logo search
дошкольная педагогика

Введение

Актуальность и социальная значимость «Дошкольной педагогики» обусловлены её принадлежностью к блоку дисциплин, связанных с человековедением. Дети дошкольного возраста — будущее общества, страны. Дошкольный возраст — самоценный, самобытный, наиважнейший этап в жизни человека, когда закладывается фундамент всего и вся, формируются основы будущей личности.

Объектом дошкольной педагогики являются дети от 3 до 7 лет.

Предмет дошкольной педагогики — закономерности воспитания, обучения и развития детей от 3 до 7 лет.

Дошкольная педагогика учитывает философские законы, такие как единство и борьба противоположностей при разработке новых технологий обучения и воспитания дошкольников.

Как учебная дисциплина, «Дошкольная педагогика» решает следующие задачи: познакомить студентов с методологическими и теоретическими основами дошкольной педагогики, ее местом в системе наук; формировать понимание самоценности дошкольного детства; развивать интерес, творческое отношение к педагогической деятельности в ДОУ, колледжах. Требования к уровню освоения содержания курса: знание социального опыта в сфере дошкольного образования; сформированность отношения к опыту дошкольного образования, преподаванию дисциплин в педколледже; наличие интереса, креативности в педагогической деятельности в ДОУ и колледжах; сформированность начальных умений работы с детьми дошкольного возраста, педагогами ДОУ, студентами педколледжа, владение педагогической рефлексией.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. Дошкольная педагогика руководствуется положениями философии о роли воспитания в развитии личности, роли педагога в развитии ребёнка.

Основными понятиями дошкольной педагогики являются: воспитание, обучение, развитие, образование, формирование.

Дошкольная педагогика — одна из отраслей педагогики наряду со специальной педагогикой, социальной педагогикой и др. Дошкольная педагогика как наука начала формироваться в XVII в. благодаря заслугам чешского педагога Я.А. Коменского. Условно выделяются три этапа в развитии дошкольной педагогики. Современная дошкольная отечественная педагогика характеризуется как педагогика развития, педагогика личностно-ориентированная. Актуальными проблемами современной отечественной дошкольной педагогики являются гендерные аспекты воспитания дошкольников, патриотическое воспитание, региональные особенности воспитания детей.

Знания, полученные в курсе «Дошкольная педагогика», обязательно пригодятся при изучении дисциплин, связанных с технологией дошкольного образования. В профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования курс «Дошкольная педагогика» занимает центральное место в блоке специальных дисциплин. Материал дисциплины является фундаментом для изучения различных технологий дошкольного образования. В пособии в полном объеме представлены материалы для изучения данного курса (от начала на младших курсах до государственного экзамена по дошкольной педагогике и написания выпускной квалификационной работы). Материал ориентирован на государственный образовательный стандарт, квалификационную характеристику выпускника.

Курс условно содержит четыре раздела: «Основы дошкольной педагогики», «Образовательный процесс дошкольного учреждения», «Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности», «Ребёнок и социум». Материал пособия, в целом, соответствует требованиям ГОС ВПО 2005 г., ФГОС ВПО 2010–2011 г. «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» учитывает содержание подобных пособий других авторов.

Наиболее сложные темы – это «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики», «Теоретические основы построения целостного образовательного процесса ДОУ», «Концептуально-теоретические основы подготовки детей к школе».

После изучения лекционной темы необходимо ответить на контрольные вопросы, вопросы для самопроверки; подготовиться и активно участвовать в семинарском занятии; попытаться ответить на задания теста для закрепления знаний; выполнить задания, рекомендуемые к семинарским занятиям, связанные с педагогической рефлексией.

После каждой темы лекций даются задания, связанные с основными понятиями дошкольной педагогики, и задания для самоконтроля, самопроверки в форме теста. Задания в семинарских занятиях, в основном, связаны с будущей профессиональной деятельностью, демонстрируют примеры применения теоретических знаний для решения практических задач. Нами предпринята попытка обобщить материалы исследований и передовой педагогический опыт последних лет по проблемам дошкольной педагогики, представленные в многочисленных периодических профессиональных изданиях.

Данное учебное пособие – своеобразный «путеводитель» по курсу «Дошкольная педагогика». Любознательным, заинтересованным студентам оно поможет приобрести систематизированные знания, развить творческий подход к решению педагогических проблем; для преподавателей особый интерес будет представлять авторская педагогическая технология по данному курсу.