logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников

Задачи изучения темы:

1. Дать характеристику концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания.

2. Раскрыть сущность сенсорного воспитания, его значение, цель и задачи и содержание, средства, методы, формы, условия.

Форма проведения занятия: собеседование. Обсуждение практического материала (игры, занятия и др.).

Форма отчета: планы ответов, описания игр, занятия и т.п. по сенсорному воспитанию, карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания дошкольников» по одному из видов деятельности (по выбору студентов).

Задания для собеседования:

1. Раскройте содержание понятия «сенсорное воспитание».

2. Раскройте значение сенсорного воспитания.

3. Раскройте концептуальные основы теории и практики сенсорного воспитания в отечественных детских садах.

4. Укажите цель и задачи сенсорного воспитания.

5. Дайте характеристику содержания сенсорного воспитания детей-дошкольников.

6. Укажите и охарактеризуйте средства сенсорного воспитания.

7. Раскройте содержание и особенности использования методов сенсорного воспитания.

8. Дайте характеристику формам организации работы по сенсорному воспитанию детей.

9. Дайте характеристику условий сенсорного воспитания дошкольников.

Схема составления карты-конспекта «Педагогическая система сенсорного

воспитания дошкольников»:

Цель и

задачи

Содержание

Средства

Методы

Формы

Условия

Результат

Методические рекомендации: ответ на вопросы 1-4 готовят все студенты по учебному пособию, ответы на остальные вопросы готовятся по выбору студентов по одному из видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая и т.д.). В процессе подготовки к ответу для иллюстрации педагогического процесса сделать запись игры, или занятия, или прогулки и т. п., используя для этого рекомендованную литературу.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С.144-152.

Программа «Развитие» (основные положения) / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. .– М.: Новая школа, 1994.– С. 8-9, 19-20.

Дополнительная

Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта деятельности / М. В. Крулехт.– СПб.: Детство-Пресс, 2002.– С. 21-59.

Логинова В.И. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. пединст. в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1988.– Ч. 1.– С. 107-117.

Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина.– М., 1979. Гл. «Формирование словаря».

Дополнительно рекомендуемая

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л. А. Венгера.– М.: Просвещение, 1973.

Муханова К. Сенсорное развитие дошкольников / К. Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание.– 1994.– № 4, 5.

Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова.– М., 1969 (главы по выбору).

Поддъяков В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой.– М.: Просвещение, 1982.