logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность метода умственного воспитания.

2. Познакомиться с разнообразными классификациями методов умственного воспитания.

3. Раскрыть содержание и особенности использования методов умственного воспитания.

4. Учиться анализировать учебный материал, сопоставлять различные точки зрения.

Форма отчетности: конспекты статей, письменные характеристики методов умственного воспитания, анализ конспектов занятий.

Задания для собеседования.

1. Понятие «метод умственного воспитания».

2. Класификации методов умственного воспитания (по источнику познания, по задачам умственного воспитания детей).

3. Значение методов умственного воспитания для решения задач содействия умственному развитию дошкольников.

4. Характеристика методов умственного воспитания:

5. Дайте характеристику современным активным методам умственного воспитания детей (опыты, эксперименты).

Практическое задание: проанализировать конспекты занятий по ознакомлению с окружающим. Выделить в них методы умственного воспитания, обосновать целесообразность и грамотность их применения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Козлова С.А. Дошкольная педагогика : уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: 1998, 2002.– С. 229-262.

Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н. Короткова // Дошкольное воспитание.– 2001.– № 3, 4, 5.

Куликовсая И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.– М.: Педагогическое общество России, 2003.

Дополнительная

Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М., 1987.– Ч. 2.– Гл. «Дидактика детского сада».

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспеткы занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Белоустова.– СПб: Детство-пресс, 2002.

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 3.

Дополнительно рекомендуемая

Емельянова М.Н. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / М. Н.Емельянова // Дошкоьне воспитание.– 2006.– № 2.

Костюченко М. Экспериментируем / М. Костюченко // Дошкольное воспитание.– 2006.– № 8.

Основы дошкольной педагогики : уч. пос.. / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.– М., 1980.– Гл. 7, п. 3.

Степанова Н.А. Развитие познавательной активности дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности / Н.А. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина.– М., 1988. (статьи Поддъякова Н.Н., Николаевой С.Н., Фрейдкина И.С. и др.)

Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада / О. И. Чехонина // Дошкольное воспитание.– 2008.– № 1.