logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)

Понятие предшкольного образования. Нормативная база. Условия организации. Программное обеспечение. Современное состояние.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: преемственность, школьная зрелость, готовность к школе, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность, нравственно-волевая готовность, физическая готовность, специальная готовность к школе.

  1. Темы семинарских занятий

Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука

Занятие 1.

Развитие дошкольной педагогики в России

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть основные направления развития дошкольной педагогики в России в советский период.

2. Раскрыть основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.

3. Учиться аннотировать научные статьи.

Форма проведения занятия: семинарское.

Формы отчета: конспекты, тезисы сообщений, аннотация на одну статью (по выбору студента), освещающую материалы исследований кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.

Вопросы и задания к обсуждению.

1. Выделите основные этапы развития отечественной дошкольной педагогики как науки в 20-21 веке.

2. Укажите основные направления педагогических исследований в области изучения воспитания и обучения детей дошкольного возраста на каждом этапе. Кратко раскройте содержание, результаты и значение этих исследований для развития теории и практики дошкольного образования.

3. Укажите основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, раскройте значение этих исследований в решении актуальных проблем современного дошкольного образования.

4. Дайте содержательную характеристику отдельных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ (аннотирование статей).

5. Сделайте выводы о результативности научного изучения проблем дошкольного воспитания на этапе 20-21 века. Сформулируйте актуальные проблемы и направления исследований на ближайший период развития отечественной дошкольной педагогики как науки.

Методические рекомендации: к ответу на 1-3, 5 вопросы готовятся все студенты. К ответу по четвертому вопросу каждый студент прорабатывает одну статью (на выбор), отражающую материалы исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики, конспектирует ее и на основе этого пишет аннотацию.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Р. Л. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.– М.: Культура, Академический проект, 2005.– С. 35-39.

Дополнительная

Пименова Л.В. Кафедра дошкольной педагогики и психологии сегодня / Л. В. Пименова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сб. науч. тр. и матер. пед. опыта / под ред. Л. В. Пименовой.– Пермь, 2001.

Дополнительно рекомендуемая

Запорожец А.В.Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова / под ред. А.В. Запорожца.– М.: Просвещение, 1980.– Гл. 1.– П. 2, Гл.11.– П. 2.

Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства / Н. Н. Поддъяков, Л. Казарян // Дошкольное воспитание.–1987.– № 11.

Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / А. В. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / под ред. М. И. Журавлевой.– М., 1981.

Литература для аннотирования:

Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании (25-26 мая, г. Пермь) : матер. междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Л. В. Коломийченко и др.– Пермь, 2005.

Статьи Захарищевой М.А., Коломийченко Л.В., Токаевой Т.З., Маланиной М.В. и др.

Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сб. науч.тр. и матер. пед. опыта.– Пермь.., 2001.

Статьи: Федотовой А.М., Токаевой Т.Э., Крыловой Н.М., Прозументик О.В., Беклемышевой Н.Ю. и др.

И другая литература по выбору студентов.

Методические рекомендации к составлению аннотаций

Аннотация – краткая характеристика произведений печати, их совокупности или частей с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.

Аннотация предполагает краткое изложение первоисточника. Обычно содержит в себе сведения об авторе, содержании произведения, его актуальности. В аннотации отражаются основные моменты статьи. Аннотация носит рекомендательный или пояснительный характер.

Аннотация составляется с целью ориентации читателя в разнообразии печатного материала. Она должна давать ясные и краткие пояснения и представления о том, следует ли читателю обращаться к знакомству с оригиналом. Если не представляется возможности ознакомиться с первоисточником, то аннотация должна заменить таковой, быть предельно исчерпывающей.

Аннотация по форме должна соответствовать оригиналу и его научно-педагогической значимости.

Оценка (кроме указаний рекомендательного характера: кому может быть адресована или интересна аннотируемый первоисточник) и критика не входят в содержание аннотации.