logo
дошкольная педагогика

1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики

Условно выделяют несколько этапов развития дошкольной педагогики. Первый этап датируется 17 – 18 вв. Становление дошкольной педагогики как науки связано с именем Я. А. Коменского, великого чешского педагога 17 в., который научно оформил и обосновал идеи воспитания и развития детей от рождения до зрелости. Основные труды Я.А. Коменского: «Великая дидактика», где он обосновал принципы обучения (наглядность, доступность и др.); «Материнская школа», в которую включена программа и методические рекомендации по обучению маленьких детей. Кроме того, Я. А. Коменский создал «Мир чувственных вещей в картинках» как методическое пособие к программе.

Весомый вклад в развитие педагогической мысли внёс Ж.-Ж. Руссо, французский просветитель и педагог, который в произведении «Эмиль, или О воспитании» обосновал принципы воспитания детей, основанные на гуманизме. Руссо представил возрастную периодизацию, разработал требования к развитию самостоятельности детей. По мнению Ж. Руссо, воспитание ребенка должно быть естественным или природосообразным.

И. Песталоцци, швейцарский педагог, создал теорию элементарного образования, которая предусматривает гармоничное развитие ребенка, обучение детей счету, измерению, развитию речи. Основной педагогический труд – «Книга для матерей», где автор определяет как и чему учить маленьких детей.

Второй этап в развитии дошкольной педагогики связан с именами Ф. Фребеля, К.Ушинского, А.Симонович, Л.Шлегер. М. Монтессори (XIX – начало XX века).

Ф. Фребель, немецкий психолог – педагог, понимал развитие ребенка как процесс раскрытия божественной сущности через речь, игру, изодеятельность, трудовую деятельность. Основные педагогические труды Ф. Фребеля – «Воспитание человека», «Детский сад», в которых автор определяет цель воспитания как развитие природных способностей, разрабатывает систему подвижных игр, а также даров, т.е. пособий для развития строительных навыков и знакомства с геометрическими формами.

М. Монтессори, итальянский педиатр, педагог, считала, что ребенку необходимо создавать условия для самовоспитания, саморазвития. В труде «Дом ребенка» автор обосновала содержание работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, с помощью использования различного дидактического материала. В настоящее время педагогика М. Монтессори переживает второе рождение, широко используется в дошкольных учреждениях за рубежом и в нашей стране.

В России К. Д. Ушинский считается «отцом» отечественной педагогики. Его труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» выражают идею народности воспитания, т.е., по мнению К.Д. Ушинского, система воспитания в стране должна отражать потребности и особенности общества и народ должен принимать активное участие в системе образования. К.Д. Ушинский отводил большое место в воспитании дошкольников родному языку и знакомству с окружающим миром, предлагал использовать художественную литературу и труд в воспитании маленьких детей.

Е. Водовозова, ученица К. Д. Ушинского, понимала развитие дошкольников как развитие наблюдательности, любознательности у детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Первый фундаментальный труд по дошкольной педагогике в России – «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста» – принадлежит Е. Водовозовой. Под нравственным воспитанием Е. Водовозова понимала процесс формирования нравственных привычек, воли, характера ребенка в разных видах деятельности.

А. Симонович открыла первый детский сад в Санкт – Петербурге (1863 г.), разработала систему занятий по ознакомлению с трудом взрослых, бытом русского народа и окружающей природой. Это называлось родиноведением. А. Симонович основала первый журнал, назывался он «Детский сад» (1866 г.); стремилась установить преемственность между детским садом и школой. В труде «Детский сад» А. Симонович обобщила свой педагогический опыт.

Л. Шлегер руководила детским садом в Москве. Она считается отечественным педагогом и методистом. Под ее руководством детский сад был лабораторией, где впервые апробировалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности. Педагогический опыт Шлегер обобщила в книгах: «Материал для бесед с маленькими детьми», «Практика работы в детском саду». Шлегер Л. была сторонницей свободного воспитания. Она считала, что деятельность воспитателя заключается в организации обстановки, предоставлении материалов для развития ребенка.

Третий этап в развитии дошкольной педагогики начался в XX веке, в советской России. Большую роль в создании дошкольной педагогики сыграла Н. К. Крупская, которая утверждала, что детское развитие осуществляется не само по себе, а решающим образом зависит от условий жизни и воспитания. Существенный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания внёс А. С. Макаренко. Его учение о детском коллективе, о воспитании ребёнка в семье, о воспитательном значении детской игры сыграло большую роль в разработке проблем дошкольной педагогики. Сначала этап был связан с развитием и становлением идей в отношении разных видов деятельности дошкольников (игровой, трудовой, художественно-эстетической, познавательной). Этот материал нашел отражение в первых руководствах и программах для детских садов. На съездах и конференциях по дошкольному воспитанию звучали первые научные исследования проблем дошкольной педагогики. Так, в разработку проблем игровой деятельности дошкольников внесли вклад Р. С. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, З. В. Лиштван. Вышеперечисленные авторы разработали классификации игр и игрушек, а также методики руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими, строительными играми.

А.П.Усова обосновала особенности обучения дошкольников. По ее инициативе с 1953 г. в ДОУ были введены систематические занятия в детских садах по разным направлениям. Проблемы художественно-эстетического развития детей разрабатывали такие авторы, как Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина.

Основы трудового воспитания дошкольников были заложены В.Г. Нечаевой, Г.Н. Годиной, Р.С.Буре. Проблемы общения дошкольников разрабатывали и разрабатывают такие авторы, как М. Лисина, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. Все вышеперечисленные направления отражаются в многочисленных научных исследованиях и методических пособиях.

Современные тенденции развития дошкольной педагогики можно обозначить следующим образом.

23 ноября 2009 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный документ существенно призван перестроить систему дошкольного образования в стране.

Таким образом, дошкольная педагогика, оставаясь сравнительно молодой наукой, имеет свою историю. Дошкольная педагогика проходит в настоящее время третий этап развития, характеризующийся акцентами на личностно-ориентированное взаимодействие в детьми, способствующее полноценному развитию детей. При этом современная дошкольная педагогика базируется на педагогическом наследии прошлого как зарубежной, так и отечественной педагогики.

Задания:

Запомните:

Имена ученых, которые внесли вклад в развитие дошкольной педагогики на разных этапах ее развития, их основные педагогические труды.

Проверьте себя:

Родоначальником отечественной дошкольной педагогики является: