этап был связан с развитием и становлением идей в отношении разных видов деятельности дошкольников (игровой, трудовой, художественно-эстетической, познавательной). Этот материал нашел отражение в первых руководствах и программах для детских садов. На съездах и конференциях по дошкольному воспитанию звучали первые научные исследования проблем дошкольной педагогики. Так, в разработку проблем игровой деятельности дошкольников внесли вклад Р. С. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, З. В. Лиштван. Вышеперечисленные авторы разработали классификации игр и игрушек, а также методики руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими, строительными играми.
А.П.Усова обосновала особенности обучения дошкольников. По ее инициативе с 1953 г. в ДОУ были введены систематические занятия в детских садах по разным направлениям. Проблемы художественно-эстетического развития детей разрабатывали такие авторы, как Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина.
Основы трудового воспитания дошкольников были заложены В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Р.С.Буре. Проблемы общения дошкольников разрабатывали и разрабатывают такие авторы, как М. Лисина, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. Все вышеперечисленные направления отражаются в многочисленных научных исследованиях и методических пособиях.
Современные тенденции развития дошкольной педагогики можно обозначить следующим образом.
-
Дошкольная педагогика – педагогика развития. Автор этого направления – Кудрявцев В., который провозгласил тезис «Переход от педагогики повседневности к педагогике развития». Под его руководством разработан проект развивающего дошкольного образования. В основе проекта лежит идея развивающего обучения, отличительными чертами которого является то, что ребенок усваивает культуру и одновременно порождает новые ее формы. Проект опирается на принцип междисциплинарного подхода, комплиментарности обеспечения развития ребенка. Проект учитывает, что дошкольная ступень – исходное звено в системе непрерывного образования. Суть проекта: инициировать психолого-педагогическое сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных видах деятельности. В основе проекта лежит развивающая программа, направленная на развитие культуры общения, культуры познания, эстетической культуры, культуры движений.
-
Педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми была разработана Козловой С. А., Комаровой Т. С., Чумичевой Р. Н. Авторы предлагают через разные виды деятельности реализовывать личностно-ориентированную модель общения с детьми, опирающуюся на индивидуальные, возрастные особенности детей, уважение их личности, опору на положительное, создание ситуации успеха, умение сделать ребенка субъектом своего развития, преобладание партнерских отношений.
-
Гуманитарный подход к изучению ребёнка – дошкольника освещают специалисты из РГПУ им. А. И. Герцена (А. Г. Гогоберидзе), который основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребёнка в мир культуры. Проблема развития активности, самостоятельности, самодеятельности ребёнка выходит на одно из первых мест и является выражением субъектно-субъектного подхода. Единство гуманитарного, культурологического и субъектно-субъектного подхода раскрывает механизмы освоения дошкольниками культурного опыта.
23 ноября 2009 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный документ существенно призван перестроить систему дошкольного образования в стране.
Таким образом, дошкольная педагогика, оставаясь сравнительно молодой наукой, имеет свою историю. Дошкольная педагогика проходит в настоящее время третий этап развития, характеризующийся акцентами на личностно-ориентированное взаимодействие в детьми, способствующее полноценному развитию детей. При этом современная дошкольная педагогика базируется на педагогическом наследии прошлого как зарубежной, так и отечественной педагогики.
Задания:
Запомните:
Имена ученых, которые внесли вклад в развитие дошкольной педагогики на разных этапах ее развития, их основные педагогические труды.
Проверьте себя:
Родоначальником отечественной дошкольной педагогики является:
-
Е. Водовозова;
-
К. Ушинский;
-
Л. Шлегер.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика