Часть III
Статья 46
Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.
Статья 47
Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 48
Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 49
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 50
1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.
2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.
3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.
Статья 51
1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.
2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.
3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.
Статья 52
Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.
Статья 53
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.
Статья 54
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Концепция раннего детского возраста // Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. – М., 1994. – С. 12 – 20.
Концепция раннего детского возраста ориентирована на современные подходы в решении проблемы материнства и детства, учитывает актуальность проблем семейного и общественного воспитания самых юных граждан России. Концепция была представлена в высшие научные и государственные инстанции, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, одобрена.
Представленный материал структурно состоит из трёх частей: I – принципов воспитания; II – гипотезы движущих сил развития и воспитания; III – современной модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста.
I
Известно, чем моложе ребёнок, тем более он отличен от взрослого. Это качественное отличие в физическом и в психическом отношении. Как писал Л. С. Выготский – выдающийся отечественный психолог, душевная жизнь младенца «отличается самым серьёзнейшим образом от психической жизни, возможной при развитой зрелой центральной нервной системе»х).
Именно поэтому маленький ребёнок требует от взрослого тонкой души и острого глаза, а педагогика раннего детского возраста рассматривается как особая научная дисциплина.
Педагогика раннего детского возраста – область знаний, изучающая становление человеческого поведения, развитие произвольных действий и начала сознательности, духовности, свойственной только человеку, изучающая ранние социальные проявления интеллектуальной жизни. Изучается влияние социальной среды, в частности, общения со взрослым как главного условия ранней социализации ребёнка.
Сказанное позволяет обратить внимание на проблему «взрослый – ребёнок» («мать и дитя»), т. к. характер общения в ранний период детства играет стратегически важную роль.
В практическом отношении проблема детства связана с изучением оптимальных условий «двусторонней связи». И прежде всего, это особая форма взаимоотношений, рассчитанная на воспитание активной жизненной позиции ребёнка, выражающейся в желании идти на контакт, в инициативности, реализации потребности самовыражения (реализации своей индивидуальной природы).
«Двусторонняя связь» обозначена со стороны взрослого, во-первых, в профессиональном умении пробудить и воспитать в ребёнке активное отношение к окружающему миру; во-вторых, педагогически грамотно «расшифровать» поведение ребёнка в тот период, когда он ещё не вербализует свои действия, т. е. не умеет выразить словом свои физические состояния, душевные порывы, потребности и желания.
Рассматривая ранний детский возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования (воспитания), следует найти «линии стыковки», обусловленные логикой единства целей воспитания общей педагогики как интегративной науки, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для конкретных возрастных периодов детства (младенческий, ранний, дошкольный, школьный и т. д.).
Гуманизация целей и задач воспитания, осуществление его демократизированными методами должны быть действенными одинаково во всех звеньях одной системы народного образования: от учреждений для детей раннего возраста до высшей школы.
Базисными можно считать принципы: интеграции, гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализациих).
В педагогике раннего детства эти принципы имеют свою особую выраженность, обусловленную спецификой возраста, воплощаются в следующем.
Первое – гармония природной среды и организации ребёнка. Ещё классической педагогикой разрабатывался принцип природосообразности, который включал задачу экологии детства (Я. Коменский, К. Ушинский, в советское время – С. Шацкий, Н. Крупская и др.).
В применении к раннему детству это положение приобретает особое звучание, потому что именно в ранний период детства ребёнок особенно близок к своей биологической природе, чем в какой-либо другой, более поздний период жизни. В связи с этим можно выделить несколько частных задач:
-
ребёнку должно быть гарантировано здоровье, создание экологически чистой среды, в которой в полной мере могли бы реализоваться его природные задатки;
-
воспитательный процесс должен строиться с учётом самоценности раннего детского возраста, предельно бережного отношения к первым годам жизни ребёнка;
-
воспитательный процесс должен учитывать огромные потенциальные возможности раннего детства, необходимо создать реальные условия их реализации, гармонично сочетающиеся с возрастной и индивидуальной природой ребёнка;
-
воспитательный процесс должен быть гуманизирован с самого раннего детства: ребёнок должен чувствовать защищённость со стороны взрослого. Доброта рождает добрые чувства – стремление защищать и любить всё живое (первое ознакомление с деятельностью человека в окружающем мире, зависимость всего живого от его гуманного отношения и т. п.).
Второе – гармоничное единство ребёнка с социальным окружением. В понятие здоровья входит ещё один важнейший аспект – психофизическое самочувствие ребёнка, которое определяется условиями микроклимата положительных отношений и может рассматриваться как благополучный или отрицательный фактор (психофизическое благополучие).
Третье – предполагается гармоничное единение ребёнка с культурой своего народа. С самого раннего детства приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Жизнь ребёнка обогащается высокими образцами искусства, доступными его восприятию на данном этапе детства. Ребёнок должен воспитываться на фольклорных произведениях своего народа, постепенно входя в песенное, танцевальное, эпическое и др. национальное искусство. Воспитание красотой – одно из условий развития творческих потенций и яркой индивидуальности в каждом ребёнке.
Четвёртое – гармония «двусторонней связи» ребёнка и взрослого в их взаимоотношениях, когда последний учитывает не только потребности ребёнка в общении, но и потребности в выражении своих чувств, желаний, настроений, действий (самовыражение) и воспитывает эту форму активности, обогащая в процессе социализации на самых ранних этапах детства.
Пятое – гармония общевозрастного и индивидуального в развитии ребёнка. С самого раннего возраста необходимо видеть в каждом ребёнке яркую личность. Признавать право на развитие его индивидуальности, самовыражения.
Шестое – установка на творческое развитие ребёнка. Гармоничное единение между «внешним» и «внутренним» в обеспечении предпосылок творческого развития с первых лет жизни.
Седьмое – гармоничное единение между содержанием, целями, задачами и средствами воспитания. Осуществление на практике истины: «Личность воспитывается только личностью».
Следовательно, даётся установка на многозначность воспитательного процесса, обусловленного индивидуальностью педагога, его мастерством, личностными качествами.
Демократизация воспитательного процесса предполагает за воспитателем право на собственный поиск, самостоятельный почерк в работе, творческое самовыражение. По сути дела, на современном этапе мы решаем вопрос о формировании педагога нового типа, педагога – творца, высоко одарённого мастерством воспитания, одухотворяющего жизнь ребёнка своим личным отношением и профессиональной умелостью.
II
Раннее детство – фундамент именно общего развития, рассматривается как стартовый период всех высоких человеческих начал.
Развивающая окружающая де йствительность, интегрирующая все стороны воспитания, активизирует потребность индивидуального самовыражения ребёнка, которая проявляется прежде всего как «внутренняя свобода».
Самовыражение – форма социальной активности, начинает выступать как предпосылка в развитии активной жизненной позиции к окружающему миру, самореализация великих потенций раннего детства.
Необходимо учесть и следующее. Самовыражение ребёнка (стремление заявить о себе, выразить себя) как особая форма активности направлена на взрослого и только при условии правильного реагирования со стороны последнего работает на развитие. Эту форму взаимодействия следует рассматривать как двусторонний процесс в системе «взрослый – ребёнок» (или «мать и дитя»). При дефиците воспитания самовыражение как особая форма активности угасает (явления госпитализма), сопутствующими становятся, как правило, общее недоразвитие ребёнка, а главное, может наблюдаться отсутствие инициативности в поведении, в действиях, в оригинальности поступка, т. е. способности выразить себя как личности, как индивидуальности. Наблюдается отсутствие стимула «Я сам!», а далее элементов самостоятельности в практических действиях, мышлении.
Можно утверждать, что в наиболее ранний период детства вместе с учащением активности самовыражения у ребёнка происходит учащение эвристического поведения, связанного с освоением всего нового.
При благоприятных условиях, уже в раннем детстве, возникают стимулы поисковой, «эвристической» деятельности, которые сочетаясь с инициативностью и потребностью самовыражения, создают реальные предпосылки к творческому развитию ребёнка.
По всей вероятности, самовыражение как особая форма отношения к окружающему миру претерпевает определённые изменения на протяжении раннего детства (от «внешних» проявлений к «внутренним», от «практических» к «идеальным»).
Самовыражение – форма активного отношения ребёнка к миру, является, по всей вероятности, «ядерным» образованием творческого потенциала человека. Выступает уже в ранние годы жизни как «пусковой механизм» его творческого развития, подчиняясь диалектическому закону самодвижения.
Признание самовыражения как особой формы активного отношения к миру, создаёт возможности воспитания в ребёнке «внутренней свободы». Она, по всей вероятности, является ярким проявлением творческих потенций уже в раннем возрасте, вначале в практической предметной деятельности ребёнка, а затем (на третьем году) – в продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.).
Представленная выше гипотеза движущих сил развития, связанных с творческим началом человека, несёт в себе большие возможности гуманизации воспитания и имеет широкий выход в педагогическую практику, предъявляя определённые требования к рациональной педагогике завтрашнего дня.
Общая направленность её видится в гуманизации воспитания и востребовании обществом огромных возможностей раннего детского возраста, сензитивности этого периода детства и его высочайшей самоценности.
В наиболее ранние годы жизни реализация потребности самовыражения и самореализации в развитии ребёнка во многом зависит от компетенции родителей, профессиональной грамотности педагогов, духовного роста и совершенствования взрослой среды, в которой находится малыш. Реализация предпосылок творческого развития возможна, как подчёркивалось выше, при условии активного, свободного, раскрепощённого отношения к окружающему миру. Именно в этой связи следует говорить о формировании в ранние годы потребности самовыражения. Важно учесть и то, что ребёнок как бы сам себя «открывает», все ведущие линии его развития носят жизнетворческий характер.
Эти жизнетворческие тенденции присутствуют на протяжении всего раннего периода детства, особенно ярко проявляясь в ведущих навыках освоения, таких как речь, действия руки, манипулятивная игра, развитие общих движений и т. п.
Жизнетворческое отношение к миру лежит в основе активности, направленной на самовыражение «внутренней свободы» ребёнка, его индивидуальности, наконец, его природы. Реализация их – задача педагогики в обеспечении предпосылок творческого развития: амплификации умственного воспитания; создании развивающей среды, и прежде всего, развивающего духовного общения со взрослым в сопереживании красоты, доброго и деятельностного отношения к окружающему миру во всех проявлениях, свойственных раннему периоду детства.
III
Практическая проработка концепции связана, во-первых, с реализацией идеи создания многофункциональной государственной системы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста и, во-вторых, с реализацией широкой социальной программы «Я и мама» на основе непрерывного взаимодействия семьи и общественности.
В частности, детские учреждения – ясли и ясли – сады – должны стать центрами педагогической культуры семьи.
I. Проект программы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста.
Цель программы: создание многофункциональной государственной системы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста.
Основные направления работы
1) Комплексные научные исследования в области психологии и педагогики раннего детства:
-
экология раннего детского возраста и пути реализации задач гармонического развития ребёнка;
-
педагогические условия психофизического благополучия ребёнка раннего возраста в дошкольном учреждении;
-
педагогические условия интеллектуального и творческого развития ребёнка раннего возраста;
-
разработка интегративного подхода к общественному и семейному воспитанию детей раннего возраста.
-
Физиологические и медико-гигиенические исследования.
-
Анализ состояния и выработки новых подходов в развитии общественного воспитания детей раннего возраста.
-
Систематическое изучение общественного мнения по проблемам воспитания и обучения детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи.
-
Программно-методическое обеспечение воспитательной работы с детьми раннего возраста в детском саду и семье.
-
Разработка нормативных и инструктивных документов по организации работы дошкольных учреждений разных типов и профилей для детей раннего возраста.
-
Оказание научно-методической помощи работникам дошкольных учреждений и семье по вопросам организации жизни, воспитания и обучения детей раннего возраста; оптимизация работы с педагогическими и медицинскими кадрами детских учреждений.
-
Разработка учебно-тематических планов и программ повышения педагогической культуры родителей детей раннего возраста, поиск новых организационных форм.
-
Организация экспериментальных площадок по апробации нового содержания, форм и методов работы с детьми раннего возраста.
-
Обобщение и распространение передового опыта работы дошкольных учреждений; семейного воспитания детей до 3-х лет.
-
Проведение совещаний, научно-практических конференций, семинаров по актуальным проблемам воспитания и обучения детей раннего возраста.
-
Изучение зарубежного опыта работы.
2. Проект социальной программы «Я и мама» на основе взаимодействия детских дошкольных учреждений с семьёй.
Исследования в области пренатального онтогенеза дают основания для решения проблемы биологической связи матери и ребёнка на современном уровне научных знаний. Комплексное решение проблемы связано с обеспечением психофизического благополучия двуединства системы «мать и дитя» на основе двусторонней обратной связи. Детские учреждения (ясли, ясли – сады) должны стать культурными центрами в работе с семьёй.
Основные направления работы:
-
каждое детское учреждение микрорайона должно стать педагогическим центром работы с населением по проблемам развития и воспитания ребёнка раннего возраста;
-
организация консультативной педагогической службы при ясли – садах микрорайона;
-
организация «пренатальных университетов» при ясли – садах в микрорайонах для работы с будущими матерями. Рассматривать работу с беременными женщинами и молодыми матерями (родителями) как неотъемлемую часть широкой культурной программы общественно-семейного воспитания ребёнка, направленную на психофизическое благополучие материнства и детства, культуру воспитания ребёнка с первых месяцев его жизни;
-
ходатайствовать о введении ставки методиста раннего детского возраста (социального работника) в штат детских учреждений, вменив в обязанность патронажную педагогическую работу, консультативную службу при детском центре, а также курирование групп раннего возраста в качестве педагога – методиста;
-
ходатайствовать о создании приоритетных условий (на конкурсной основе) для воспитателей групп раннего возраста – 15 – 20% надбавку к оплате их труда. При условии высоких показателей работы педагогов, прошедших конкурсное тестирование, установить ещё 10 – 15% надбавки к окладу по результатам труда;
-
разработать систему моральных поощрений для творческих работников групп раннего возраста по результатам их труда;
-
создать на базе дошкольных учреждений не только «пренатальные университеты», но и «школы молодой семьи», применяя для их организации новейшие научные данные отечественных и зарубежных специалистов;
-
считать обязанностью педагогических центров «Я и мама» оказывать действенную помощь матери и ребёнку данного микрорайона по следующей широкой программе взаимодействия:
а) консультативная помощь в рациональной организации труда матери по уходу за младенцем в условиях семейного воспитания (вызов педагога на до – идея не только семейного врача, но и семейного педагога);
б) консультативная помощь в вопросах воспитания ребёнка с первых месяцев жизни;
в) на основе последних достижений науки осуществлять контроль за развитием ребёнка, в случае необходимости – раннюю коррекцию воспитания;
г) создание при детском центре «Я и мама» групп неполного дня (на 1 – 1,5 часа, максимум – до 2 – 3 часов) для пребывания младенцев в детском учреждении с целью действенной помощи молодым семьям, в частности, матери.
В создании положительного микроклимата семейных отношений и культуры быта, а также профилактики хронического утомления матери при уходе за ребёнком в условиях семьи:
д) организовать при детском центре «Я и мама» действенную помощь по следующим видам услуг:
-
централизованное обеспечение матери и ребёнка продуктами питания, фруктами;
-
организация выездной торговли детскими товарами (конкретно с ориентировкой на возраст ребёнка);
-
централизованное обеспечение пелёнками и детским бельём – стирка, просушивание, глажение – при условии ежедневной доставки на дом;
ж) обеспечение культурной программы семьи:
-
беседы о воспитании;
-
обсуждение лучшего опыта семейного воспитания;
-
школа домохозяйки (домоводство и рациональное ведение хозяйства);
-
психологическая служба семьи (психологическая «разгрузка»);
-
«школа отцов»;
-
объединение молодых семей для совместных досугов, общения (дискотеки, видеофильмы, семейные торжества и т. п.);
-
подготовка ребёнка к детскому учреждению, выбор воспитателя и т. д.
Представленный проект программы осуществляется на основе интеграции семейного и общественного воспитания, возникновения многофункциональной системы общественно-семейного взаимодействия.
- Дошкольная педагогика
- Оглавление
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики 9
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения 45
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения
- Раздел 4. Ребенок и социум 118
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1. Основы дошкольной педагогики
- 1.1. Дошкольная педагогика как наука
- 1.2. Этапы становления и основные направления развития дошкольной педагогики
- 1.3. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка
- Зарубежные педагогические теории
- Современные отечественные педагогические теории
- 1.4. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 1.5. Характеристика системы современного дошкольного образования в России
- Задачи доу
- Характеристика программы «От рождения до школы» / под ред. М.А. Васильевой, н.Е. Вераксы. – м., 2010 г. Пояснительная записка
- 1.6. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
- 1.7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Раздел 2. Образовательный процесс дошкольного учреждения
- 2.1. Теоретические основы построения целостного образовательного процесса дошкольного учреждения
- 2.2. Становление и развитие теории обучения в отечественной дошкольной педагогике
- 2.3. Физическое развитие дошкольников
- 2.4. Социальное развитие дошкольников
- 2.5. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников
- Монтессори – педагогика
- Образовательная программа «Школа 2100»
- Школа «Открытие»
- 2.6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
- Раздел 3. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности
- 3.1. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 3.2. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 3.3. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- Дидактические
- Народные игры
- 3.4. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребенка
- Примерный перечень основных игрушек:
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- 3.6. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- Раздел 4. Ребенок и социум
- 4.1. Взаимодействие доу с семьей
- 4.2. Концептуально – теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- Варианты научного обоснования целевого, содержательного и организационного аспектов образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Багаутдинова с. Ф.)
- Заключение
- Семинарские занятия по дошкольной педагогике
- Хрестоматия
- "Об образовании в Российской Федерации"
- Глава 10. Дошкольное образование
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
- 1.1. Ребенок и общество
- 1.2. Значение дошкольного детства в становлении личности
- 1.3. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
- 1.4. Охрана и укрепление здоровья детей
- 1.5. Перестройка содержания педагогической работы с детьми
- 1.6. Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 1.7. Воспитание дошкольников
- 1.8. Обучение дошкольников
- 1.9. Единство воспитания и обучения
- 1.10. Организация жизни ребенка. Условия развития
- 1.11.Семья, детский сад, школа
- Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений
- Конвенция о правах ребенка
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- 1. Общие положения
- Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
- III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- Участники образовательного процесса
- Управление дошкольным образовательным учреждением
- Имущество и средства учреждения
- Образовательные программы для дошкольников
- Структура программы:
- Программа «Радуга»
- О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «успех»
- Методологическая основа Программы «Успех»
- Основные особенности Программы «Успех»
- Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека
- Список литературы
- Дети о себе и своих ценностях
- Дошкольники о себе и других людях Самоидентификация, представления о человеке
- Маленькие магнитогорцы и детский сад
- Дошкольники о себе и своей семье
- Маленькие граждане о своем городе
- Дети о себе и своей стране
- Дошкольники о себе и окружающем мире
- 6.3. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях педагогов г. Магнитогорска
- 6.4. Характеристика проблем современного дошкольного детства в представлениях родителей г. Магнитогорска
- Приложения Приложение № 1
- Приложение № 2
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Глава 1. Теоретические основы проблемы.
- Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы.
- Приложение № 3
- Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике (разработана совместно с т.М. Бабуновой)
- 1. Дошкольная педагогика как наука. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- 3. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника
- 4. Система современного дошкольного образования в России
- 5. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога
- 6. Ребенок – дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
- 7. Теоретические основы определения целей, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- 9. Участники целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребёнка. Взаимодействие педагога и детей
- 10. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
- 11. Концептуально-теоретические основы построения предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения
- 12. Гуманизация образовательного процесса доу
- 13. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике
- И развития дошкольников
- 15. Формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста
- 16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста
- 17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников
- 18. Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников
- 19. Педагогические условия развития, обучения и воспитания дошкольников в художественно-эстетической деятельности
- 20. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности детей дошкольного возраста
- 21. Педагогические условия организации деятельности общения дошкольников
- 22. Теоретические основы использования игрушки в жизнедеятельности ребёнка
- 23. Концептуально-теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений
- 24. Концептуально-теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
- 25. Теоретические основы реализации принципа преемственности во взаимодействии дошкольных образовательных учреждений и школы
- Вопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Тестовые задания закрытого типа
- Тестовые задания на установление соответствия
- Тестовые задания открытого типа
- Тестовые задания на установление последовательности
- Предметный указатель
- Библиографический список
- Рекомендуемая литература (дополнительная) по курсу “Дошкольная педагогика”
- Турченко Вера Ивановна дошкольная педагогика