Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
Понятие предшкольного образования. Нормативная база. Условия организации. Программное обеспечение. Современное состояние.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: преемственность, школьная зрелость, готовность к школе, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность, нравственно-волевая готовность, физическая готовность, специальная готовность к школе.
Темы семинарских занятий
Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
Занятие 1.
Развитие дошкольной педагогики в России
Задачи изучения темы:
1. Раскрыть основные направления развития дошкольной педагогики в России в советский период.
2. Раскрыть основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.
3. Учиться аннотировать научные статьи.
Форма проведения занятия: семинарское.
Формы отчета: конспекты, тезисы сообщений, аннотация на одну статью (по выбору студента), освещающую материалы исследований кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.
Вопросы и задания к обсуждению.
1. Выделите основные этапы развития отечественной дошкольной педагогики как науки в 20-21 веке.
2. Укажите основные направления педагогических исследований в области изучения воспитания и обучения детей дошкольного возраста на каждом этапе. Кратко раскройте содержание, результаты и значение этих исследований для развития теории и практики дошкольного образования.
3. Укажите основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, раскройте значение этих исследований в решении актуальных проблем современного дошкольного образования.
4. Дайте содержательную характеристику отдельных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ (аннотирование статей).
5. Сделайте выводы о результативности научного изучения проблем дошкольного воспитания на этапе 20-21 века. Сформулируйте актуальные проблемы и направления исследований на ближайший период развития отечественной дошкольной педагогики как науки.
Методические рекомендации: к ответу на 1-3, 5 вопросы готовятся все студенты. К ответу по четвертому вопросу каждый студент прорабатывает одну статью (на выбор), отражающую материалы исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики, конспектирует ее и на основе этого пишет аннотацию.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Р. Л. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.– М.: Культура, Академический проект, 2005.– С. 35-39.
Дополнительная
Пименова Л.В. Кафедра дошкольной педагогики и психологии сегодня / Л. В. Пименова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сб. науч. тр. и матер. пед. опыта / под ред. Л. В. Пименовой.– Пермь, 2001.
Дополнительно рекомендуемая
Запорожец А.В.Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова / под ред. А.В. Запорожца.– М.: Просвещение, 1980.– Гл. 1.– П. 2, Гл.11.– П. 2.
Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства / Н. Н. Поддъяков, Л. Казарян // Дошкольное воспитание.–1987.– № 11.
Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / А. В. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / под ред. М. И. Журавлевой.– М., 1981.
Литература для аннотирования:
Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании (25-26 мая, г. Пермь) : матер. междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Л. В. Коломийченко и др.– Пермь, 2005.
Статьи Захарищевой М.А., Коломийченко Л.В., Токаевой Т.З., Маланиной М.В. и др.
Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области: сб. науч.тр. и матер. пед. опыта.– Пермь.., 2001.
Статьи: Федотовой А.М., Токаевой Т.Э., Крыловой Н.М., Прозументик О.В., Беклемышевой Н.Ю. и др.
И другая литература по выбору студентов.
Методические рекомендации к составлению аннотаций
Аннотация – краткая характеристика произведений печати, их совокупности или частей с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.
Аннотация предполагает краткое изложение первоисточника. Обычно содержит в себе сведения об авторе, содержании произведения, его актуальности. В аннотации отражаются основные моменты статьи. Аннотация носит рекомендательный или пояснительный характер.
Аннотация составляется с целью ориентации читателя в разнообразии печатного материала. Она должна давать ясные и краткие пояснения и представления о том, следует ли читателю обращаться к знакомству с оригиналом. Если не представляется возможности ознакомиться с первоисточником, то аннотация должна заменить таковой, быть предельно исчерпывающей.
Аннотация по форме должна соответствовать оригиналу и его научно-педагогической значимости.
Оценка (кроме указаний рекомендательного характера: кому может быть адресована или интересна аннотируемый первоисточник) и критика не входят в содержание аннотации.
- Дошкольная педагогика
- Педагогический университет», 2008
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель и задачи курса
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании ребенка
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики
- Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
- Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
- Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф
- Раздел 3. Педагогический (образовательный) процесс дошкольного учреждения
- Тема 7. Сущность, значение и содержание педагогического процесса
- В детском саду
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка и педагога в условиях доу
- Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста
- Раздел 5. Воспитание и развитие ребенка-дошкольника в разных видах детской деятельности
- Тема 12. Воспитание и развитие дошкольника в художественно-эстетической деятельности
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Раздел 6. Организация образовательного процесса в детском саду
- Тема 15. Организация жизни, деятельности и общения в разных группах детского сада
- Тема 16. Организация предметно-развивающей среды в группах доу
- Тема 17. Моделирование, планирование и учет воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в воспитании и обучении ребенка: детский сад и школа
- Тема 18. Преемственность в воспитании и обучении человека
- Как закономерность и принцип
- Тема 19. Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
- Тема 20. Формирование готовности старшего дошкольника к обучению в школе
- Тема 21. Связь дошкольного учреждения и школы как условие обеспечения преемственности в воспитании и обучении ребенка
- Тема 22. Формы подготовки к школьному обучению детей, не посещающих детский сад (предшкольное образование)
- Раздел 2. Социальные институты образования и воспитания дошкольника
- Занятие 2.
- Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи
- В воспитании детей
- Раздел 3. Педагогический процесс
- Дошкольного образовательного учреждения
- Занятие 3.
- Педагогический процесс в доу
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу Занятие 4. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка
- В условиях педагогического процесса доу
- Занятие 5.
- Основные направления содействию социально-личностному развитию ребенка-дошкольника
- Тема 1. Правовое воспитание воспитывающих взрослых.
- Тема 2. Воспитание основ правового сознания у детей дошкольного возраста.
- Тема 3: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- Тема 4: Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- Тема 5: Воспитание любви к Родине у дошкольника
- Тема 6: Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам
- Тема 7: Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Занятие 6 Сенсорное воспитание дошкольников
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование ребенка-дошкольника в детских видах деятельности Занятие 7 Виды и формы детского труда
- Тема 1. Виды детского труда и их значение для развития и воспитания ребенка.
- Занятие 8 Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном
- И начальном школьном образовании
- Занятие 9
- Особенности образовательной работы с детьми седьмого года жизни
- 6. Лабораторные работы
- 7. Тематика рефератов и контрольных работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Литература
- Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины:
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания к самостоятельной работе
- Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки
- Задание 3. Методы педагогического исследования
- Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики Задание 4. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых
- Задание 5. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых
- Задание 6. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
- Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики Задание 7. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 8. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для доу
- Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования
- Задание 10. Формирование педагогической культуры родителей
- Тема 6. Дошкольное образование в системе образования рф Задание 11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации
- Задание 12. Типы/виды дошкольных образовательных учреждений
- Задание 13. Новые формы организации российского дошкольного образования
- Раздел 3. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
- Задание 15. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
- Задание 16. Парциальные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений
- Тема 8. Взаимодействие педагога и ребенка
- В педагогическом процессе как диалог культур
- Задание 17.
- Педагог в дошкольном образовательном учреждении
- Задание 18. Педагог и ребенок – диалог культур
- Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка в условиях педагогического процесса доу
- Задание 20. Средства физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 21. Прогулка как средство физического воспитания детей дошкольного возраста
- Задание 22. Формы организации физического воспитания и оздоровления детей в доу
- Задание 23. Здоровьесбережение в образовательном процессе доу и семье
- Задание 25. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
- Задание 26. Формирование нравственных чувств и представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников
- Задание 27. Приобщение детей дошкольного возраста к социальной действительности русской истории и культуре
- Задание 28. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста
- Задание 29. Педагогические условия развития коммуникативного опыта в дошкольном возрасте
- Задание 30. Нравственное воспитание дошкольника в разных видах деятельности
- Задание 31. Психолого-педагогические условия эмоционального развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Задание 32. Пропедевтика и коррекция негативных проявлений в поведении ребенка-дошкольника
- Задание 33. Воспитание у детей культуры поведения в семье
- Тема 11. Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста Задание 34. Альтернативные системы сенсорного воспитания
- Занятие 35. Программы детского сада об умственном воспитании и развитии ребенка («Детство», «Развитие»)
- Занятие 36. Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Занятие 37. Воспитание познавательных способностей дошкольников
- Занятие 38. Формирование способов (приемов) умственной деятельности у детей дошкольного возраста
- Задание 39. Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду
- Занятие 40. Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Занятие 42. Диагностика умственного развития ребенка дошкольного возраста
- Задание 43. Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
- Задание 43. Формирование знаний об окружающем у детей дошкольного возраста
- Задание 44. Педагогические условия развития у дошкольников умственной активности
- Задание 45. Современные технологии умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- Задание 46. Развитие интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте
- Раздел 5. Развитие, воспитание и образование дошкольника в разных видах деятельности
- Занятие 48. Ознакомление детей с произведениями искусства как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 49. Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
- Задание 50. Развитие эстетитческих восприятий и чувств в дошкольном возрасте
- Задание 51. Художественная деятельность в детском саду
- Задание 52. Формы организации эстетического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в доу
- Тема 13. Воспитание и развитие ребенка в труде
- Занятие 53.
- Программы детского сада о трудовом воспитании дошкольников
- («Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду»)
- Занятие 54. Методика формирования трудового опыта дошкольника
- Занятие 55. Индивидуализация педагогической работы в процессе трудового воспитания детей
- Задание 56. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
- Тема 14. Воспитание и развитие ребенка в игре
- Занятие 57.
- Строительно-конструктивные игры,
- Педагогическая система руководства ими
- Занятие 58. Театрализованные игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 59. Дидактические игры, педагогическая система руководства ими
- Занятие 60. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
- Задание 61. Игрушка в жизни ребенка
- Задание 62. Воспитание дошкольника в игре
- Задание 63. Игры с техническими игрушками и компьютерные игры в детском саду
- Раздел 6. Организация педагогического процесса в доу
- Задание 65. Организация жизни детей и образовательного процесса в разных группах детского сада
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Задание 67. Индивидуализация педагогического процесса в доу
- Тема 16. Организация предметной-развивающей среды в группах доу
- Занятие 68.
- Предметно-развивающая среда
- В дошкольном образовательном учреждении
- Задание 69. Особенности организации предметно-развивающей среды в доу, работающим по разным образовательным программам
- Тема 17. Планирование педагогического процесса в доу Задание 70. Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения
- Раздел 7. Преемственность в дошкольном и
- Занятие 72. Пути формирования готовности к школьному обучению
- 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний
- Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука
- Дошкольная педагогика