logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу

Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Педагогическое взаимодействие: сущность, роль в процессе образования, воспитания и развития личности. Типы взвимодействия. Личностно-ориентированное, развивающее взаимодействие. Педагог как носитель культутры. Ребенок – как субъект активно познающий, усваивающий и творящий культуру.

Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольника

в дошкольном образовательном учреждении и семье

Воспитание как часть образовательного педагогического процесса ДОУ. Цель и задачи воспитания ребенка – обеспечение целостности и гармоничности развития дошкольника в детском саду. Направления воспитания дошкольника в ДОУ. Соотношение линий развития (физическое, познавательно-речевое, социальное и художественно-эстетическое) с направлениями воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Тема 9. Физическое воспитание и развитие

ребенка дошкольного возраста в детском саду

Теоретические основы физического воспитания. Сущность физического воспитания. Значение физического воспитания. Становление и развитие системы физического воспитания в отечественной педагогике и практике дошкольных учреждений (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, Н.М. Щелованов, Е.Г. Гориневская, М.Ю. Кистяковская и др.).

Методологические основы физического воспитания: философское учение о человеке, закономерностях его развития; естественнонаучные основы (представление об организме человека как целом, представление об организме человека как системе, взаимосвязь организма с окружающей средой); теория управления движениями; понимание физического воспитания как системы; понимание физического развития ребенка как процесса саморазвития на основе усвоения общечеловеческой и национальной санитарно-гигиенической и двигательной культуры общества; признание ведущей роли воспитания в формировании здорового образа жизни и развитии физически совершенной личности.

Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях и в семье. Цель физического воспитания – воспитание физического и психического здоровья ребенка (в соответствии с ВОЗ). Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Содержание физического воспитания: приобщение к здоровому образу жизни на основе овладения ребенком санитарно-гигиенической, двигательной культурой общества и закаливания. Нормы и правила гигиены, культурно-гигиенического поведения и культуры жизненно важных движений. Современные образовательные программы о физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Средства физического воспитания. Гигиенические факторы: режим, его значение, научные основы организации; питание, научные основы его организации; гигиена обстановки, одежды, обуви; культурно-гигиенические навыки и привычки. Естественные силы природы: воздух, вода, солнце. Физические упражнения: массаж, подвижные игры, гимнастика (основная, гигиеническая, вспомогательная, спортивная), спортивные упражнения, туризм (пешеходные прогулки, экскурсии).

Методы физического воспитания. Наглядные, словесные, практические методы физического воспитания. Методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности детей. Методы организации двигательной деятельности детей. Методы регулирования и контроля двигательной деятельности детей.

Формы организации и контроля по физическому воспитанию в детском саду: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дни здоровья, пешеходные прогулки и экскурсии, самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Место самостоятельной двигательной деятельности ребенка в режиме дня.

Условия физического воспитания: благоприятный психологический микроклимат, создание развивающей среды, положительный пример взрослых, участие родителей в физическом воспитании детей, наличия программы, своевременная диагностика уровня физического развития детей, индивидуальный подход к детям, учет возрастных возможностей.

Методы диагностики уровня физического развития детей. Межиндивидуальные различия детей, пути индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания.

Физическое воспитание ребенка-дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия.

Альтернативные системы физического воспитания дошкольников в детском саду и семье.

Оздоровление дошкольников в дошкольном образовательном учреждении: цели, задачи, содержание, современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования. Проблемы валеологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, валеология.

Примечание: данная тема студентами ОЗО изучается самостоятельно.