logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть пути индивидуализации педагогической работы с детьми в процессе трудового воспитания.

2. Учиться составлять индивидуальную карту развития трудовых умений ребенка и разрабатывать индивидуальную программу педагогической работы с ним.

Форма проведения занятия: собеседование.

Форма отчета: конспекты, планы ответов на вопросы.

Вопросы для собеседования:

1. Раскройте, в чем состоит значение педагогической диагностики овладения дошкольниками программы трудового воспитания?

2. Укажите, какие методы используются для диагностики развития ребенка в процессе трудового воспитания? Приведите примеры использования методов, программ изучения индивидуального развития ребенка.

3. Укажите возможные причины отставания дошкольника в овладении программой трудового воспитания.

4. Укажите, какие пути индивидуализации работы с детьми в процессе трудового воспитания применяются. Дайте характеристику каждого.

Практическое задание:

Студент проводит обследование ребенка старшего дошкольного возраста по изучению уровня представлений о труде взрослых, владению трудовыми умениями и навыкам. (Задания для проведения диагностики см. в пособии Л.П. Князевой «Методические рекомендации по использованию индивидуального подхода при воспитании трудолюбия и ответственности у дошкольников» (Пермь, 1988). На основе анализа результатов диагностики необходимо сделать вывод об уровне освоения ребенком программы трудового воспитания. (На основе сравнения требований образовательной программы «Детство» по разделу «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», старший дошкольный возраст). Результаты заключений педагогической диагностики обсуждаются в группе. На основе обсуждений составляется план-программа работы с обследованным ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред. Т..И. Бабаевой.– СПб.: Детство-Пресс, 2001.– С. 188-193.

Князева Л.П. Методические рекомендации по использованию индивидуального подхода при воспитании трудолюбия и ответственности у дошкольников / Л.П. Князева.– Пермь, 1988.

Дополнительная

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.– М., 1985.– С. 45-57.

Штиммер Э.В. Роль обучения в усвоении типологических характеристик индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы теории темперамента : сб. науч. тр. .– Пермь, 1974.– С. 110-127.