logo search
дошкольная педагогика

3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников

В ФГТ выделяется отдельная область «Труд». Ставится цель формирования положительного отношения к труду. Предполагается решать следующие задачи: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к труду, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека.

Трудовая деятельность — деятельность по получению жизненно полезного результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий труда. Результат детского труда не имеет общественной значимости, но обладает большим воспитательным воздействием.

Особенности трудовой деятельности дошкольников:

Трудовое воспитание дошкольников предполагает:

Трудовая деятельность дошкольников имеет следующую структуру: цель, мотивы, планирование, трудовые действия, результат.

Средства трудового воспитания дошкольников:

Формы организации труда дошкольников:

Виды труда дошкольников:

Условия для труда детей:

Перечень трудовых умений и навыков дошкольников:

Младший дошкольный возраст: выполнение трудовых поручений взрослого по уходу за растениями и животными; высевание, высаживание крупных семян; собирание урожая; одевание, раздевание, умывание, пользование туалетом с небольшой помощью взрослого; выполнение трудовых поручений по мытью игрушек, стирке кукольного белья, уборке мусора.

Старший дошкольный возраст: самостоятельное осуществление ухода за растениями и животными в качестве дежурных по уголку природы; участие во вторичной перекопке земли; умение готовить блюда из овощей, тесто, пользоваться бытовыми приборами; умение заниматься каким-либо видом художественного труда (вязание, бисероплетение, керамика, ткачество и др.); изготовление игрушек и пособий из разных материалов.

Крулехт М. В. предлагает следующую технологию трудового воспитания с учетом возраста детей. В основе технологии лежит идея освоения позиции субъекта ребенка в труде. Суть данной технологии заключается в формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка. Автор предлагает выстраивать технологию поэтапно. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания (знания о предметном мире и труде взрослых, обучение детей труду, самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома. Первый шаг (этап) при вхождении ребенка в реальные трудовые связи — приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг (этап) — освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата. Третий шаг (этап) связан с дальнейшим освоением позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.

Сайгушева Л. И. и Мичурина Ю. А. разработали технологию, включающую три модуля.

Первый модуль — взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых).

Второй модуль — организация трудовой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, интеграция физического и умственного труда.

Третий модуль — организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн).

Методы и приемы руководства трудом детей.

Возможно использовать моделирование, например, отобрать картинки, на которых изображены орудия труда, с помощью которых можно ухаживать за комнатными растениями; пословицы о труде, оценку, поощрение, игровые формы организации труда («День добрых дел», «День Мойдодыра») (Сайгушева Л. И.).

Над проблемой трудового воспитания дошкольников работали и работают следующие авторы: Нечаева В. Г., Година Г. Н., Буре Р. С., Сергеева Д. В., Козлова С. А., Крулехт М. В., Сайгушева Л. И., Мичурина Ю. А.

Не во всех образовательных программах для дошкольников имеется раздел, связанный с практической деятельностью (трудовым воспитанием) детей, так как отдельные авторы считают не важным и не обязательным решение задач трудового воспитания в дошкольном возрасте. Так, например, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой раздел «Трудовое воспитание» выделен начиная с третьего года жизни. Уже на третьем году жизни дети должны уметь самостоятельно обслуживать себя, поддерживать порядок в игровой комнате, вместе со взрослым накрывать на стол, ухаживать за растениями и животными, иметь желание помогать взрослым, уважать труд людей.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с трудом детей, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, основными педагогическими условиями организации собственно трудовой деятельности дошкольников являются: создание соответствующей среды, выбор и использование технологий приобщения детей к труду.

Задания:

Запомните:

Основные термины и понятия: «трудовая деятельность», «средства труда», «формы организации труда», «виды труда».

Проверьте себя:

Средства трудового воспитания дошкольников: