logo
дошкольная педагогика

1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога

Педагогическая деятельность – это общественно значимая деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения (Бабунова Т. М.).

Педагог является одним из главных участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Прообраз современного педагога – садовница в детском саду Ф. Фребеля в Германии. Должностные обязанности всех категорий сотрудников дошкольных учреждений обозначены в квалификационных характеристиках.

Профессиональные обязанности воспитателя: осуществлять воспитание, обучение, уход, присмотр, реализацию образовательной программы; определять педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей ребенка и потребностей семьи; нести профессиональную ответственность за жизнь ребенка, заботиться об эмоциональном благополучии, физическом, интеллектуальном, социально-личностном развитии.

Права современного педагога:

  1. право выбора технологий воспитания детей;

  2. право повысить свою квалификацию и требовать от руководителей ДОУ организации условий для образовательного процесса.

Кроме того, эти требования отличаются в зависимости от аттестационной категории педагога.

Педагог первой квалификационной категории должен знать технологии диагностики уровня личностного развития детей, творчески применять технологии и программы, иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее трёх лет.

Педагог высшей квалификационной категории должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю первой квалификационной категории, уметь использовать средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей, разрабатывать новые педагогические технологии и методики, вести работу по их апробации, иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее пяти лет (Примерная должностная инструкция воспитателя. – М., 2003).

Один раз в пять лет каждый педагог проходит курсы повышения квалификации и аттестацию на категорию.

Семушина Л. разработала профессиограмму педагога дошкольного учреждения, которая охватывает круг умений и навыков: коммуникативные, организаторские, прогностические.

В современных исследованиях выделены важные для педагога способности:

– организовывать деятельность ребенка.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Элементами педагогического мастерства являются:

Уровень педагогического мастерства постоянно совершенствуется, изменяется с профессиональным ростом, стажем педагогической работы.

Возможно и нужно достигать вершин педагогического мастерства, становиться мастером своего дела, иметь учеников, быть победителем конкурсов, обладателем правительственных наград «Отличник», «Заслуженный работник образования», Медали имени К. Д. Ушинского.

В настоящее время в дошкольных учреждениях расширяется круг категорий работников, появились узкие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, специалист по изодеятельности, специалист по иностранному языку, ритмике, экологии, информатике.

Возникла проблема взаимосвязи всех категорий сотрудников, проблема профессионализма, сохранения целостности и качества образовательного процесса дошкольного учреждения.

Специалистов для дошкольного образования готовят в педколледжах, педагогических институтах, педагогических университетах. Начинает набирать темпы многоступенчатая подготовка специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Создаются новые типы образовательных учреждений типа «вуз - колледж», объединения дошкольных факультетов и факультетов педагогики и методик начального образования для подготовки специалистов учреждений типа «детский сад - школа», т.е. наблюдается явление интеграции. Стало возможным получение квалификации «Воспитатель детского сада», «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», «Организатор методической деятельности дошкольного образования» с дополнительной специализацией или специальностью; «бакалавр педагогики», «магистр педагогики». В 2011 году планируется ввести в действие ФГОС ВПО 3 поколения («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»).

Таким образом, к педагогам дошкольного образования предъявляются высокие требования, на них лежит большая ответственность по воспитанию основ личности будущего гражданина, обладающего высоким интеллектом, креативностью, нравственностью, здоровьем.

Приведем примеры гимна и оды в честь этой нелегкой профессии.

Неизвестная современная поэтесса

Любопытных, неловких с виду я в большую жизнь поведу,

И артисты будут завидовать воспитателю в детском саду.

Борисова С. (студентка 2 курса факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета 1997 г.)

Педагог – звучит-то смело!

До всего ему должно быть дело:

Как детей организовать;

Во что играть, что показать;

Как занятие провести;

Как в мир взрослых их ввести.

Креативность, мастерство – главные достоинства!

Порази всех, педагог, ты своей способностью.

Сумей понравиться ты детям;

Сумей и сам их полюбить – тогда занятия и игры

Без усилий будешь проводить.

Сказки, игры, догонялки Вас в мир детства увлекут.

Дети, можешь быть уверен, вас в свою игру возьмут.

Вас попросят рассказать, объяснить и показать: почему бывает день и ночь?

Почему проходит быстро дождь?

Отчего бывает радуга? И зачем работает фабрика?

Покажи свои уменья

И сумей их применить.

Без этого педагогического увлечения

Тебе, поверь, уже не жить!

Задания:

Запомните:

Основные профессиональные умения и навыки, необходимые современному педагогу дошкольного образования.

Проверьте себя:

Императивный стиль педагогического общения: