Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
Задачи изучения темы:
1. Познакомиться с задачами и содержанием раздела образовательного стандарта ДО и образовательных программ для ДОУ «История и культура Отечества».
2. Проанализировать авторские программы Пименовой Л.В. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», Козловой С.А. «Я человек» с точки зрения реализации в них задач и содержания приобщения дошкольника к истории и культуре Родины.
3. Учиться систематизировать теоретический и практический материал.
Формы отчетности аннотация на пособие Алешиной Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, письменные ответы на вопросы для изучения темы, конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Раскройте значение направления педагогического процесса ДОУ «Ознакомление детей с историей и культурой России».
2. Дайте характеристику задач и содержания данного направления работы с детьми. Сравните подходы разработчиков программ (Пименова Л.В. и Козлова С.А) к определению задач и содержания работы по данному направлению педагогического процесса в ДОУ (общее и отличное).
3. Раскройте возможности разных методов (наблюдения, рассказ педагога, дидактические игры и игры драматизации, экспериментирование, беседы и т.д.) и форм организации педагогического процесса (разные виды занятий, экскурсии), развивающей предметной среды в решении задач приобщения ребенка к истории и культуре.
4. Раскройте возможности использования игры, художественной литературы, предметов культуры, моделей как средств решения задач приобщения дошкольника к истории и культуре Отечества.
Методические рекомендации к аннотированию пособия
В аннотации на пособие необходимо указать исходные данные пособия, отразить его назначение, дать краткую характеристику содержания и обозначить ту категорию специалистов дошкольного образования, которым может быть адресовано данное пособие.
Методические рекомендации к разработке конспекта
Для составления конспекта занятия по разделу «Человек в истории и культуре» необходимо познакомиться с методическим пособием Данилиной Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России».– М., 2004. (см. занятие 15, тема Жизнь Руси в старину.– С. 59-60). Студенту необходимо разработать занятие по такой же теме, но с собственным вариантом программного содержания и содержания самого занятия. Занятие может быть представлено в форме беседы с элементами рассказа и иллюстраций, в форме игры-конкурса с детьми и их родителями, в форме игры-путешествия, как комплексное занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельности и т.д. В конспекте занятия необходимо отразить тему, возрастную группу, программное содержание (обучающие, образовательные, воспитательные, развивающие и речевые задачи), предварительную работу с детьми до занятия, подробное описание каждой части занятия с указанием вопросов, заданий детям, обобщения воспитателя и других приемов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России : пос. для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина.– М.: Акркти, 2004.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.– СПб.: Детство-Пресс, 1998.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова.– М.: Академия, 1998.
Козлова С.А. Программа приобщения дошкольников к социальному миру «Я человек» / С. А. Козлова.– М.: Академия, 1996.
Дополнительная
Голдобина О.В. Народная культура – источник воспитания дошкольников / О. В. Годобина // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь., 2005.– Ч. 2.
Котельникова Н.В. Этическое образование детей с использованием семейных традиций народной культуры / Н. В. Котельникова // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь., 2005.– Ч. 1.
Любимова Л.В. Организация и проведение экспериментальной работы по становлению гражданственности детей дошкольного возраста посредством народной культуры / Л. В. Любимова // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь., 2005.– Ч. 1.
Дополнительно рекомендуемая
Алешина М.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя, старшая группы) / М. В. Алешина.– М.: ЦГЛ, 2003.
Махтиева Н. О приобщении дошкольников к истории России / Н. Махтиева // Дошкольное воспитание.– 1999.– № 2.
Мацкевич М. Путешествие в Древнюю Русь / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание.– 2004.– № 4.
Рудницкая Р.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью народных праздников и гуляний / Р.А. Рудницкая // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. В. Коломийченко и др. .– Пермь., 2005.– Ч. 1.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика