logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

6. Лабораторные работы

№№ и названия разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа № 1: Дошкольник как объект изучения и субъект воспитания.

Раздел 1.Дошкольная педагогика как наука

Тема: Личность ребенка-дошкольника как объект изучения и субъект воспитания

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть значение дошкольного детства в становлении личности.

2.Раскрыть роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста.

3.Раскрыть роль деятельности как условия и средства развития и воспитания ребенка.

4.Раскрыть принцип индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса.

5.Учиться применять знания по возрастной психологии для обоснования особенностей построения взаимодействия воспитателя с дошкольниками.

Содержание работы:

Задание 1. На основе работы с первоисточниками составить психолого-педагогический портрет ребенка-дошкольника (младшего, среднего, старшего возраста), отразив в нем особенности психического развития на данном этапе дошкольного детства, социальную ситуацию развития, возможности в овладении разными видами детской деятельности, своеобразие общения с сверстниками и взрослыми, потенциальные возможности и ориентиры дальнейшего развития.

Оформить содержание в виде текста-сообщения для родителей от имени ребенка

Задание 2. Заполнить таблицу по использованию диагностических методов при изучении развития и воспитания дошкольника.

Метод

Возможности изучения

Педагогическое наблюдение

Беседа

Анализ детской работы

и т.д.

Литература

Основная

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед./ Р.Л. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.- М.: Культура, Академический проект, 2005.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. / С.А. Козлова, Т.И. Куликова. - М: Академия, 1998, 2002.– С 80-85.

Дополнительная

Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.И. Булычева и др. / под общ. ред.О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой.– М.: ДЦВ, 1996.

Якобсон С.Г. Дошкольник и психология и педагогика возраста: методич. пос. для вос. детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева.– М.: Дрофа, 2006.

Дополнительно рекомендуемая

Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание.- 1993.- №1.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 1988.- Гл 2. (или другой учебник по детской психологии).

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Просвещение, 1989.

Портрет развития ребенка дошкольного возраста: « Я развиваюсь, умею, знаю, хочу»

Лабораторная работа № 2: Содержание образования и образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений

Раздел 2.Социальные институты воспитания и образования дошкольника

Тема:Дошкольное образование в системе образования РФ

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с концепциями дошкольного воспитания и дошкольного образования.

2.Познакомиться с основной образовательной программой для ДОУ.

3.Учиться анализировать и сопоставлять концептуально-нормативные документы.

Содержание: на занятии студент заполняет схемы-таблицы по основным концептуальным и программным документам, сравнивает их содержание.

Схема 1. Концепции воспитания и образования

Конц. дошк. воспитания

Конц. дошк. образования

Понимание значениея дошкольного детства

Роль воспитания в дошкольном возрасте

Основные принципы воспитания

Возр периодизация

Задачи ДОУ

Задачи образовательного процесса

Направления образовательного процесса

Схема 2. Пример программы для ДОУ

Концептуальные основы

Цель

Задачи

Структура

Особенности огрганизации пед. процесса

Ожидаемые результаты

Требования педагогу

Характер взаимодействия педагога и ребенка

Литература

Концепция воспитания детей дошкольного возраста / Дошкольное образование в России : сб. действ. норм.-прав. док. и науч.-метод. матер. / под ред. Р.Б. Стеркиной.– М.: АСТ, 1997.– С. 8-33.

Концепция дошкольного образования как ступень системы общего образования. Научная концепция / под ред. В.И. Слободчикова // Управление. Детский сад.- 2006.- № 10.– С. 8-40.

Примерная общеобразовательная программа для дошкольных образовательных учреждений / под ред. С. Л. Новоселовой.- М., 2006.

Письменный анализ концептуально-нормативных документов

Лабораторная работа № 3: Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Раздел 5.Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности

Тема:Воспитание и развитие ребенка в художественно-эстетической деятельности

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с организацией процесса эстетического воспитания в ДОУ.

2.Учиться анализировать эстетически-развивающую среду ДОУ.

3.Познакомиться с занятиями по художественно-эстетическим видам деятельности в разных группах.

Занятие проводится на базе ДОУ (или с использованием видеозаписей).

Содержание деятельности

Задание 1. Изучить художественное оформление одной из групп по показателям:

-динамичнеость и педагогическая направленность в оформлении

-стиль эстетического оформления

-использование произведений искусства

-использование декаративных украшений, детских работ

-гармоничность интерьера в целом

-соответствие возрасту детей

Задание 2. На занятии (музыкальном, по лепке, по рисованию…) в старшей групп выделите: умеют ли дети рисовать и лепить с натуры, теме или замыслу; отображать сюжет в этих видах творчества, композиционно строить рисунок, пользоваться цветовой гаммой, чувствовать ритм, форму, пропорции

Задание 3. Изучите проявление самостоятельности и творчества детей: их отношение к изображаемому, проявление способностей; характер переживаний при создании рисунка, танца, скульптуры; проявляют ли способность к «вхождению в образ»; присутствие «индивидуального почерка», своеобразия исполнения.

Дополнительную информацию студент может получить у педагога.

Вопросы для обсуждения:

-как вы оцениваете качество оформления учреждения требованиям построения развивающей среды и эстетики?

-разнообразны ли творческие задания, предлагаемые педагогом детям?

-как можно оценить используемые педагогом методы и приемы художествнно-эстетического воспитания детей?

-создаются ли условия для развития инициативы, самостоятельности, творческости в детском саду?

-какие предложения могут быть даны вами педагогу?

Фотозапись наблюдений, бесед с педагогами, письменный анализ.

Лабораторная работа № 4: Организация развивающей среды в ДОУ

Раздел 6.Организация педагогического процесса в ДОУ

Тема:Организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с практикой реализации предметно-развивающей среды в разных группах ДОУ.

2.Учиться систематизировать материал наблюдений и бесед с педагогами.

Задание: Познакомиться с предметно-развивающей средой одной из групп ДОУ. Проанализировать ее содержание и организацию с точки зрения принципов построения развивающей предметной среды в детском саду.

Заполнить таблицу

Принципы

Соответствия возрасту

Дистанции, позиции при взаимодействии

Активизирующего начала

Стабильности-динамичности

Комплексирования-зонирования

Эмоциогенности

Индивидуальной комфортности

Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Открытости-закрытости

Учета половых и возраст. различий

Содержательная наполняетмолсть

Примечание: анализируя содержательную наполняемлсть следует ориентироваться на временные, примерные требования к среде развития ребенка в ДОУ.

Для уточнения деталей и учета работы современных детских садов, следует обратиться к педагогу за пояснениями.

Литература

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пос. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Р.Б. Стеркина / под общ. ред. С.А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– С. 398-417.

Письменный анализ предметно-развивающей среды в одной из групп детского сада