4.1. Взаимодействие доу с семьей
В ФГТ отмечается, что реализация обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает время, отведённое на взаимодействие с семьями детей.
В современной педагогике семья рассматривается как жизненное пространство развития ребенка, как социокультурная среда, включающая быт, предметный мир семьи, типологию семьи, социальную и этническую характеристику, характеристику обычаев, традиций семьи. В первые годы жизни семья оказывает самое сильное влияние на ребенка. Социокультурная среда – это среда, формирующая в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру. Семья отличается уникальностью, неповторимостью. Семья – это социальный институт, ячейка общества, отличающаяся интимным характером жизни и отношений.
Чем отличается данная система «детский сад – семья»?
Семья и детский сад – два социальных института, имеющих свои задачи, функции; они не могут заменить друг друга. Цель семьи – воспитание детей. Педагогическая функция дошкольных учреждений – оказать семье помощь в воспитании детей. Ребенок в системе «дошкольное учреждение – семья», являясь ее членом, нуждается в постоянной полноценной родительской любви, внимании, профессионализме педагога. Две составляющие данной системы должны дополнить друг друга, чтобы обеспечить достойные условия для развития ребенка.
Важнейшие факторы семейного воспитания, по данным научных исследований:
-
эмоциональный, интимный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах;
-
постоянство и возможность длительных воспитательных воздействий членов семьи на ребенка;
-
наличие объективных возможностей включения дошкольников в разную по характеру деятельность семьи.
Правовые основы семейного воспитания составляют в России Закон о браке и семье, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, в которых четко подчеркивается большая ответственность обоих родителей за воспитание детей, перед обществом; провозглашаются права ребенка на жизнь в семье, на защиту от насилия, равноправие супругов в семейных отношениях и т.д.
Несоблюдение обязанностей родителями может повлечь лишение родительских прав судебным путем.
Основные функции семьи состоят в биологическом и духовном воспроизводстве.
В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс РФ», в котором принципы семейного законодательства согласованы с положениями Конвенции о правах ребенка. В кодексе устанавливаются условия, порядок вступления в брак, регулируются имущественные и неимущественные отношения, подтверждаются нравственные ценности, определяется приоритет семейного воспитания. Особо прописаны в Кодексе права детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1993 г. разработана федеральная программа «Дети России» (1993) по профилактике социального неблагополучия детей (дети Севера, дети Чернобыля, одаренные дети и др.).
В 1996 г. Указом Президента приняты «Основные направления государственной семейной политики», т.е. системы мер по разрешению проблем семьи, созданию условий для благополучия семьи (материальная обеспеченность, счастливая жизнь).
Характер воспитательного воздействия семьи на ребенка зависит от модели воспитания.
В настоящее время распространены 3 модели семейного воспитания: латиноевропейская, скандинавская, англосаксонская.
В первых двух моделях ребенок рассматривается как предмет терапевтической и педагогической опеки. Родители возлагают на ребенка большие надежды с рождения, планируют, направляют всю детскую жизнь. Воспитание, развитие ребенка осуществляют специалисты; ребенок мало времени проводит с родителями. Эти модели широко используются во Франции, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Бельгии.
3-я модель семейного воспитания рассматривает ребенка как независимую, развивающуюся личность, имеющую право на реализацию индивидуальных возможностей развития. Родители понимают, что малышу противопоказана излишняя опека, регламент. Ребенок много времени проводит в семье, его понимают и принимают таким, какой он есть. Модель предполагает освоение, использование взрослым основ гуманной педагогики, педагогики, основанной на уважении прав ребенка и сотрудничестве с ним. Рассматриваемая модель используется и в современной России.
По количеству поколений в семье различают: патриархальные, многопоколенные семьи; нуклеарные (двухпоколенные), малые семьи (из двух человек) или неполные (1 родитель + 1 ребенок) после развода; или материнские (внебрачные), где мать не состояла в браке с отцом своего ребенка; или семья, где дети «вылетели из гнезда». В последнее время появилась разновидность – промежуточная семья, где мужчина и женщина живут без оформления брака, в гражданском браке.
Другая классификация семьи: семья без иждивенцев; семья, в которой число работающих превышает число иждивенцев; семья, где число работающих равно числу иждивенцев; число работающих меньше числа иждивенцев; семьи без работающих членов семьи.
Для педагогики актуальна следующая классификация семей (Г. Белова), характерная для России:
-
благополучная семья – это полная семья, где отношения строятся на принципах сотрудничества. Для неё характерен положительный микроклимат;
-
формально благополучная семья, в которой отсутствуют традиции, жизнь ребенка организуется без учета его потребностей и интересов. Родители проявляют к детям повышенную требовательность. Семейный микроклимат неустойчив, у ребенка часто бывают различные комплексы;
-
неблагополучная семья, имеющая одного из родителей или социальные проблемы (алкоголизм, наркомания и др.).
Основное назначение дошкольных учреждений – оказание помощи семье в воспитании и развитии детей.
Особенности семейного воспитания освещались в научных исследованиях еще в 80-е годы ХХ века, обнаруживших типичные недостатки, остающиеся актуальными и на сегодняшний день (даже в хороших семьях): преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка родителями самостоятельной практической деятельности ребенка; малосодержательное общение; преобладание вербальных методов; непонимание закономерных потребностей ребенка, возрастных особенностей; отсутствие единства требований к детям; малая эмоциональная культура родителей.
Родителям необходимо заниматься физическим воспитанием в семье, подразумевающим это гигиеническое воспитание, рациональное питание, закаливание, использование двигательной деятельности (тренажеры, посещение спортивных центров, лыжи, коньки).
Стержнем личности является ее нравственное содержание, в формировании которого главная роль принадлежит семье.
Двери дома должны быть открыты для друзей ребенка. Традиции семьи формируют ребенка. Родители, их нравственное поведение являются непререкаемым авторитетом, оказывающим сильное воспитательное воздействие на ребенка.
Первые кирпичики трудолюбия закладываются также в семье. Ребенок может и должен в условиях семьи выполнять посильные поручения, участвовать в ведении домашнего хозяйства.
Возможно широко использовать игру в семейном воспитании. Родители должны быть партнерами детских игр, грамотно подбирать игрушки в соответствии с возрастом.
Очень важно половое воспитание в семье. Половая идентификация, осознание ребенком себя мальчиком или девочкой – это первое, с чего дошкольник начинает себя осознавать.
Стали нередки явления феминизации мальчиков и мускулизации девочек. Специалисты выделяют основную причину этого – преобладание женского влияния в воспитании дома и в детском саду.
Уже с 3 лет рекомендуется знакомить детей со строением собственного тела ненавязчиво и без деталей. Доказано, что если подобная работа не ведётся или формируется отношение к телу как к чему-то постыдному, непременно возникнут проблемы во взрослой сексуальной жизни. Для полового воспитания для ребенка нужны примеры моделей женского и мужского поведения (матери и отца), игровой мир девочек, мальчиков. Половое воспитание должно осуществляться в русле социально-нравственного развития, формирования у детей начала настоящих мужчин и женщин. Половое воспитание в семье должно быть правильно организовано, не быть бесполым. Родители допускают серьезную ошибку, если они воспитывают мальчика как девочку и наоборот.
Для эмоционального благополучия ребенка необходимо тесное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Это повышает эффективность общественного дошкольного образования, как и семейного.
В настоящее время изменились подходы ко взаимодействию с семьей. Стал признаваться приоритет семейного воспитания. В связи с этим появляются понятия «сотрудничество», «взаимодействие», обозначающие способ организации совместной деятельности, т.е. взаимодействие в условиях открытости обеих сторон, в основе которого лежит развивающее общение педагога с родителями, личностно значимое, диалогическое. Такое взаимодействие должно начинаться с изучения семьи.
Семья – довольно закрытая ячейка общества, зачастую не желающая посвящать посторонних во все тайны ее жизнедеятельности.
Педагоги при изучении семьи должны руководствоваться соблюдением прав человека, неприкосновенностью личной жизни семьи.
Изучение семьи, по мнению Т. А. Куликовой, требует использования комплекса методов, соответствующих изучаемому предмету.
В настоящее время для изучения семьи широко используются социологические методы: опросы, интервью, анкеты. Причём анкеты используются чаще с закрытыми вопросами. В настоящее время особое распространение получили психологические тренинги, например, «Знаю ли я своего ребенка». Используются также беседы, наблюдения, метод написания родителями сочинения «Мой ребенок». Широко используются методы изучения семьи по типу «Семья глазами ребенка», например, детские рисунки на тему «Моя семья».
Тест «С кем ваш ребенок?».
Рисуется стол, вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи ребенка. На стульях изображаются все члены семьи, кроме самого ребенка, таким образом, чтобы рядом с каждым членом семьи стоял один свободный стул и два стула стояли отдельно от стола. Предложить ребенку нарисовать себя самого там, где он хочет сидеть. Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, с кем он себя нарисует. Если ребенок нарисовал себя на одном из двух отдельно стоящих стульев, то взрослым надо задуматься — ребёнок чувствует себя в семье отчужденным, ему не хватает душевного тепла.
И. В. Фадеева разработала программу, которая предполагает диагностирование социально-психологического и педагогического компонента воспитательного потенциала семьи. Содержание программы представлено в пособии: Воспитательный потенциал семьи / сост. И. В. Фадеева. – Магнитогорск : МаГУ, 2000.
После того, как педагог ясно представит себе особенности семьи, он может профессионально отбирать формы взаимодействия с учетом типа семьи.
Так, например, совсем молодые семьи, где возраст родителей не превышает 30 лет и стаж супружеской жизни менее 5 лет. Основное во взаимодействии с такими семьями – учить понимать собственного ребенка.
Неполная семья – категория трудных семей, имеющих проблемы. Необходимо использовать исключительно индивидуальные формы взаимодействия, стремиться «достучаться» до сердца матери, изменить ее позицию, переключить ее внимание с собственных обид на интересы ребенка. Такие авторы, как И. Кутузова, В. Артаутова, О. Зверева, В. Добрович рекомендуют использовать плановый подход к взаимодействию с семьей. Данный подход включает 6 стадий:
- совместный поиск проблем развития и воспитания ребенка;
- совместное создание «портрета» ребенка;
- 3-5 стадии – сотрудничество и совместная деятельность по развитию и воспитанию ребенка;
- анализ совместных усилий.
Взаимодействие предлагается строить по трем направлениям: организационное, просветительское, коррекционное.
В основе взаимодействия дошкольных учреждений и семьи должны лежать следующие принципы:
- доверительность отношений. Этот принцип предлагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личная заинтересованность родителей. Определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никому ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;
- подход к родителям не как к объекту воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия. Во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками; во-вторых, они для нас не ученики, а партнеры, а мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей, и то, что мы предлагаем, должно быть интересно и полезно;
- утверждение их самоценности. Только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения; во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в-третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;
- эмансипация родителей. Этот принцип предполагает, во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить; во-вторых, пробуждение их желания познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Формы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей условно разделяют на традиционные и нетрадиционные. Данный материал представлен Т. А. Куликовой, Т. Н. Дроновой и др.
Традиционными формами взаимодействия с семьёй считаются: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, родительские уголки, папки – передвижки, посещение ребенка на дому, день открытых дверей, выставки, совместные праздники, развлечения, работа родительских комитетов.
Нетрадиционные формы: клуб выходного дня; клуб бабушек, дедушек; группы кратковременного пребывания; психолого-педагогическая помощь семье; кружки для детей под руководством родителей; занятия – тренинги для родителей; конкурсы «Супербабушка», «На лучшую мягкую игрушку», конкурс – соревнование родителей и детей «Знатоки природы»; корзина проблем; совместные субботники с родителями; походы, поездки; переписка с родителями; деятельность попечительских советов; решение кроссвордов; дискуссии, круглый стол по формированию у родителей педагогической рефлексии; оказание помощи в воспитании на дому (детям – инвалидам); организация дня рождения в семье педагогами; выпуск газет, рукописных журналов, видеофильмов; обобщение опыта семейного воспитания; праздник «Моя родословная» и т.д.
Понятие «воспитательный потенциал семьи», или педагогический, появилось в научной литературе недавно и не имеет одного толкования. А. В. Мудрик под воспитательным потенциалом семьи понимает социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический факторы.
И. В. Фадеева рассматривает понятие «воспитательный потенциал семьи» с позиции системного подхода. По мнению автора, воспитательный потенциал семьи включает социально-психологический, культурно-ценностный, педагогический компоненты.
Социально-психологический компонент – это возможности семьи в формировании потребностей ребенка в общении; уровень самоутверждения. Культурно-ценностный компонент – возможности семьи по формированию общечеловеческих ценностей (идейный, философский, нравственный опыт ребенка). Педагогический компонент – возможности семьи осуществлять духовное воспитание ребенка, способность повышать собственную педагогическую культуру.
В образовательной программе для детей 4-10 лет «Из детства в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой) сделаны попытки вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Целевой и содержательный компонент программы адресован как педагогам, так и родителям. Программа зримо поделена на части.
Авторы предлагают следующую систему форм взаимодействия с родителями: широкую рекламную деятельность дошкольного учреждения (буклеты, альбомы при первом посещении учреждения родителями); родительские собрания в начале учебного года с презентацией образовательной программы. Содержание каждого раздела программы представляет сотрудник дошкольного учреждения в роли литературного персонажа, даются рекомендации родителям по реализации задач раздела программы в условиях семьи. На последнем собрании родители, добившиеся значительных результатов по какому-то разделу программы, награждаются.
Как традиции в данной программе используются «театральные пятницы» - дети показывают спектакли родителям «на бис», проводятся презентации выставок детских работ по изодеятельности и т.д.
Агавелян М. Г. и др. предлагают создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Для этого они предлагают принять обеим сторонам общие цели и задачи, выработать единые требования к ребёнку, единый подход к решению проблем его воспитания. Авторы дополняют методы изучения семьи следующими методами:
-
игра «Чем я могу порадовать, чем могу огорчить…». Используются контуры хмурого и улыбающегося лица и набор сюжетных картинок из семейной жизни. Ребёнок должен представить себя на месте героев картинок и разложить картинки соответственно;
-
методика неоконченных предложений «Если я упаду и ударюсь, то мама…».
Авторы предлагают технологию общения педагогов с родителями: для установления доверительных отношений необходимо создать положительный образ ребёнка и транслировать его родителям, сообщать неожиданные интересные сведения о ребёнке родителям, использовать алгоритм разрешения конфликтных ситуаций (Я – высказывания, заинтересованное слушание). Формы взаимодействия авторы предлагают ежедневные, еженедельные, ежемесячные (информационные листки, информационные карусели, газеты, портфолио, фестивали и др.).
Таким образом, семья имеет огромнейшее значение в воспитании и развитии ребенка. Ребенок в системе «детский сад – семья» должен иметь благоприятные условия для полноценного развития. В настоящее время признается приоритет семейного воспитания, поэтому дошкольное учреждение должно оказывать громадную профессиональную помощь родителям. Взаимодействие дошкольных учреждений и семьи строится по принципу развивающего общения, диалога, открытости обеих сторон, делового сотрудничества. Используются в сочетании традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с учетом типов семей, обеспечивающие активность родителей как участников образовательного процесса дошкольного учреждения.
Задания:
Запомните:
Определение понятий «воспитательный потенциал семьи», «модели семейного воспитания».
Проверьте себя:
Семья – социокультурная среда:
-
то есть часть общества;
-
среда, с помощью которой ребёнок знакомится с обществом;
-
быт, предметный мир, тип семьи, социальная и этническая характеристика, обычаи, традиции.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика