logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность и значение эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в решении задач социального развития и воспитания.

2. Познакомиться с современными научно-методическими подходами в области педагогического содействия эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста.

3. Учиться осуществлять подбор диагностических методик для изучения эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, развивающего и дидактического материала для педагогического процесса ДОУ.

Формы отчетности: блок-схема «Педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста», подборка диагностического инструментария и игр для содействия эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Задания к изучению темы:

1. Раскройте сущность и содержание понятий: эмоция, эмоциональность, аффект.

2. Раскройте психофизиологические, психодинамические и когнитивные основы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

3. Дайте характеристику возрастным особенностям развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

4. Раскройте значение эмоционального развития дошкольника в решении задач его социально-нравственного развития: формирование опыта гуманного поведения и взаимоотношений со сверстниками, коммуникативного опыта детей, развития социально-нравственной мотивации, социальной ориентации на сверстника, субъективно-значимого, ценностного отношения к сверстнику, регуляции поведения и т.д.

5. Укажите психолого-педагогические условия содействия эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста. Раскройте их содержание и технологию создания в педагогическом процессе ДОУ.

Методические рекомендации к выполнению практических заданий:

1. На основе изучения теоретического материала по теме задания необходимо разработать блок-схему, которая свои содержанием должна отражать основные категории темы, возрастную динамику развития эмоциональной сферы ребенка, цели, задачи, средства и методы педагогической работы по развитию эмоциональной сферы личности дошкольника в образовательном процессе ДОУ.

2. Необходимо познакомиться с диагностическими методиками, выявляющими особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста и осуществить отбор комплекса таких методик для изучения процесса эмоционального развития старшего дошкольника, разработать программу диагностики эмоционального развития ребенка 5-6 лет с указанием целей, задач, параметров, критериев и характеристик процедуры диагностики.

3. На основе знакомства с методической литературой по теме задания необходимо отобрать комплекс игр разных видов, обеспечивающих реализацию задач развития разных сторон эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста. В подборке игр необходимо указать, для решения каких задач эмоционального развития ребенка могут быть использованы эти игры, цели и задачи игр, технология их применения в педагогическом процессе ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. Д. Кошелева, В. И. Перегула, О. А. Шаграева / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой.– М.: Академия, 2003.

Дополнительная

Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т. Бабаева / Дошкольное воспитание.– 2006.– № 6.

Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание.– 2007.– № 12.

Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 1.

Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 2.

Дополнительно рекомендуемая

Агафурова В.В. Эмоциональное неблагополучие и причины его проявления у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Агафурова // Актуальные проблемы совершенствования педагогического процесса ДОУ в реализации задач личностного развития дошкольника : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. О. Р. Ворошниной.– Пермь, 2005.– Ч. 2.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав.– М.: Педагогика, 1990.

Данилина Т.А. В мире детских эмоций : пос. для практ. работ. ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина.– М.: Айрис-пресс, 2004.

Данилина Т.А., Зегденидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций : пос. для практ. работ. ДОУ.– М., 2004.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций: дети 5-7 лет / Н. Л. Кряжева.–Ярославль, 2000.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович.– М.: Педагогика, 1986.

Щетинина А.Н. Восприятие и понимание эмоционального состояния человека / А. Н. Щетинина // Вопросы психологии.– 1994.– № 3.