logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка

Основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, функции, задачи, методы, средства, предмет, объект дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика как область гуманитарного знания, как фундаментальная и прикладная наука. Функции дошкольной педагогики как науки: теоретическая, технологическая, прогностическая.

Объект дошкольной педагогики – процесс развития ребенка дошкольного возраста в условиях педагогической системы, процессов воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Предмет дошкольной педагогики – педагогический процесс как фактор целенаправленного содействия развитию личности ребенка дошкольного возраста, его сущность, закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, технология.

Значение и уникальность дошкольного возраста. Современное отношение общества к дошкольному детству как самоценному этапу развития личности, определяющему все дальнейшее ее развитие. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в дошкольный период детства.

Система дошкольной педагогики как науки: дошкольная педагогика, история дошкольной педагогики, теория и методика физического воспитания и развития ребенка, теория и методика развития речи детей, теория и методика математического развития ребенка, теория и методика экологического воспитания детей, теория и методика детского изобразительного творчества, теория и методика музыкального развития детей, семейная педагогика, дошкольные тифло-сурдо-олигофренопедагогика.

Связь дошкольной педагогики с другими науками: философия, социология, история, культурология, медицина, анатомия и физиология детей о подростков, гигиена детей раннего и дошкольного возраста, детская психология и др. Формы связи дошкольной педагогики с другими науками о человеке.